Особенности клавирного сопровождения ad libitum и General-Baß в свете становления немецко-австрийской концертмейстерской школы

Обложка
  • Авторы: Калицкий В.В.1
  • Учреждения:
    1. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российская государственная специализированная академия искусств»
  • Выпуск: № 1 (2025)
  • Страницы: 28-41
  • Раздел: Статьи
  • URL: https://ogarev-online.ru/2453-613X/article/view/357175
  • EDN: https://elibrary.ru/MVGSDL
  • ID: 357175

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Актуальность предлагаемого исследования заключается в нераскрытой до настоящего времени в отечественном и зарубежном музыкознании процессе формирования, становления, развития и спецификации концертмейстерских школ разных стран. В предлагаемой статье автор обращается к начальному этапу кристаллизации немецко-австрийского концертмейстерского искусства. Объект исследования – концертмейстерская школа Германии и Австрии. Предмет исследования – практические формы бытования клавирного сопровождения ad libitum и General-Baß. Задачи исследования: раскрыть специфику клавирного сопровождения ad libitum и General-Baß в связи со становлением немецко-австрийского концертмейстерского искусства; проанализировать доступные в открытых источниках манускрипты мастеров-клавиристов, специально изучавших этот вид исполнительства; ввести в отечественный музыковедческий оборот новые сведения из немецкоязычных трактатов, табулатур и архивных источников о творческой и педагогической деятельности клавиристов-ансамблистов XV-XVII вв.  Основными методами исследования стали: антропологический, историко-архивный, сравнительно-аналитический, комплекс методов исполнительского анализа в их взаимодействии согласно поставленным задачам исследования. Впервые в отечественном музыкознании вводятся в научный оборот ряд имен немецких и австрийских музыкантов, внесших существенный вклад в развитие концертмейстерского искусства на начальном этапе его становления. Автором найден и проанализирован ряд трактатов и табулатур, раскрывающих специфику клавирного сопровождения ad libitum и General-Baß. В процессе изложения материала доказывается, что сопровождение ad libitum, в основе которого лежит импровизационный характер, для своего успешного воплощения предъявляло клавиристу ряд дополнительных «условий»: такой музыкант должен был уметь искусно выстраивать полифоническую фактуру в процессе совместного музицирования, владеть средствами динамики и агогики в зависимости от того, с какими голосами и/или инструментами он музицирует; уметь транспонировать и бегло читать с листа. Определена специфика сопровождения General-Baß, его отличия от basso continuo и basso numerato. Выводы исследования позволяют лучше понять суть, содержание и национальные особенности немецко-австрийской концертмейстерской школы, фундамент которой был заложен в XV-XVII вв.

Об авторах

Виталий Валерьевич Калицкий

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российская государственная специализированная академия искусств»

Email: kalitzky@yandex.ru
профессор; кафедра инструментального исполнительства;

