History and Development of Nagaibak Weaving in the Nagaibak District of the Chelyabinsk Region
- Authors: Mineeva A.A.1
-
Affiliations:
- Issue: No 1 (2024)
- Pages: 112-119
- Section: Исторические науки
- URL: https://ogarev-online.ru/2499-9555/article/view/307214
- ID: 307214
Cite item
Full Text
Abstract
The article, based on the research of ethnographers, presents material on the history and development of weaving of the Nagaibak population of the Nagaibak district of the Chelyabinsk region. Weaving as a type of needlework still lives today. In the Nagaibaksky district of the Chelyabinsk region, weaving mills were recreated. The Center for Folk Arts and Crafts of the Chelyabinsk Regional Folk Art Center provides great assistance in the revival of crafts and its development.
Keywords
Full Text
По словам специалистов, основным техническим сырьем у нагайбаков для ткачества служили конопля и отчасти лен. После технических культур самым распространенным сырьем для изготовления ткани являлась овечья шерсть. В основном она использовалась для утка. Ткани из чистой шерсти в хозяйствах нагайбаков изготовлялись главным образом для верхней одежды. Есть сведения, что в качестве сырья использовалась также верблюжья и козья шерсть [5].
Весь технический цикл работ – начиная от посева семян, ухода за растениями, сбора урожая, обработки стеблей, заканчивая изготовлением пряжи и производством тканей, в основном были обязанностью женщин. У нагайбаков сохранился простейший и, видимо, весьма давний способ снования на стене. Широкое распространение у нагайбаков получила самопрялка типа русского «стояка». Самопрялки изготавливались и продавались на местных базарах кустарями.
Если способы орудия обработки сырья и прядения были довольно устойчивыми и передавались из поколения в поколение на протяжении многих веков, то орудия ткачества пережили эволюцию от самых простых, примитивных к более сложным и усовершенствованным. Экспедиционные материалы свидетельствуют, что нагайбаки пользовались простейшими орудиями ткачества.
К сожалению, мы не можем проследить весь путь развития ткацких станов у нагайбаков. Информаторы помнят только один тип ткацкого стана – «русский», состоявший из деревянной рамы, снабженной вертикальными стойками для подвешивания берда, нитченок с двумя пришвами. Возможно, у нагайбаков был и стан, устанавливаемый на нарах, а также «татарский» тип стана, который был широко распространен у бакалинских кряшен.
Сравнительное изучение устройства, конструктивных деталей, внешних форм и т.д. орудий ткачества нагайбаков показало их идентичность с основными параметрами инструментов татар-кряшен [4].
До середины ХIХ столетия нагайбаки, как и другие народы Волго-Уральского региона, употребляли преимущественно растительные красители, получаемые из коры деревьев: тальника, ольхи, черемухи, ивы. Из всего этого сырья нагайбаки готовили богатую палитру красок для окраски пряжи и холстов. В 1870–1880-х гг. нагайбаки растительные красители заменяют анилиновыми, что расширило цветовую гамму тканей, а применение готовых фабричных нитей (киже еп) позволило упростить подготовку к тканью.
Техника изготовления тканей у нагайбаков была довольно разнообразной. Самым распространенным и наиболее простым способом является тканье при помощи двух нитов и двух подножек. При этом способе тканья уточные нити и нити основы переплетаются под прямым углом. Таким способом ткали белый холст из льняных нитей.
Материалом для мужских рубах служило белое полотно. Ткань для мужских рубах ткали из очень тонкой пряжи, а в конце ХIХ в. из хлопчатобумажной. Особенно тщательно готовили полотно для мужских рубах, предназначенных для жениха, которое ткали из очень тонкой пряжи. Эту рубаху (кияу кульмек) обязательно вышивали крестом [1].
Для мужских рубах, фартуков, штанов использовалась крашенина. Холсты окрашивали в синие, реже – красные тона. Из грубого холста синего цвета шили и женские штаны. Рабочий мужской фартук был также из крашенины.
Для пошива одежды применялась пестрядь (алача) – цветной холст с рисунком в полоску или в клетку. Повседневная одежда как мужская, так и женская полностью изготовлялась из пестряди.
