Сфера развлечений в российских регионах: структура, факторы и предпочтения

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Введение. Развлечения играют большую роль в современном образе жизни, выступая важной составляющей досуга и благополучия. Несмотря на их значимость, комплексные исследования потребления развлечений в России остаются ограниченными. Данная работа призвана восполнить этот пробел. Проанализирована структура предпочтений в сфере развлечений среди жителей страны с акцентом на социально-демографических и региональных различиях.

Материалы и методы. В исследовании использованы сведения Комплексного наблюдения условий жизни населения (КОУЖ) за 2022 г., проведенного Росстатом, с охватом 117 634 респондентов в возрасте от 15 лет и старше. Для анализа тенденций и взаимосвязей применялись статистические методы, включая корреляцию Спирмена. Сравнение данных за 2018 и 2020 гг. позволило оценить восстановление после пандемии и долгосрочные изменения в потреблении развлечений.

Результаты исследования. Наиболее популярные виды развлечений: посещение ресторанов/кафе (48 %) и кинотеатров (37 %). Гендерные и возрастные различия значимы: молодежь чаще выбирает кино (73 %), женщины – театры (21 %), мужчины преобладают среди зрителей на спортивных мероприятиях (24 %). Городские жители активнее участвуют в культурной жизни (ходят в театры, музеи) по сравнению с сельским населением. Ярко выражены региональные различия: Чукотка (62 % посещаемости кино) и Санкт-Петербург (33 % посещаемости театров) представляют крайние значения.

Обсуждение и заключение. Выводы работы свидетельствуют о влиянии цифровизации, урбанизации и социально-экономических факторов на выбор развлечений. Если городская инфраструктура поддерживает разнообразие досуговых возможностей, то сельские районы сталкиваются с проблемами доступности. Результаты подчеркивают необходимость целенаправленной культурной политики для устранения региональных диспропорций. Ограничения связаны с исключением некоторых видов развлечений из набора данных КОУЖ и отсутствием данных качественных исследований.

Полный текст

Введение

Развлечения играют важную роль в жизни человека и занимают немалую часть его свободного времени. Развлечение рассматривается в качестве части досуговых потребностей, которые необходимо удовлетворять, например, посещая зрелищные учреждения и мероприятия, участвуя в играх и т. д.1 Это помогает человеку отдохнуть, расслабиться, сохранить хорошее психологическое самочувствие, улучшить настроение2 [1].

Несмотря на значимость рассматриваемой отрасли, комплексные исследования потребления развлечений в России недостаточно представлены в научном поле. В частности, ряд авторов показывают различия поколений в выборе и доступности развлечений, а также особенности развлечений в регионах и столице. Москвичи в возрасте 18–35 лет заполняют свободное время шопингом, обедом в кафе или ресторане, экстремальными впечатлениями, что объясняется наличием соответствующей развитой инфраструктуры, потребностью в гедонистическом времяпрепровождении. Люди старше 60 лет отдают предпочтение культурно-образовательным, познавательным видам досуга: посещению музея/выставки (79 %), театра/концерта (76 %) [2].

Отмечается ряд ограничений в посещении мероприятий культурно-развлекательного характера для людей старшего поколения [3], в частности пенсионеры утверждают, что билеты на культурные мероприятия стоят для них дорого [4].

Тем не менее вопрос исследования структуры досуга россиян остается недостаточно изученным, что обусловливает актуальность настоящего исследования. Восполнение пробелов в описании структуры досуговой деятельности и особенностей потребления развлечений в Российской Федерации, включая региональный аспект, позволит более глубоко проанализировать данную тематику.

Основные определения связаны с концепциями образа жизни, когда развлечение воспринимается в качестве занятия, времяпрепровождения, является частью досуга и в более широком смысле – жизненного уклада человека3, см., например [5]. Развлечения имеют длительную историю и претерпевали изменения с течением времени, а в современном мире стали неотъемлемой частью массовой культуры.

С точки зрения деятельностного подхода, развлечение – это занятие человека, помогающее получить удовольствие, расслабиться4; деятельность, направленная на удовлетворение физиологических, эмоциональных, интеллектуальных или духовных потребностей, обеспечивающая поступление дополнительной энергии, новых впечатлений5.

