К истокам профессии пианиста-концертмейстера: искусство maestro al cembalo

Обложка
  • Авторы: Калицкий В.В.1
  • Учреждения:
    1. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российская государственная специализированная академия искусств»
  • Выпуск: № 3 (2025)
  • Страницы: 27-36
  • Раздел: Статьи
  • URL: https://ogarev-online.ru/2453-613X/article/view/357237
  • EDN: https://elibrary.ru/FAJJHY
  • ID: 357237

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Актуальность исследования заключается в насущной необходимости для современного музыкознания реконструкции профессии пианиста-концертмейстера. Предметом исследования является искусство maestro al cembalo. Объект исследования – содержание специальности maestro al cembalo и особенности их творческой деятельности. Цель исследования заключается в представлении читателю процесса формирования начального этапа развития профессии пианиста-концертмейстера, охватившего период от позднего Возрождения до классицизма. Задачи исследования: осветить основные характеристики совместного исполнительства с использованием basso continuo; дать сведения о специфических умениях и знаниях, которыми должен был обладать maestro al cembalo; показать значимость этих музыкантов в работе над постановками музыкальных спектаклей, а также в процессе эволюции музыкального творчества; представить портреты наиболее значимых представителей этой профессии. Автором исследования делается особый акцент на влиянии искусства maestro al cembalo на формирование европейских концертмейстерских школ. С целью раскрытия заявленной темы автором, в качестве основных, использованы: антропологический, герменевтический, сравнительно-исторический, теоретико-аналитический методы. Особым вкладом автора является поиск, анализ и систематизация архивных фондов итальянских театров, а также городских архивов, на основе данных которых в научный оборот введены сведения о жизни, творчестве и специфике творческой и педагогической работы maestro al cembalo. Основные выводы исследования показывают, что важнейшие принципы профессиональной деятельности современного пианиста-концертмейстера музыкального театра были сформированы еще несколько столетий назад. Полученные результаты могут применяться как в проведении курсов по теории и истории исполнительского искусства, так и в практической деятельности современных пианистов-концертмейстеров. Выводы исследования позволяют сформировать устойчивую картину начального этапа становления концертмейстерского искусства, проследить его ведущие тенденции, которые найдут свое отражение в последующем развитии этой творческой специальности.

Об авторах

Виталий Валерьевич Калицкий

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российская государственная специализированная академия искусств»

Email: kalitzky@yandex.ru
профессор; кафедра инструментального исполнительства;

Список литературы

  1. Иванов-Борецкий М. В. Музыкально-историческая хрестоматия: пособие. Вып. II. / ред. А. Острецов. – М.: Музгиз, 1936. – 212 с.
  2. Бояркина А. В. Basso continuo, цифрованный бас или все-таки генерал-бас? К вопросу о переводе музыкальных терминов // Материалы секции XLI и XLII Международных филологических конференций. – СПб.: Издательство Санкт-Петербургского государственного университета, 2013. – С. 11–18.
  3. Благодатов Г. В. История симфонического оркестра / ред. А. Н. Крюков. – Л.: ЛГИТМИК, 1969. – 312 с.
  4. Конен В. Дж. Английская инструментальная музыка // О музыке: проблемы анализа / сост. В. Бобровский, Г. Головинский. – М.: Сов. композитор, 1974. – С. 107–118.
  5. Розанов И. В. От клавира к фортепиано: из истории клавишных инструментов. – СПб.: Лань, 2001. – 448 с.
  6. Rose Erma L. Competencies in piano accompanying / PhD dissertation (Pedagogy). – Denton: North Texas State University, 1981. – 161 pp.
  7. Migliorini B. Pronunzia Fiorentina e pronunzia Romana. – Florence: Sansoni, 1945. – 175 p.
  8. Архив театра Ла Скала. Ф. 113, ед. хр. 6, с. 4.
  9. Городской архив г. Флоренция, Италия. Ф. 615, ед. хр. 11/4, с. 13.
  10. Salisca Claude V. The Florentine Camerata: Documentary Studies and Translations. – New Haven: Yale University Press, 1989. – 332 p.
  11. Архив оперного театра Венеции «La Fenice». Ф. 43, ед. хр. 20, с. 4-5.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».