Наряду с производством полосатых тканей, широкое развитие у нагайбаков получило изготовление клетчатой ткани для женских и мужских рубах и бытовых предметов (занавеси, скатерти, повседневные полотенца).
Для клетчатых тканей нагайбаков характерно двухцветное решение, чаще сочетание красного с синим, белого с черным цветом. Пестрядь с таким сочетанием использовалась для пошива мужских и женских рубах. Изменение в цвете наряду с различиями в размерах и форме клеток, создавало множество местных разновидностей.
К концу XIX столетия льняные и конопляные холсты уступают место из хлопчатобумажных нитей, которые ценились дорого и не всем были доступны. Сшитые из них женские рубахи (кижеле кулмэк) носили лишь в праздники.
Необходимым элементом женского традиционного костюма является передник. У нагайбаков получил распространение фартук сравнительно большим размером клетки и более сложным и разнообразным ритмом их чередования [1].
Довольно широкое распространение у нагайбаков получили пестрядные полотенца. Полотенца для повседневного обихода выполняли более простым способом и оформлением, а для праздничного убранства, ритуальных целей – со сложной, красочной орнаментацией с впечатляющей композицией узоров. Полотенце ткали простым полотняным переплетением, а концы украшали ткаными полосами из цветных нитей. Для полотенец нагайбаки применяли холст (основа – лен, уток – белая и красная хлопчатобумажная нить с равномерным распределением по белому фону поперечных цветных полос). Ритмично чередуя широкие и узкие полосы различных цветов, меняя их тональность, создавали ощущение динамичности. Полосы в самом разнообразном сочетании повторялись, менялись в цвете. Художественный вкус ткачихи в этом типе полотенца тем самым выражался в умелом выборе пропорции полос, соотношение их размеров цветового колорита и расстояния между ними. У нагайбаков сложилась определенная традиция в оформлении концов полотенец и различное к ним отношение. Очень часто эти полотенца использовались в интерьере жилища.
Наибольший интерес представляют декоративные полотенца (бистэр). Эти полотенца ткались довольно длинными от двух с половиной метров до трех и сравнительно не широкими 38–42 см. Довольно большую группу составляли бранные полотенца. Узор их чаще всего располагался на концах и представлял собой широкие поперечно-орнаментированные полосы, которые чередовались с более узкими, без узоров, полосами.
У нагайбаков так же, как и других групп татар, полотенца (бистэр) широко использовались в свадебном обряде. Каждая нагайбачка готовила полотенца в большом количестве. Умение ткать красивые полотенца свидетельствовало о способностях и хорошем вкусе будущей невестки, поэтому по приезду в дом жениха молодая развешивала их на стенах и иконах. Входя в дом, новобрачная вешала на гвоздь полотенца, желая обрести здесь счастье.
Среди тканых изделий бытового обихода у нагайбаков большое место отводилось производству скатерти. Будничные скатерти обычно ткались с клетчатым фоном, а иногда в полоску, т.е. пестрядным. Скатерть сшивали из двух полос и часто вставляли узкие полоски кружев, а в большинстве случаев их просто сшивали так, чтобы полосы клеток или полосок совпадали. Более ранние скатерти были чисто льняными и конопляными. Фактура ткани была очень плотной, рисунок создавался синими, красными льняными нитками.
Не менее значимыми, чем полотенца и скатерти, у нагайбаков особенно в интерьере жилища являлись занавески. Служили они для разделения жилого помещения на кухонную и гостевую части.
Помимо описанных выше предметов, каждая нагайбакская семья готовила из грубой конопляной пестряди чехлы для перин (тушек тышы) и наволочки (ястык тышы). Хлопчатобумажные нити здесь не использовали. Рисунок на тканях обычно имел вид довольно крупных полос. У нагайбаков самой распространенной была четырехнитовая техника тканья. С помощью четырех нитей и четырех подножек изготовлялись ткани самых разных узоров. Переплетение нитей в многоремезной технике, в частности, в четырехнитовой зависит от того, как нити пропускаются в нитченки и от последовательности хода подножек. На многоремезной заправке стана можно получить самые разнообразные узоры. Из тканей, выполненных многоремезной техникой шили женские рубахи и фартуки (ал щупрэг).