К развлечениям относится значительный спектр разнообразных практик, включая игры, чтение, массовые гуляния, просмотр фильмов6 [6], туризм7, посещение различных клубов по интересам, праздничных мероприятий8, аквапарков [7], участие в квестах и анимационных программах9 [2]. Развлекательная активность подразумевает посещение различных зрелищных мероприятий10: концертов, кино, спортивных соревнований11, а также музеев, выставок12 [8; 9].

В качестве средств развлечений рассматривается специальная инфраструктура, позволяющая их потреблять, а именно соответствующие учреждения для организации досуга: залы для проведения концертов и конференций, ледовые дворцы/арены, филармонии, боулинг, кинотеатры (киноклубы), театры, аквапарки, рестораны13, см., например, [6]. Также к инфраструктуре данного типа относятся заведения общественного питания, в том числе комбинированные с досуговыми услугами: рестораны, бары, коворкинг-кафе, так называемые антикафе (открытое и свободное пространство, тайм-кафе, тайм-клуб)14.

Обзор литературы

В рамках концепции потребления развлечения рассматриваются в качестве продаваемого или покупаемого15 товара (услуги), вместе с которым могут быть куплены эмоции удовольствия и впечатления – ими обмениваются участники развлекательного рынка [10].

Потребление духовного «продукта», представленного произведениями литературы и искусства, связано с восприятием смыслов, образов и относится к сфере культуры, которая влияет на мировоззрение людей [11].

Культура меняется, в ней усиливается развлекательное начало. Это связано с возрастающей ролью медиатехнологий в жизни общества, что привело к существенному сдвигу в практиках развлечения и способствовало становлению влиятельной развлекательной индустрии [12].

Появляются и развиваются событийные города (Eventful Cities), в которых значимые и массовые мероприятия целенаправленно используются для устойчивой поддержки долгосрочных программ, способствующих повышению качества жизни для всех16. К таким городам, например, относят Барселону, в которой начало формирования событийности было положено организацией Всемирной выставки в 1929 г., продолжено проведением Летних Олимпийских игр в 1992 г., а также Всемирного мобильного конгресса в 2016 г. В результате была построена специальная инфраструктура, которая позволяет реализовывать различные мероприятия для жителей города, страны и зарубежных гостей [13]. Крупная развлекательная акция способна запустить механизм развития города в плане привлечения туристов и с целью дальнейшего расширения инфраструктурной архитектуры «глобальных событий» [14].

Развлечения неодинаковы по предпочтениям и возможностям, они могут отвечать вкусам представителей различных социальных групп17 [15; 16]. Потребление развлечений носит не только экономический характер, но и символический, социально-культурный, связанный с определенным вкусом как формой интеллектуального капитала [17]. Возможности и предпочтения в потреблении развлечений исследователи связывают прежде всего с фактором свободного времени, наличием средств, физическими возможностями разных социально-демографических групп [см., например 3; 4].

Работы, посвященные развлечениям, раскрывают трактовки авторов относительно понятия «развлечения», роль развлечений в разных сферах жизнедеятельности человека, особенности их потребления в зависимости от характеристик индивидов.

В данной статье развлечения рассматриваются в рамках концепции потребления (как социального действия, поведения), согласно которой они выполняют социальные и индивидуальные функции18, в том числе в соответствии с некоторыми условиями, в которых происходит потребление, особенностями потребителя и его приоритетами (позволяющими охарактеризовать образ жизни и ценности последнего)19.

Денежная стоимость развлечения может стать ограничением его доступности. Вместе с тем доступность развлечений зависит от их принадлежности к культуре – поп-культуре (более понятной широким массам) или высокодуховной, требующей определенных знаний, образования, воспитания, жизненного опыта. В качестве факторов, детерминирующих потребление, будут рассмотрены основные социально-экономические и демографические характеристики потребителя: пол, возраст, образование, место проживания (регион) и тип населенного пункта (город, сельская местность, столица).

