Особенности клавирного сопровождения ad libitum и General-Baß в свете становления немецко-австрийской концертмейстерской школы
- Авторы: Калицкий В.В.1
-
Учреждения:
- Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российская государственная специализированная академия искусств»
- Выпуск: № 1 (2025)
- Страницы: 28-41
- Раздел: Статьи
- URL: https://ogarev-online.ru/2453-613X/article/view/357175
- EDN: https://elibrary.ru/MVGSDL
- ID: 357175
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Ключевые слова
Об авторах
Виталий Валерьевич Калицкий
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российская государственная специализированная академия искусств»
Email: kalitzky@yandex.ru
профессор; кафедра инструментального исполнительства;
Список литературы
Сапонов М. А. Искусство импровизации. Импровизационные виды творчества в западноевропейской музыке Средних веков и Возрождения. – М.: Музыка, 1982. – 77 с. Бэлза И. Ф. Исторические судьбы романтизма и музыка: очерки. – М.: Музыка, 1985. – 200 с. Музыкальная эстетика западноевропейского Средневековья и Возрождения: хрестоматия / сост. текстов и общ. вст. ст. В. П. Шестакова. – М.: Музыка, 1966. – 574 с. Городской архив г. Мюнхена. Ф. 663, ед. хр. 42, с. 8. Городской архив г. Гейдельберга. Ф. 440, ед. хр. 26, с. 54. Reese G. Music in the Renaissance. – N. Y.: W.W. Norton & Co., 1954. – Р. 66. Paumann K. Fundamentum-organisandi [Электронный ресурс]. URL: https://www.medieval.org/emfaq/cds/nxs53466.htm (дата обращения: 16.02.2025). Schljck А. Spiegel der Orgelmacher und Organisten [Электронный ресурс]. URL: https://s9.imslp.org/files/imglnks/usimg/e/ec/IMSLP499591-PMLP75738-schlick_tabulaturen_etlicher_lobgesang_456295895.pdf (дата обращения: 01.01.2025). Калицкий В.В. Режиссёрские функции в творчестве пианиста-концертмейстера // Культура и искусство. 2018. № 5. С. 79-86. doi: 10.7256/2454-0625.2018.5.25869 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=25869 Бояркина А. В. Basso continuo, цифрованный бас или все-таки генерал-бас? К вопросу о переводе музыкальных терминов // Материалы секции XLI и XLII Международных филологических конференций. – СПб.: Издательство Санкт-Петербургского государственного университета, 2013. – С. 11-18. Orgel oder Instrument Tabulatur [Электронный ресурс]. URL: https://ks15.imslp.org/files/imglnks/usimg/4/46/IMSLP926151-PMLP605006-Ammerbach_E_N-Orgel-Tabulatur_1571.pdf (дата обращения: 04.01.2025). Praetorius M. Syntagmamusicum [Электронный ресурс]. URL: http://ks.imslp.net/files/imglnks/usimg/9/9f/IMSLP68460-PMLP138176-PraetoriusSyntagmaMusicumB1.pdf (дата обращения: 01.03.2025). Praetorius M. Syntagmamusicum [Электронный ресурс]. URL: http://ks.imslp.net/files/imglnks/usimg/8/8e/IMSLP68476-PMLP138176-PraetoriusSyntagmaMusicumB2.pdf (дата обращения: 11.01.2025). Praetorius M. Syntagmamusicum [Электронный ресурс]. URL: http://ks.imslp.net/files/imglnks/usimg/9/91/IMSLP68477-PMLP138176-PraetoriusSyntagmaMusicumB3.pdf (дата обращения: 26.01.2025). Сидельников Л. С. Симфоническое исполнительство: эстетика и теория: истор. очерк. – М.: Сов. композитор, 1991. – 284 с. Werckmeister А. Musicalische Temperatur, oder deutlicher und warer Mathematischer Unterricht, wie man durch Anweisung des monochordi ein Clavier, sonderlich die Orgel-Wercke, Positive, Regale, Spinetten und dergleichen wol temperirt stimmen könne [Электронный ресурс]. URL: http://reader.digitale-sammlungen.de/resolve/display/bsb10527823.html (дата обращения: 16.02.2025). Werckmeister A. Die nothwendigsten Anmerckungen und Regeln des General-Bass [Электронный ресурс]. URL: https://ks15.imslp.org/files/imglnks/usimg/c/cd/IMSLP75104-PMLP150688-WerckmeisterAnmerckungenUndRegelnBausuContinuus.pdf (дата обращения: 01.03.2025). Bach C.