Ремезное узорное ткачество – наиболее сложное по технике исполнения, представляло, очевидно, самый поздний по времени возникновения вид узорного тканья. Видимо, в домашнее производство нагайбаков оно проникло вместе с их переселением в 1842 г. Возможно, эту технику тканья они восприняли от своих соседей – русских, с которыми нагайбаки жили «в согласии».
Для нагайбаков весьма характерно было украшение тканей для одежды бранными узорами. Особенностью выбора являлось то, что эта техника давала возможность получать разные цветовые оттенки нитей для выполнения отдельных орнаментальных форм. Цветовая палитра была самая разнообразная красная, синяя, зеленая, желтая. Несмотря на яркость употребляемых красок и пестроту рисунка, они уравновешивались фоном и подбирались в тон [4].
Несомненный интерес в традиционном ткачестве нагайбаков представляют художественно выполненные половики – необходимый предмет в интерьере жилища. Они чаще всего состояли из поперечных довольно широких цветных полос, чередующихся с более узкими в определенном, обычно не сложном ритме. Старинные половики изготовлялись из конопляной пачесной основы, в уток брали еще более грубые конопляные отрепья, окрашенные в тот или иной цвет. Такая грубая пряжа складывалась в две нити. Одновременно с такими чисто конопляными половиками, изготовляли и другие, в основу которых брали такой же грубый начес из конопли, а в качестве утка – лоскутики различных фабричных тканей, разорванных на полоски, соединенные и слегка скрученные. Такие половики ткут и сейчас [3].
Подводя итог обзору нагайбакского ткачества можно заключить, что оно развивалось в тесной взаимосвязи с традициями ткачества татар-кряшен Предкамья, с бакалинскими кряшенами Белебеевского уезда Уфимской губернии. Также большое влияние на ткачество нагайбаков оказали и русские. Но, несмотря на неоднократные переселения, нагайбаки продолжали сохранять традиции ткачества своих предков [2].
Ткачество как вид рукоделия живет и сегодня. Воссозданы ткацкие станы в Нагайбакском районе Челябинской области. Большую помощь на первом этапе возрождения ремесла и его развития оказывает Центр народных художественных промыслов и ремесел Челябинского областного центра народного творчества. При Центре организуются курсы повышения квалификации, проводятся секции по обучению ткачеству, творческие лаборатории. На базе Межпоселенческого районного Дома народного творчества Увельского района Челябинской области проходит областной фестиваль ручного ткачества «Полотняная река». В этом году он прошел в 10-й раз. Мы вновь приняли участие в конкурсной программе: «Там, где ткань рождается» (конкурс ткацких мастерских), представив работу ткацкой мастерской «В гостях у Анны» и в конкурсе мастерства для профессионалов-дефиле «Нарядная» и стали Лауреатами этих конкурсов.
В Доме творчества Нагайбакского муниципального района Челябинской области ведется экспозиционно-выставочная работа. Была организована выставка и не раз по ручному ткачеству «Полотняное чудо», на которой были представлены домотканые старинные нагайбакские костюмы, бранные полотенца, скатерти. На этой выставке было более 60 изделий по ткачеству из фондов музеев района. В частных коллекциях местных жителей до сих пор еще можно встретить образцы старинных тканых полотенец и их фрагменты.
В 2015 г. в с.Фершампенуазе по улице Труда сгорел старый дом. При разборе завала, для строительства нового дома, хозяева обнаружили фрагменты старинных тканых полотенец. Несмотря на огонь, воду при тушении пожара и открытый воздух, фрагменты полотенец были в хорошем состоянии. Хозяйка – Маметьева Раиса Михайловна сразу поняла, что фрагменты представляют ценность и принесла их в Дом творчества.
В семье Яковлевой Евдокии Ивановны из п.Остроленский хранится домотканое полотенце ее матери Леонтьевой (в девичестве Тептеевой) Клавдии Николаевны 1901 г. рождения. Мама Евдокии Ивановны умела ткать и в молодые годы соткала себе в приданое полотенца (бистәр). Когда дочери выросли, вышли замуж и стали жить своими семьями, Клавдия Николаевна подарила по полотенцу своим дочерям: Зое, Клавдии и Евдокии. Евдокия Ивановна сшила из маминого подарка сумку. Но бережно хранит в старом сундуке полотенце, подаренное мамой старшей сестре Зое, которая уже умерла.