Материалы и методы

В работе используются сведения официальной статистики (базы Росстата «Комплексное наблюдение условий жизни населения. 2022 г.»)20. Исследование проведено во всех субъектах Российской Федерации (охвачено 60 тыс. домохозяйств, опрашивались все их члены). В расчетах фигурируют взвешенные данные, т. е. репрезентативные (применяется коэффициент взвешивания, предложенный Росстатом). Респонденты от 15 лет и старше составили 117 634 чел.: 45 % мужчин и 55 % женщин. Большинство из них проживает в городских населенных пунктах – 75 %, в сельских – 25 %.

Кроме того, исследование опирается на результаты КОУЖ за 2018 и 2020 гг. (расчеты Росстата), размещенные в открытом доступе, что позволяет рассмотреть ситуацию в динамике по некоторым параметрам21.

Ограничением исследования является предопределенный перечень развлечений, включенных в базу данных КОУЖ. В ней представлены ответы респондентов об участии в онлайн-мероприятиях, а также относительно посещения спектаклей, кино, концертов, выставок, музеев, спортивно-зрелищных мероприятий, ресторанов, кафе, которые находятся вне дома, могут быть платными и бесплатными. При этом некоторые виды развлечений не учтены, например цирк, аквапарк и др.

Расчеты выполнены с помощью пакета SPSS; статистическая значимость определялась с помощью коэффициентов корреляции Спирмена.

Результаты исследования

Развлечения эмоционально-культурные, зрелищные. В ряду потребления развлечений из списка (КОУЖ-2022) кино для населения России находится на 2-м месте по частоте посещения: каждый третий россиянин от 15 лет и старше посетил кинотеатр в течение года (37 % мужчин и 36 % женщин); регулярно бывает в кино каждый пятый (19 % мужчин и 17 % женщин). При этом городские жители ходят в кино чаще (41 %), чем сельские (24 %), а занятые в экономике – чаще, чем средний житель страны (45 %). С точки зрения возраста это развлечение прежде всего для молодежи от 15 до 29 лет (73 %), более взрослые люди его выбирают реже (табл. 1). По сравнению с данными за период пандемии (28 % в 2020 г.) доля клиентов кинотеатров в 2022 г. увеличилась на 10 % и практически вернулась к допандемийному уровню (40 % в 2018 г.).

 

Таблица 1. Посещаемость населением различных видов развлечений в 2022 году в разрезе по полу и возрасту22, %

Table 1. Attendance of various types of entertainment by the population in 2022 by gender and age, %

Примечание / Note. Цветовым градиентом «красный – синий» обозначено увеличение показателя от минимального до максимального значения в столбце / The color gradient “red – blue” indicates the increase of the indicator from the minimum to the maximum value in the column.

 

Например, в Тюмени среди кинозрителей преобладают женщины; их средний возраст 29 лет. Большинство посетителей кинотеатров (60 %) работают, каждый третий учащийся или студент (30 %). При этом значительная их часть имеет достаточно низкие доходы (у 40 % работающих респондентов доход меньше 50 тыс. руб.) [5], что в целом говорит не только о популярности, но и о доступности данного развлечения.

Жители, в частности, Чукотского автономного округа (АО), чаще остальных бывают в кино (62 %) (табл. 2). Есть территории, где, напротив, кино посещают в 2–4 раза реже: Алтай (18 %), Марий Эл (17 %), Чечня (14 %), Тыва (12 %).

На концерты в среднем ходит каждый пятый опрошенный (20 % горожан и 20 % селян). Регулярно их выбирают 7 % городских жителей и 10 % сельских; в разрезе пола это 24 % женщин (т. е. каждая четвертая) и 15 % мужчин. Потребление развлечений, связанных с исполнительским музыкальным искусством, по сравнению с 2020 г. увеличилось на 6 % и достигло в 2022 г. 14 %, что значительно ниже допандемийного уровня (25 % в 2018 г.).

Чаще отмечают посещение концертов жители Тывы (37 %), Ненецкого АО (36 %), Татарстана (35 %). Как и в случае с кино, их предпочитает молодежь: люди возрастной категории 15–29 лет (73 %), и прежде всего женщины.

