Роль фольклорного ансамбля «Сарашлы » в сохранении культуры нагайбаков
- Авторы: Бургучёва Т.А.1
-
Учреждения:
- МКУК «Централизованная музейная система » Нагайбакского района Челябинской области
- Выпуск: № 1 (2024)
- Страницы: 104-111
- Раздел: Исторические науки
- URL: https://ogarev-online.ru/2499-9555/article/view/307213
- ID: 307213
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье представлен материал о нагайбакском ансамбле «Сарашлы»: история создания, заслуги, творческий путь коллектива. Поскольку фольклорные жанры рискуют быть забытыми без следа, поднята проблема их сохранения и передачи будущим поколениям.
Ключевые слова
Полный текст
У каждого народа есть свои традиции и фольклор, которые передаются из поколения в поколение. Фольклор – это художественное народное искусство, художественная творческая деятельность. В коллективном художественном творчестве народ отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни и природы, культа и верования. Характерно для всех видов фольклора, что создатели произведения являются одновременно его исполнителями. Народная поэзия, тесно связанная с музыкой своей ритмичностью, музыкальностью и характером, является основой музыкального фольклора.
Нагайбаки один из уникальных народов, которые исповедуют православную религию, сохраняя множество языческих элементов. Язык тюркский, песенная культура, в частности многоголосица, ближе к русской с казачьим прошлым. Хранителями фольклорных традиций являются и самобытные народные коллективы. Таким коллективом в нагайбакском поселке Остроленский Нагайбакского района Челябинской области является народный ансамбль «Сарашлы». Он был организован 34 года назад как женская фольклорная группа. В состав коллектива входили люди, которые в молодые годы участвовали в художественной самодеятельности сельского клуба. Исполнители песен разных возрастов и профессий, простые и талантливые, увлеченные народной музыкой. Ни у одного из них не было музыкального образования. За годы существования ансамбля не раз менялся состав коллектива. Наряду с фольклорной группой был создан и ансамбль народных инструментов, в котором играли Федоров Павел Яковлевич, Бегашев Николай Петрович, Айтуганов Федор Федорович, Аюбашев Семен Андреевич, Карсакова Клара Игнатьевна, Арапов Павел Никифорович, Ишимов Петр Васильевич. В зависимости от исполняемого номера ансамбль становился либо квартетом, либо секстетом, трио и дуэтом. В репертуаре ансамбля были русские, нагайбакские, татарские, украинские и другие популярные мелодии. Внутри ансамбля «Сарашлы» образовалась вокальная группа «Грезы», ансамбль пел русские и авторские песни. Первой песней стала «Песня утраченных грез», отсюда и название ансамбля. Коллектив «Сарашлы» имеет богатый песенный репертуар, они исполняют не только песни на родном языке, но также поют и русские песни, и татарские, и авторские, и эстраду. Не раз выступал в хоре с вокальным ансамблем «Элегия» и коллективами-спутниками «Сарашлята» и «Нагайбачки».
Инициатором создания фольклорного ансамбля стала Тептеева Нина Петровна, работавшая в то время художественным руководителем Остроленского Дома культуры. Вспоминая об этом, Нина Петровна рассказывает: «В Касселе к этому времени уже был создан ансамбль «Гумыр», и мне было обидно за наше село. Я знала, что у нас много талантливых людей с красивыми голосами, самоучек-музыкантов, людей с тонким музыкальным слухом. Природа щедро одарила моих односельчан. Я поставила перед собой цель: попробовать создать фольклорный ансамбль. Советуясь со своей матерью Бегашевой Розой Афанасьевной, стала набирать группу. Предстояло самое трудное – уговорить людей. Ходила по домам, убеждала. У многих было желание петь, но сдерживала боязнь сцены. Трудно переломить себя, особенно в пожилом возрасте. Пришлось даже пойти на хитрость. Говорила: «Приходите, попробуем записать песни на магнитофон». Ведь фольклорная группа могла вернуть нами забытое – язык, обычаи, обряды, песни. Настала весна 1989 г. Нина Петровна начала обход села по списку. Приводила в пример кассельцев и говорила: «Чем мы хуже их?». И вот долгожданный день настал, собрались в местном Доме культуры. Организовали чаепитие, пели очень много песен, записали на магнитофон, прослушали и им понравилось. Начали с пошива концертных костюмов. Первоначальный вариант был такой: женщины надевали приталенные блузки и широкие юбки, мужчины косоворотки и обычные брюки. Затем по описаниям внешнего вида нагайбачек конца XIX в., найденным в статьях о нагайбаках, сшили концертные костюмы. Эти костюмы стилизованы, больше стремились сделать их зрелищными, чтобы смотрелись со сцены.