В семьях нагайбаков всегда бережно относились к полотенцу как к оберегу и передавали из поколения в поколение. От информатора Дасаевой Анастасии Ивановны из с.Париж мы узнали, что полотенце еще и сохраняет здоровье. Если в семье кто-то простудился, то обязательно нужно умыться и обтереть лицо этим полотенцем, если плохо себя почувствовали, можно укрыть подушку и поспать на полотенце всю ночь. Льняная ткань восстанавливает силы организма.
На данный момент продолжается работа по снятию описания старинных тканых полотенец. Проводится фотосъемка, описание орнамента, рисунок и переноситься на электронные и печатные носители. Это делается для того, чтобы сохранить эти узоры для будущего поколения. Нами проведена попытка создания набора закладок-схем нагайбакских узоров, снятых со старинных тканых полотенец. Это первая попытка собрать схемы вместе. Эта работа будет также продолжена.
Во время проведения экскурсий, мероприятий в Доме творчества, в ткацкой мастерской организуются мастер-классы, на которых, рассказывается история появления ткани, начиная от посева семян, кончая изготовлением пряжи и технологией производства ткани. В Доме творчества действует кружок «Домотканое чудо», двери которого открыты для всех желающих от мала до велика. Это и дети, и женщины преклонного возраста, которым хочется перенести тепло своих рук в изделие по ткачеству.
Также в мастерской по ткачеству проводится работа по изготовлению полотенец, панно, салфеток, пестрядной ткани для изготовления нагайбакских фартуков. По образцу из музея с.Париж был воссоздан традиционный нагайбакский костюм, который был представлен на выставках в гг. Екатеринбурге, Челябинске. В этом году по книге Кучевасовой Светланы «Традиционная одежда оренбургских казаков. На службе и в быту» была соткана ткань, а затем и сшит нагайбакский фартук, образец, которого хранится в фондах музея нагайбакской культуры с. Попово Чебаркульского района Челябинской области.
2022 г. стал значимым годом не только для Нагайбакского района, но и для Челябинской области. Объект нематериального культурного наследия народов Российской Федерации «Традиционная технология ткачества нагайбакского полотенца (бистәр)» включен в проект «Антология народной культуры».
Итак, в завершении можно сказать, что ткачество в настоящее время является редким видом народного творчества. Как говорилось ранее, этот промысел был одним из самых распространенных. Умение ткать определялось как одна из важных составляющих женских добродетелей. Не случайно девичье тканое приданое выставлялось напоказ, чтобы все могли увидеть не только мастерство, но и позавидовать усидчивости, вкусу, манере, трудолюбию, умению видеть красоту и создать ее. Сейчас приходит осознание того, что сохранить это уникальное ремесло можно только передав знание молодым.
About the authors
A. A. Mineeva
Author for correspondence.
Email: p4elka39@mail.ru
Local Historian, National Master Craftsman of the Chelyabinsk region Ferchampenoise village, Russian Federation
References
- Атнагулов И.Р. Нагайбаки: опыт комплексного историко-этно-графического исследования хозяйства и материальной культуры второй половины ХIХ – начала ХХ века. Магнитогорск: МаГУ, 2007. 244 с.
- Галигузов И.Ф. Народы Южного Урала: история и культура. Маг-нитогорск, 2000. 500 с.
- Маметьев А.М. Нагайбакский район в фактах и цифрах: Справочник с историческими очерками и комментариями. Челябинск: Южно-Уральское книж. изд-во, 2005. 192 с.
- Сафина Ф.Ш. Ткачество нагайбаков // Нагайбаки (комплексное ис-следование группы крещеных татар-казаков) / отв. ред. Д.М. Исха-ков. Казань: ИЯЛИ им. Ибрагимова АНТ, 1995. С.64–74.
- Суслова С.В. Традиционная одежда нагайбаков: компонентный ана-лиз // Нагайбаки (комплексное исследование группы крещеных та-тар-казаков) / отв. ред. Д.М. Исхаков. Казань: ИЯЛИ им. Ибрагимо-ва АНТ, 1995. С.50–64.
Supplementary files