В период пандемии потребление развлечений сократилось, что объяснялось запретом на посещение массовых мероприятий. Однако с его отменой спрос стал расти, т. е. после 2020 г. была очевидна тенденция возвращения активного досуга к доковидному уровню. Начало специальной военной операции в 2022 г. переходу к более спокойному времяпрепровождению не способствовало, если судить по динамике численности зрителей, например, присутствовавших на мероприятиях, которые проводили концертные организации, самостоятельные коллективы и театры Министерства культуры РФ. В меньшей мере это характерно для численности зрителей на цирковых представлениях (рисунок).

 

Рисунок. Численность зрителей, тыс. чел.: 1 – на цирковых представлениях; 2 – на мероприятиях, проводимых концертными организациями и самостоятельными коллективами Минкультуры России; 3 – на мероприятиях, проводимых театрами Минкультуры России (значение показателя за год)23

Figure. Number of spectators: 1 – at circus performances, thousand people; 2 – present at events held by concert organizations and independent groups of the Ministry of Culture of Russia, thousand people; 3 – present at events held by theaters of the Ministry of Culture of Russia (thousand people, value of the indicator for the year)

 

Таблица 2. Распространенность развлечений в регионах, 2022 г., %

Table 2. Prevalence of entertainment in regions, 2022, %

Музеи, выставки / Museums, exhibitions

Театры / Theaters

Концерты / Concerts

Спортивные зрелища / Sports events

Кино / Cinema

Кафе, рестораны /

Cafes, restaurants

Регионы с максимальным посещением / Regions with the highest attendance

г. Санкт-Петербург – 31 /

St. Petersburg – 31

г. Санкт-Петербург – 33 /

St. Petersburg – 33

Республика Тыва – 38 / Republic of Tuva – 38

Ненецкий АО – 37 /

Nenets АA – 37

Чукотский АО –  62 / Chukotka АA – 62

Калининградская обл. – 67 / Kaliningrad Region – 67  Санкт-Петербург – 67 / St. Petersburg – 67

г. Севастополь – 27 / Sevastopol – 27

г. Москва – 27 /

Moscow – 27

Ненецкий АО – 36 /

Nenets АA – 36

г. Севастополь – 31 / Sevastopol – 31

Ямало-Ненецкий АО – 57 / Yamal-Nenets АA – 57

Чеченская Республика – 66 / Chechen Republic – 66

г. Москва – 26 /

Moscow – 26

Приморский край – 25 / Primorye Territory – 25

Республика

Татарстан – 35 / Republic

of Tatarstan – 35

Ямало-Ненецкий АО – 30 / Yamal-Nenets АA – 30

г. Севастополь – 55 / Sevastopol – 55

Карачаево–Черкесская Республика – 65 / Karachayevo-Circassian Republic – 65 Ненецкий АО – 65 / Nenets АA – 65

Ленинградская обл. – 21 / Leningrad Region – 21

г. Севастополь – 25 / Sevastopol – 25

Курганская обл. – 35 / Kurgan Region – 35

Республика Тыва – 27 / Republic of Tuva – 27

Республика Ингушетия – 52 / Republic of Ingushetia – 52

Хабаровский край – 61 / Khabarovsk Territory – 61

Калининградская обл. – 19 / Kaliningrad Region – 19

Ленинградская обл. – 24 / Leningrad Region – 24

Вологодская обл. – 34 / Vologda Region – 34

Республика Адыгея – 25 / Republic of Adygeya – 25

Приморский край – 48 /

Primorye Territory – 48

Республика Адыгея– 58;

Ленинградская обл. – 58 / Republic of Adygeya – 58;

Leningrad Region

Регионы с минимальным посещением / Regions with minimal visits

Кабардино-Балкарская

Республика – 4 / Kabardino-Balkarian Republic – 4

Смоленская обл. – 5 / Smolensk Region – 5

Республика Крым – 12 / Republic of Crimea – 12

 