Второй шаг – выход на сцену. Это было так волнительно, они так боялись, но в результате страх был преодолен. Стали ездить с выступлениями по району, участвовать в смотрах и занимали призовые места. Выход коллектива на сцену, особенно в своем поселке – это было сенсацией, что позволило по-новому взглянуть нагайбакам на свою историю, свой язык, свою культуру. В репертуаре ансамбля песни о казачьей службе, о проводах казака на службу, о тоске по покинутой родине, о Первой мировой войне, о том, как в годы Гражданской войны брат пошел на брата. Песни у нагайбаков мелодичные, спокойные, протяжные. Задорными бывают только частушки или переведенные песни других народов. Национальных танцев у нагайбаков нет. Под «сербиянку» (наигрыш на гармошке) плясали в кругу. При пляске мелко-мелко перебирали ногами, руки, и плечи должны были оставаться статичными. Фольклорный ансамбль восстановил деревенскую кадриль.
Коллектив ансамбля «Сарашлы» собирал и исполнял нагайбакские песни. Участвовал в восстановлении обрядов нагайбаков, а также популяризировал нагайбакскую кухню. Каждый выезд за пределы Нагайбакского района сопровождался выставкой нагайбакской кухни.
В период создания ансамбль пел только на нагайбакском языке, но уже и тогда в репертуаре были авторские песни, переведенные с русского на нагайбакский язык. Участники ансамбля стали главными артистами в восстановлении нагайбакской свадьбы. На фестивале в «Аркаиме» был продемонстрирован обряд «Прошение дождя» – это больше языческое действие с исполнением православных молитв.
Свои особенности имеет обряд «Проводы казака на службу», элементы этого обряда вплоть до 90-х гг. XX в. можно было увидеть при проводах юношей в ряды советской армии. Этот обряд также был воспроизведен на сцене ансамблем «Сарашлы».
Проработав художественным руководителем четыре года, Нине Петровне пришлось уйти с работы по семейным обстоятельствам. С 1 декабря 1990 г., Исупова Елизавета Андреевна возглавила и возглавляет группу по сей день. О коллективе стали снимать сюжеты, писать в газетах, ими заинтересовались ученые. В 1990 г. к ним из московской консерватории приехал профессор Щуров Вячеслав Михайлович со своими студентами. Они записали и сняли фильм о нагайбаках. Записали песни и танцы в исполнении ансамбля «Сарашлы». Ансамбль кроме участия в региональных, всероссийских, международных фестивалях является желанным гостем в соседних районах и городах Челябинской области.
В том же 1990 г. фольклорный ансамбль «Сарашлы» принимал участие в фестивале творчества народов Южного Урала в г.Верхнеуральске. В 1993 г. выступали в с.Кизильское на 250-летии этого старинного казачьего села, расположенного на юге современной Челябинской области. В качестве гостей ансамбль был на татаро-башкирском конкурсе «Играй гармонь» в г.Магнитогорске в 1993 г. Затем ансамбль «Сарашлы» в том же году участвовал в зональном конкурсе «Играй гармонь». В феврале 1995 г. представлял песенное творчество нагайбаков в рамках «Дней культуры малых народов» в г.Челябинске. В июне 1995 г. ансамблю было присвоено звание «Народный». И уже в звании народного ансамбля «Сарашлы» был участником Всероссийского фестиваля «Дружба народов – 1995» в г.Аше.
Ансамбль становился участником передач Российского телевидения, принимал участие в съемках фильмов «Здравствуйте, нагайбаки», «Гумбейка – радость моя», «Рождество в Париже». Несколько лет держали творческую связь с профессором Московской консерватории Щуровым Вячеславом Михайловичем. В апреле 1997 г. ансамбль «Сарашлы» участвовал в первом Всеуральском региональном конкурсе творчества тюркских народов в г.Миассе.