-Ph.-E. Versuch über die wahre Art das Clavier zu spielen [Электронный ресурс]. URL: https://imslp.nl/imglnks/usimg/6/65/IMSLP59566-PMLP122122-Bach,_C.P.E.,_Versuch_%C3%BCber_die_wahre_Art_das_Clavier_zu_spielen_1753.pdf (дата обращения: 01.03.2025). Калицкий В. В. Функциональная дифференциация профессий "концертмейстер" и "аккомпаниатор" // "Обсерватория культуры". 2016, т. 13, № 4. – С. 480-484. Бах К.-Ф.-Э. Опыт об истинном искусстве игры на клавире (Versuch uber die wahre Art das Klavier zu spielen, 1753–1762) // Алексеев А. Д. Из истории фортепианной педагогики. – М.: Классика – XXI, 2013. – С. 41-57. Крючков Н. А. Искусство аккомпанемента как предмет обучения. – Л.: Музгиз, 1961. – 72 с. Torchi L. L'accompagnamento degli instrumenti nei melodrama Italiani nella prima meta del seicento. Rivista Musicale Italiana. – Turin: FrateUiBoccaEditori, 1894. – Vol. I. – 278 p. Бадура-Скода Е., Бадура-Скода П. Интерпретация Моцарта / пер. с нем. А. Гальперина; под ред. Л. Баренбойма, Л. Гаккеля. – М.: Музыка, 1972. – 373 с. Друскин М. С. Собрание сочинений: в 7-ми т. / ред. кол.: И. В. Розанов и др.; ред.-сост. Л. Г. Ковнацкая; Рос. ин-т истории искусств; СПбГК. – СПб.: Композитор, 2007. – Т. 1. Клавирная музыка Испании, Англии, Нидерландов, Франции, Италии, Германии XVI–XVIII веков. – 752 с. Adlung J. Musikalisches Siebengestirn [Электронный ресурс]. URL: https://imslp.nl/imglnks/usimg/6/65/IMSLP59566-PMLP122122-Bach,_C.P.E.,_Versuch_%C3%BCber_die_wahre_Art_das_Clavier_zu_spielen_1753.pdf (дата обращения: 01.01.2025). Лелейн Г. С. Клавикордная школа, или краткое и основательное показание к согласию и мелодии практическими примерами изъясненное, сочиненное господином Г. С. Лелейным, с немецкого на российский язык переведенное Императорского Московского Университета студентом Федором Габлитцем. Печатано при Императорском Московском Университете, на иждивении книгосодержателя Христиана Лудвига Вевера, 1773. – М.: Моск. Университет, 1773. – 258 с. Reichardt J.-F. Briefe eines aufmerksamen Reisenden die Musik betreffend [Электронный ресурс]. URL: https://imslp.nl/imglnks/usimg/3/30/IMSLP72239-PMLP144789-ReichardtBriefeEinesAufmerksamenReisendenDieMusikBetreffendB11774.pdf (книга первая); https://imslp.nl/imglnks/usimg/3/33/IMSLP72240-PMLP144789-ReichardtBriefeEinesAufmerksamenReisendenDieMusikBetreffendB21776.pdf (книга вторая) (дата обращения: 01.03.2025). Türk D. Klavierschule [Электронный ресурс]. URL: http://hz.imslp.info/files/imglnks/usimg/1/1d/IMSLP273876-PMLP144200-klavierschuleode00trkd.pdf (дата обращения: 10.03.2025). Hiller J.-A. Anweisung zum musikalisch-richtigen Gesange [Электронный ресурс]. URL: https://imslp.nl/imglnks/usimg/8/8e/IMSLP511177-PMLP828310-hiller_musikalisch-richtigen_Gesange.pdf (дата обращения: 16.02.2025). Burney Ch. A General History of Music [Электронный ресурс]. URL: https://imslp.nl/imglnks/usimg/5/55/IMSLP72267-PMLP144843-Burney.pdf (дата обращения: 20.12.2024). Бах К.-Ф.-Э. Опыт об истинном искусстве игры на клавире (Versuch uber die wahre Art das Klavier zu spielen, 1753–1762) // Алексеев А. Д. Из истории фортепианной педагогики. – М.: Классика – XXI, 2013. – 418 с. Розанов И. В. От клавира к фортепиано: из истории клавишных инструментов. – СПб.: Лань, 2001. – С. 262. Mitchell W. J. Introduction В: C.P.E. Bach. An essay on the true art of playing keyboard instruments. – New York: W. W. Norton, 1949. – Р. 2.
Дополнительные файлы