Рязанская обл. – 10 / Ryazan Region – 10

Амурская обл. – 20 /

Amur Region – 20

Рязанская обл. – 31 / Ryazan Region – 31

Еврейская АО – 4 /

Jewish АR – 4

Еврейская АО – 5 /

Jewish АR – 5

Кемеровская обл. –

Кузбасс –12 / Kemerovo Region – Kuzbass – 12

Саратовская обл. – 9 / Saratov Region – 9

Республика Алтай – 18 / Republic of Altai – 18

Алтайский край – 30 / Altai Territory – 30

Республика Калмыкия – 4 / Republic of Kalmykia – 4

Кабардино-Балкарская Республика – 5 /

Kabardino-Balkarian Republic – 5

Карачаево-Черкесская Республика – 11 / Karachayevo-Circassian Republic – 11

Магаданская обл. – 6 / Magadan Region – 6

Республика Марий Эл – 17 / Republic of Mari El – 17

Курганская обл. – 28 / Kurgan Region – 28

Калужская обл. – 2 /

Kaluga Region – 2

Ненецкий АО – 2 /

Nenets АA – 2

Курская обл. – 10 /

Kursk Region – 10

Республика Крым – 6 / Republic of Crimea – 6

Чеченская Республика – 14 / Chechen Republic – 14

Магаданская обл. – 23 / Magadan Region – 23

Карачаево-Черкесская Республика – 1 / Karachayevo-Circassian Republic – 1

Карачаево-Черкесская Республика – 1 / Karachayevo-Circassian Republic – 1

Рязанская обл. – 9 /

Ryazan Region – 9

Карачаево-Черкесская

Республика – 3 /

Karachayevo-Circassian Republic – 3

Республика Тыва – 12 / Republic of Tuva – 12

Республика Алтай – 21 / Pepublic of Altai – 21

Всего, Российская Федерация / Total, Russian Federation

12

16

20

17

37

48

Медиана / Median

10

13

20

16

35

48

 Примечания / Notes. 1. АО – автономный округ / autonomous region. 2. Результаты на уровне значимости p < 0,001 / results at significance level p < 0.001.

 

Количество театров ежегодно увеличивается. Так, в 2022 г. в стране действовали 638 театров, относящихся к Минкультуры России, из них 9 в Арктической зоне и 62 в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях24. Больше всего подобных учреждений функционирует в столице (79), в том числе в расчете на миллион населения. Есть регионы, в которых театров гораздо меньше, например их всего 2 в таких областях, как Магаданская (посетили 10 % населения региона), Сахалинская (12 %), Мурманская (12 %), Новгородская (посетили 8 % населения региона).

Отметим, что театры становятся доступнее для потребителя: 97 % от их общего количества в Российской Федерации имеют сайт в интернете, что позволяет строить планы в отношении посещения и заранее покупать билет25.

Театры в среднем посещают 16 % населения. Это значение ниже, чем в период до пандемии (18 % в 2018 г.), однако выше, чем после нее (10 % в 2020 г.). Среди зрителей в два раза чаще встречаются женщины (21 %), нежели мужчины (10 %); каждый десятый ходит на постановки регулярно. По данным КОУЖ-2022, что ожидаемо, для городских жителей в сравнении с сельскими подобное развлечение более востребовано, их доли среди посетителей составляют 18 % и 7 % соответственно.

Театры, выставки, музеи в целом также популярнее у женщин от 15 до 60 лет, хотя с возрастом активный интерес у них снижается (табл. 1). В 2022 г. в музеи, на выставки сходили 12 % россиян, в 2020 г. (период пандемии) – 8  %, т. е. меньше десятой части населения страны, а в 2018 г. – 13 %. На 1-м месте по посещаемости названных учреждений находится Санкт-Петербург (31 %), 2-е поделили Севастополь (27 %) и Москва (26 %) (табл. 2).

Регулярно посещают музеи 10 % населения, в том числе 16 % женщин, что в два раза больше, чем мужчин (8 %). Городские жители бывают в музеях и на выставках чаще, чем сельские (14 и 7 % соответственно (табл. 1)); делают это на регулярной основе 10 % горожан и 8 % сельчан.

В среде людей, закончивших аспирантуру, театр предпочитают 42 %, выставки и  музеи – 31 %. Эта же тенденция характерна для лиц с высшим образованием: на уровне магистратуры и/или специалитета театры выбирают 28 % из них, выставки – 21 %; на ступени бакалавриата – 26 и 20 % учащихся соответственно.