Список литературы

  1. Сапонов М. А. Искусство импровизации. Импровизационные виды творчества в западноевропейской музыке Средних веков и Возрождения. – М.: Музыка, 1982. – 77 с.
  2. Бэлза И. Ф. Исторические судьбы романтизма и музыка: очерки. – М.: Музыка, 1985. – 200 с.
  3. Музыкальная эстетика западноевропейского Средневековья и Возрождения: хрестоматия / сост. текстов и общ. вст. ст. В. П. Шестакова. – М.: Музыка, 1966. – 574 с.
  4. Городской архив г. Мюнхена. Ф. 663, ед. хр. 42, с. 8.
  5. Городской архив г. Гейдельберга. Ф. 440, ед. хр. 26, с. 54.
  6. Reese G. Music in the Renaissance. – N. Y.: W.W. Norton & Co., 1954. – Р. 66.
  7. Paumann K. Fundamentum-organisandi [Электронный ресурс]. URL: https://www.medieval.org/emfaq/cds/nxs53466.htm (дата обращения: 16.02.2025).
  8. Schljck А. Spiegel der Orgelmacher und Organisten [Электронный ресурс]. URL: https://s9.imslp.org/files/imglnks/usimg/e/ec/IMSLP499591-PMLP75738-schlick_tabulaturen_etlicher_lobgesang_456295895.pdf (дата обращения: 01.01.2025).
  9. Калицкий В.В. Режиссёрские функции в творчестве пианиста-концертмейстера // Культура и искусство. 2018. № 5. С. 79-86. doi: 10.7256/2454-0625.2018.5.25869 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=25869
  10. Бояркина А. В. Basso continuo, цифрованный бас или все-таки генерал-бас? К вопросу о переводе музыкальных терминов // Материалы секции XLI и XLII Международных филологических конференций. – СПб.: Издательство Санкт-Петербургского государственного университета, 2013. – С. 11-18.
  11. Orgel oder Instrument Tabulatur [Электронный ресурс]. URL: https://ks15.imslp.org/files/imglnks/usimg/4/46/IMSLP926151-PMLP605006-Ammerbach_E_N-Orgel-Tabulatur_1571.pdf (дата обращения: 04.01.2025).
  12. Praetorius M. Syntagmamusicum [Электронный ресурс]. URL: http://ks.imslp.net/files/imglnks/usimg/9/9f/IMSLP68460-PMLP138176-PraetoriusSyntagmaMusicumB1.pdf (дата обращения: 01.03.2025).
  13. Praetorius M. Syntagmamusicum [Электронный ресурс]. URL: http://ks.imslp.net/files/imglnks/usimg/8/8e/IMSLP68476-PMLP138176-PraetoriusSyntagmaMusicumB2.pdf (дата обращения: 11.01.2025).
  14. Praetorius M. Syntagmamusicum [Электронный ресурс]. URL: http://ks.imslp.net/files/imglnks/usimg/9/91/IMSLP68477-PMLP138176-PraetoriusSyntagmaMusicumB3.pdf (дата обращения: 26.01.2025).
  15. Сидельников Л. С. Симфоническое исполнительство: эстетика и теория: истор. очерк. – М.: Сов. композитор, 1991. – 284 с.
  16. Werckmeister А. Musicalische Temperatur, oder deutlicher und warer Mathematischer Unterricht, wie man durch Anweisung des monochordi ein Clavier, sonderlich die Orgel-Wercke, Positive, Regale, Spinetten und dergleichen wol temperirt stimmen könne [Электронный ресурс]. URL: http://reader.digitale-sammlungen.de/resolve/display/bsb10527823.html (дата обращения: 16.02.2025).
  17. Werckmeister A. Die nothwendigsten Anmerckungen und Regeln des General-Bass [Электронный ресурс]. URL: https://ks15.imslp.org/files/imglnks/usimg/c/cd/IMSLP75104-PMLP150688-WerckmeisterAnmerckungenUndRegelnBausuContinuus.pdf (дата обращения: 01.03.2025).
  18. Bach C.-Ph.-E. Versuch über die wahre Art das Clavier zu spielen [Электронный ресурс]. URL: https://imslp.nl/imglnks/usimg/6/65/IMSLP59566-PMLP122122-Bach,_C.P.E.,_Versuch_%C3%BCber_die_wahre_Art_das_Clavier_zu_spielen_1753.pdf (дата обращения: 01.03.2025).
  19. Калицкий В. В. Функциональная дифференциация профессий "концертмейстер" и "аккомпаниатор" // "Обсерватория культуры". 2016, т. 13, № 4. – С. 480-484.
  20. Бах К.-Ф.-Э. Опыт об истинном искусстве игры на клавире (Versuch uber die wahre Art das Klavier zu spielen, 1753–1762) // Алексеев А. Д. Из истории фортепианной педагогики. – М.: Классика – XXI, 2013. – С. 41-57.
  21. Крючков Н. А. Искусство аккомпанемента как предмет обучения. – Л.: Музгиз, 1961. – 72 с.
  22. Torchi L. L'accompagnamento degli instrumenti nei melodrama Italiani nella prima meta del seicento. Rivista Musicale Italiana. – Turin: FrateUiBoccaEditori, 1894. – Vol. I. – 278 p.
  23. Бадура-Скода Е., Бадура-Скода П. Интерпретация Моцарта / пер. с нем. А. Гальперина; под ред. Л. Баренбойма, Л. Гаккеля. – М.: Музыка, 1972. – 373 с.
  24. Друскин М. С. Собрание сочинений: в 7-ми т. / ред. кол.: И. В. Розанов и др.; ред.-сост. Л. Г. Ковнацкая; Рос. ин-т истории искусств; СПбГК. – СПб.: Композитор, 2007. – Т. 1. Клавирная музыка Испании, Англии, Нидерландов, Франции, Италии, Германии XVI–XVIII веков. – 752 с.
  25. Adlung J. Musikalisches Siebengestirn [Электронный ресурс]. URL: https://imslp.nl/imglnks/usimg/6/65/IMSLP59566-PMLP122122-Bach,_C.P.E.,_Versuch_%C3%BCber_die_wahre_Art_das_Clavier_zu_spielen_1753.pdf (дата обращения: 01.01.2025).
  26. Лелейн Г. С. Клавикордная школа, или краткое и основательное показание к согласию и мелодии практическими примерами изъясненное, сочиненное господином Г. С. Лелейным, с немецкого на российский язык переведенное Императорского Московского Университета студентом Федором Габлитцем. Печатано при Императорском Московском Университете, на иждивении книгосодержателя Христиана Лудвига Вевера, 1773. – М.: Моск. Университет, 1773. – 258 с.
  27. Reichardt J.-F. Briefe eines aufmerksamen Reisenden die Musik betreffend [Электронный ресурс]. URL: https://imslp.nl/imglnks/usimg/3/30/IMSLP72239-PMLP144789-ReichardtBriefeEinesAufmerksamenReisendenDieMusikBetreffendB11774.pdf (книга первая); https://imslp.nl/imglnks/usimg/3/33/IMSLP72240-PMLP144789-ReichardtBriefeEinesAufmerksamenReisendenDieMusikBetreffendB21776.pdf (книга вторая) (дата обращения: 01.03.2025).
  28. Türk D. Klavierschule [Электронный ресурс]. URL: http://hz.imslp.info/files/imglnks/usimg/1/1d/IMSLP273876-PMLP144200-klavierschuleode00trkd.pdf (дата обращения: 10.03.2025).
  29. Hiller J.-A. Anweisung zum musikalisch-richtigen Gesange [Электронный ресурс]. URL: https://imslp.nl/imglnks/usimg/8/8e/IMSLP511177-PMLP828310-hiller_musikalisch-richtigen_Gesange.pdf (дата обращения: 16.02.2025).
  30. Burney Ch. A General History of Music [Электронный ресурс]. URL: https://imslp.nl/imglnks/usimg/5/55/IMSLP72267-PMLP144843-Burney.pdf (дата обращения: 20.12.2024).
  31. Бах К.-Ф.-Э. Опыт об истинном искусстве игры на клавире (Versuch uber die wahre Art das Klavier zu spielen, 1753–1762) // Алексеев А. Д. Из истории фортепианной педагогики. – М.: Классика – XXI, 2013. – 418 с.
  32. Розанов И. В. От клавира к фортепиано: из истории клавишных инструментов. – СПб.: Лань, 2001. – С. 262.
  33. Mitchell W. J. Introduction В: C.P.E. Bach. An essay on the true art of playing keyboard instruments. – New York: W. W. Norton, 1949. – Р. 2.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».