31 марта 1996 г. ансамбль «Сарашлы» участвовал в областном фестивале на приз памяти уральского композитора И.И. Шутова. Гордостью ансамбля также является участие в Первом Международном фестивале тюркских народов на теплоходе «Александр Грибоедов» по маршруту Москва-Самара-Москва в сентябре 1997 г. Семь раз ансамбль «Сарашлы» участвовал в своем любимом Всероссийском фестивале «Дружба» в г.Аша Челябинской области. Трижды ансамбль побывал в столице Татарстана в г. Казань. Первый раз по приглашению центра Татарского фольклора Министерства культуры Татарстана, ансамбль принял участие в Научно-практической конференции по фольклорному искусству в 1997 г. Второй раз побывали в Казани в 2007 г. по приглашению Всемирного конгресса татар. Вместе с хореографическим ансамблем «Айгуль» из г.Челябинска «Сарашлы» дали двухчасовой концерт в центре национальных культур им. Сайдашева, где зал на 800 мест был переполнен.
В октябре 2008 г. по приглашению Всемирного конгресса татар ансамбль «Сарашлы» принял участие в Первом Всероссийском фестивале татарского фольклора «Тугерек уен» («В кругу друзей») в Ульяновской области. В номинации вокальный ансамбль коллектив занял первое место и привез приз – ноутбук. Второй Всероссийский фестиваль «Тугерек уен» проводился в г.Тюмени, куда ансамбль был приглашен, как победитель прошлого фестиваля. Ансамбль был удостоен Специального приза «Максус Булек»
В апреле 2004 г. ансамбль участвовал в съемках передачи «Играй гармонь» (съемка с Заволокиными). К 20-летнему юбилею ансамбля в декабре 2009 г. вышел первый аудиодиск народного ансамбля «Сарашлы», в который вошли самые лучшие 18 песен. Одновременно был записан и второй аудиодиск ансамбля с авторскими песнями аккомпаниатора ансамбля Николая Бегашева.
Четыре раза ансамбль принимал участие во Всероссийском Бажовском фестивале. В 2012 г. еще одно важное событие: ансамбль с коллективом-спутником «Нагайбачки» стал дипломантом Всероссийского фестиваля-конкурса «Крешеннер жырыу эйте» («Кряшены поют песни») в г.Набережные Челны в Республике Татарстан (в номинации «Фольклорно-этнографическая композиция» – Диплом
3-ой степени).
В августе 2015 г. приняли участие в концертной программе лучших национальных коллективов Югры и субъектов Уральского федерального округа в Ханты-Мансийске. В том же году «Сарашлы» участвует в VI Межрегиональном смотре деятельности этнокультурных центров коренных малочисленных народов в городе Тюмени, где были награждены Дипломом Министерства культуры Российской Федерации. В Тюмени коллектив побывал дважды.
Перечислим первый состав коллектива. Изначально в фольклорную группу входили три семейные пары: 1,2) Федоровы Вера Алексеевна и Павел Яковлевич (гармонь); 3,4) Араповы Екатерина Лазаревна и Павел Никифорович (ложкарь, пляска); 5,6) Аюбашевы Екатерина Алексеевна и Семен Андреевич (балалайка); 7) Чернякова Зинаида Ефремова; 8) Юскина Любовь Алексеевна; 9) Арапова Лидия Порфириевна; 10) Николаева Васса Алексеевна; 11) Исаева Евдокия Артемьевна; 12) Байкина Евдокия Ильинична 13) Байкин Михаил Афанасьевич; 14) Корсакова Клара Игнатьевна; 15) Исупова Елизавета Андреевна; 16) Айтуганов Федор Федорович; 17) Бегашев Николай Петрович; 18) Байкина Клавдия Петровна; 19) Байкина Мария; 20) Ишимов Петр Васильевич; 21) Дюскин Семен Васильевич.
Всего в фольклорной группе и ансамбле народных инструментов участвовали 26 человек. С годами, кто-то ушел по состоянию здоровья, а кто-то в мир иной. В настоящее время осталось в коллективе шесть человек: Исупова Елизавета Андреевна, Исупов Алексей Николаевич, Айтуганов Федор Федорович, Исаева Евдокия Артемьевна, Артемьева Зоя Евгеньевна, Тептеева Нина Петровна.
Ансамбль «Сарашлы» не довольствуется своими достижениями и успехами, весь свой потенциал и творческий опыт они стараются передавать молодому поколению. За эти годы сменилось уже не одно поколение детей, которые переняли бесценный опыт ансамбля. Делится ансамбль своим опытом и репертуаром с другим, более молодым ансамблем «Душа поет», который тоже имеет звание «народный». С годами состав ансамбль сильно изменился, с преклонным возрастом не стало более половины ансамбля. Коллектив в настоящее время не выезжает за пределы области, и даже за пределами района бывает редко. Но в мероприятиях своего села принимает по мере возможности самое активное участие. В последние годы в связи с пандемией ансамбль принимал участие в областных онлайн-конкурсах.