Санкт-Петербург подтверждает титул культурной столицы, занимая 1-е место среди городов по показателю посещения местным населением театра в течение года (33 %). Затем следуют Москва (27 %), Приморский край (25 %) и Севастополь (25 %) (табл. 2). При этом на регулярной основе ходят на постановки лишь 10 % петербуржцев и 13 % москвичей.

Спортивно-зрелищные мероприятия. Подобные мероприятия в качестве зрителей в целом посетили 17 % населения (для сравнения: в 2020 г. – 11 %, в 2018 г. – 20 %), в том числе 24 % мужчин и 10 % женщин; из них 17 % горожан и 15 % жителей села. Чаще остальных развлечения этого типа выбирают жители городов с численностью населения 250 – 500 тыс. чел. (20 %) и сел с численностью населения больше 5 000 (19 %).

Отметим, что спортивным зрелищем считается не только мероприятие, организованное в специальном спортивном сооружении (например, на стадионе с трибунами), но и обычное спортивное соревнование, показательное выступление спортсменов, включая товарищеский матч [18].

Спортивные зрелища – распространенное времяпрепровождение для молодых мужчин в возрасте 15–29 (41 %) и 30–39 лет (28 %). Наиболее активными потребителями подобного вида досуга являются болельщики Ненецкого АО (37 %), Севастополя (31 %), Ямало-Ненецкого АО (30 %), Тывы (27 %), Адыгеи (25 %) и Кабардино-Балкарии (25 %) (табл. 2).

Посещение ресторанов и кафе. Примерно половина жителей России в качестве развлечения выбирают рестораны, кафе (48 %), в том числе 50 % мужчин и 46 % женщин. Прежде всего, это люди 15–39 лет (67 %). С возрастом данная активность понижается: после 60 лет таким образом проводит время каждый пятый, а после 70 – менее десятой части населения. Значение показателя в 2018 г. было близким (49 %), в 2020 г. ощутимо ниже (38 %). Регулярно бывают в названных заведениях лишь каждый пятый мужчина (22 %) и еще меньше женщин (18 %). Хотя бы раз в течение года их посетили 52 % городских жителей и 37 % сельских.

Согласно данным Росстата, в России всего 93 147 ресторанов и кафе, из них 79 026 в городской местности, что почти в 6 раз больше, чем в сельской (14 121). Это соотношение может быть выше, например в Республике Ингушетия (11 раз)26, Республике Татарстан (9) и Свердловской области (13 раз); и ниже, в частности в Калининградской области (6 раз) и Чеченской Республике (3 раза). В России в целом на 100 тыс. населения приходится 63 кафе и ресторана, на территории города – 71, села – 38 (табл. 3).

 

Таблица 3. Количество ресторанов и кафе на 100 тыс. населения, 2022 г.27

Table 3. Number of restaurants and cafes per 100 thousand population, 2022

Регионы (Топ 10) / Regions (top 10)

Всего / Total

Город / City

Село / Village

Российская Федерация / Russian Federation

63

71,85332

38,16727

Сахалинская обл. / Sakhalin Region

119

131,12130

61,25049

Республика Калмыкия / Republic of Kalmykia

112

155,64200

74,05474

Республика Крым / Republic of Crimea

109

174,90720

41,80340

г. Москва / Moscow

108

108,12800

Магаданская обл. / Magadan Region

107

108,40770

81,30081

Республика Карелия / Republic of Karelia

102

109,50310

74,84142

Чукотский АО / Chukotka AA

96

97,09032

93,66428

Ямало-Ненецкий АО / Yamal-Nenets AA

94

97,22662

76,69202

Республика Алтай / Republic of Altai

93

76,49588

101,06910

Кабардино-Балкарская Республика / Kabardino-Balkarian Republic

89

131,0058

43,91885

 

 

Чаще других посещают рестораны, кафе жители Калининградской области (67 %), Санкт-Петербурга (67 %), Чеченской Республики (66 %), Карачаево-Черкессии (65 %), Ненецкого АО (65 %) (см. табл. 2). Для Москвы этот показатель составляет 56 %, притом регулярно бывают в указанных учреждениях лишь 38 % населения.

В 2022 г. в России насчитывалось 34 825 общедоступных столовых и закусочных, из них в городской среде 29 637, что почти в 6 раз больше, чем в сельской – 5 188.

Виртуальные развлечения. Используют интернет для скачивания фильмов, музыки, игр и пр. 36 % жителей, как и в 2018 г. Эта практика представлена в российских регионах неоднородно: в Республике Ингушетия ее поддерживают 67 % населения, в Чукотском АО и Сахалинской области – по 56 %, в Калининградской области и Приморском крае – по 53 %, в Ямало-Ненецком АО – 52 % населения. Минимальное значение показателя характерно для Санкт-Петербурга (44 %).

Пользуются электронными библиотеками, энциклопедиями, виртуальными экскурсиями и др. каждый пятый (22 %, как и в 2018 г.), медиана – 18 %. Частично это может быть связано с работой и учебой.

В разрезе регионов картина по данному параметру следующая. Наиболее активны в такой деятельности представители Чукотского АО (41 %), Севастополя (40 %), Сахалинской области (35 %), Москвы (34 %), Республики Алтай (34 %), Московской области (33 %), Санкт-Петербурга (32 %), Калининградской области (31 %) и Приморского края (29 %). Напротив, менее всего она востребована в Архангельской области (8 %) и Чечне (5 %).

Максимальная и минимальная активность регионов в потреблении развлечений (см. табл. 2) может объясняться их географической доступностью (в некоторых случаях) и/или культурными особенностями местного населения.

Обсуждение и заключение

Наиболее востребованными видами развлечений для россиян выступают посещение ресторанов, кафе, кино, зрелищных спортивных мероприятий. Структура потребления зависит от социально-демографических, экономических характеристик потребителей, в том числе условий их проживания, и в целом описывается следующими положениями:

– молодежь предпочитает кино; женщины и люди с высоким уровнем образования – театральные постановки; мужчины – спортивные зрелища;

– городские жители в сравнении с сельскими посещают развлекательные мероприятия чаще;

– российские регионы существенно различаются по потреблению развлечений (причины различий требуют более детального изучения).

Доступность развлечений играет важную роль в выборе видов досуга. В городах соответствующая инфраструктура более развита, разнообразна и находится в шаговой доступности от потребителя. Наименьшие различия между городскими и сельскими жителями наблюдаются в частоте посещения таких культурных мероприятий, как концерты и спортивные соревнования. Творческие и духовно наполненные развлечения – театры, музеи, выставки – остаются прерогативой городского населения.

Жители отдельных регионов, в частности Республики Тыва, Забайкальского края, Республики Марий Эл, Тамбовской и Ленинградской областей, а также Республики Бурятия, чаще других отмечают отдаленность учреждений культуры и мест проведения отдыха и досуга. При этом указали на данное обстоятельство менее 5 % населения Ненецкого АО, Республики Ингушетия, Чеченской Республики.

Отметим, что Ненецкий АО входит в топ 5 регионов, для которых характерна наименьшая посещаемость театральных постановок, хотя здесь количество посадочных мест в залах в расчете на одного зрителя больше, чем в других аналогичных учреждениях. Вместе с тем данный округ включен в топ 5 территорий, где жители чаще посещают кино, спортивные зрелища, кафе, концерты.

В составе топ 5 по посещаемости театров, музеев и выставок Москва, Санкт-Петербург, Севастополь, Ленинградская область. Санкт-Петербург также входит в топ 5 по востребованности кино и ресторанов.

Все больше расширяется структура общепита в местах массового пребывания. Пример торговых центров Санкт-Петербурга показывает, что актуальным форматом отдыха и развлечений становятся потребление еды и фуд-холлы. Так, в 2021 г. в городе открылись 16 % подобных площадок (из 100 % различных площадок торговых центров), закрылись 7 % [19]. Находят своих потребителей новые демократичные виды кафе (антикафе), которые популярны в первую очередь у молодежи, не имеющей средств на посещение более дорогих заведений. Привлекающими ее внимание факторами выступают отсутствие дресс-кода и/или «фейсконтроля», возможность просматривать фильмы, играть в настольные игры и платить лишь за проведенное здесь время28.