На сегодняшний день репертуар ансамбля значительно осовременился, на концертах исполняются разные номера: авторские, русские, советские. Старинные нагайбакские песни поют только перед специалистами, на научных конференциях, кряшенских и татарских фестивалях. Ансамбль перестал быть этническим, фольклорным.
Воспринимавшееся, как обыденное, вышло на новый уровень – официальный. Участие в областных мероприятиях, фестивалях, концертах способствовало широкому распространению сведений о существовании нашего народа. И заставило нас, нагайбаков по-новому взглянуть на себя, свою культуру. Мы стали оценивать на каком уровне находится наш язык, как сохраняются наши традиции. Увидели проблему, что дети не знают нагайбакский язык, перестали петь на праздниках нагайбакские песни, уходят в прошлое обычаи и традиции, в Остроленской школе в 1990-е гг. открыли факультатив по изучению родного языка (проводить занятия стала Гайсина Зоя Александровна). В детском саду организовали мини музей «Быт нагайбаков», сшили костюмы, стали петь на нагайбакском языке (Юскина Наталья Павловна – музыкальный работник) (конец 1990-х – начало 2000 гг.). К изучению и исполнению нагайбакских песен в 2000-м гг. подключилась школа искусств (Дусмаилова Полина Раскалеевна). Женщины коллектива «Сарашлы», стали помогать детским коллективам, совместно выезжать на концерты
В 2010 г. был создан новый коллектив в пос. Остроленский «Душа поет», который продолжает исполнять нагайбакские песни, восстанавливает и показывает на сцене нагайбакские обряды, придумывают сценки на нагайбакском языке. В репертуар входят народные, современные, русские песни, а также сценические и обрядовые постановки. Сценарии к постановкам составляются участниками ансамбля. Их цель – возрождение традиций нагайбаков. Ансамбль является постоянным участником поселенческих и районных мероприятий. В 2014–2015 гг. участвовал в областных фестивалях. Ансамбль является лауреатом областного фольклорного фестиваля «Вешние воды». Дипломант фольклорно-этнографического фестиваля «Аркаим». Участник областного фестиваля башкирской и татарской песни «Уралым». В 2015 г. посетили Татарстан, где участвовали в праздновании «Питрау» («Петров день»), как группа поддержки победительницы конкурса «Кряшен чибяре» («Кряшенская красавица») Юлии Савельевой.
К сожалению, на сегодняшний день нет больше детских коллективов и факультативов по изучению родного языка. Многие нагайбакские песни, народные традиции безвозвратно ушли в прошлое. Их уже не возродить, а собирать и сохранять старинные песни нужно для того, чтобы будущие поколения не забывали о своих предках, их культуре, об их жизни. Слушая старинные песни, можно узнать быт своего народа. Например, каким ремеслом занимались мужчины или женщины. Какая тогда была природа: есть песни о реках, полях и лесах. Можно узнать, как выглядели люди, какие красивые у них были дома, каким промыслом они занимались.
Таким образом, песенный фольклор, как наиболее массовый и доступный, проникающий во все сферы жизнедеятельности человека, оказался самым «живучим» из всех видов народного творчества. Коллектив «Сарашлы» пытался и пытается обучать молодежь, детей на своем примере. Однако одним нашим коллективом это невозможно сделать. Должны быть задействованы школы искусств, Дома культуры. Решение задачи необходимо перевести с развлекательно-любительского уровня на уровень учебно-образовательный. Самый реальный и действенный путь достижения желаемого – внедрение в учебные планы общеобразовательных школ и учреждений дополнительного обучения. Нужны кадры для преподавания. Нужны специалисты, знающие родной язык и методику преподавания. Только выполнив ряд таких условий, мы можем надеяться, что богатый опыт и песенный багаж наших фольклорных ансамблей не потеряется безвозвратно с уходом старейших исполнителей.
Об авторах
Т. А. Бургучёва
МКУК «Централизованная музейная система » Нагайбакского района Челябинской области
Автор, ответственный за переписку.
Email: ostrolenko.nag.musej@mail.ru
заведующая музеем п. Остроленский, Челябинская область
Список литературы
- Воспоминания Н.П. Бегашевой, Е.А. Исуповой, Е.А. Исаевой / Лич-ный архив.
- Материалы из фондов Историко-краеведческого музея пос. Остро-ленский Челябинской области РФ.
Дополнительные файлы