Города меняются в контексте развлечений: развиваются города, «насыщенные событиями» (eventful cities), когда для проведения глобальных мероприятий возводятся специальные комплексы, включая стадионы, арены, спортивные залы, театрально-зрелищные объекты, выставочные павильоны, конференц-холлы [14]. В качестве примера приведем строительство спортивно-зрелищных объектов в Санкт-Петербурге, Москве, Казани, Сочи, Владивостоке, благодаря чему по завершении олимпиады или саммита можно организовывать новые массовые мероприятия. Однако развивать можно и нужно не только крупные города и имеющиеся в них досуговые площадки (в том числе парки, площади), но и менее формальные общественные пространства небольших поселений29.

Тенденции развития рынка развлекательных услуг свидетельствуют о расширении ассортимента развлечений. Во всех странах мира потребительские пристрастия от традиционных медиа постепенно переходят к современным, связанным в том числе с виртуализацией [14; 20–22]. Существует опасность, что досуговые практики переместятся в сферы онлайн и общественного питания. Это может привести к преобладанию менее интеллектуальных развлечений, т. е. выбору ресторанов, спортивных зрелищ, кино в ущерб посещению музеев, театров, выставок, концертов.

Полученные результаты могут быть полезны при разработке социальной политики, маркетинговых стратегий в сфере развлечений и планировании расширения инфраструктуры досуга.

Ограничения исследования связаны с рядом обстоятельств: в рамках КОУЖ представлен неполный перечень видов развлечений; не учтены расходы на досуг, что могло бы дополнить экономический анализ; не было возможности изучить качественные исследования, что позволило бы глубже понять мотивацию потребителей. Они обозначают перспективы работы и могут послужить вектором дальнейших научных изысканий.

 

Дополнительная информация

Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов

Финансирование. Исследование выполнено в рамках государственного задания «Трансформация социальной структуры российского общества в условиях неопределенности и рисков». 

Доступность данных и материалов. Наборы данных, использованные и/или проанализированные в ходе текущего исследования, можно получить у автора по обоснованному запросу.

 

1  Патрушев В. Д. Труд и досуг рабочих (бюджет времени, ценности и мотивы). М. : Изд-во Института социологии РАН, 2006. 164 с.

2  Zillmann D., Bryant J. Entertainment as Media Effect // Bryant J., Zillmann D. Media Effects : Advances in Theory and Research. 1994. Pp. 437–462. Available at: https://psycnet.apa.org/record/1994-97177-015 (accessed 10.10.2024).

3  Дюмазедье Ж. На пути к цивилизации досуга // Вестник Московского университета. Серия 12. Социально-политические исследования. 1993. № 1. С. 83–88 ; Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М. : Наука, 1991. 575 с.

4  Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка : 80000 слов и фразеологических выражений / РАН ; Российский фонд культуры. 3-е изд. М. : АЗЪ, 1996. С. 633.

5  Темный Ю. В., Темная Л. Р. Экономика туризма : учебник. М. : Финансы и статистика, 2014. 448 с.

6  Altenloh E. Zur Soziologie des Kino. 1914. Available at: https://scholarsarchive.byu.edu/sophnf_nonfict/110/ (accessed 10.10.2024).

7  Бутусова Д. А., Малыгина М. В. Туристско-рекреационный потенциал ресурсов города Омска // От синергии знаний к синергии бизнеса : сб. ст. и тез. докл. IX Междунар. науч.-практ. конф. студентов, магистрантов и преподавателей. Омск : Издательский центр КАН, 2022. С. 263–267.

8  Алатова Т. Н., Михайлова Н. Г. День смеха // Педагогика и психология: перспективы развития: материалы Всерос. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 27 ноября 2020 г.). Чебоксары : ЦНС «Интерактив плюс», 2020. С. 74–75.

9  Гавазюк И. В. Квест как элемент культурного досуга молодежи // Тезисы докладов XLVIII Научной конференции студентов и молодых ученых вузов Южного Федерального округа (февраль–март 2021 г.). Краснодар : КГУФКСТ, 2021. С. 34.

10  Согласно ФЗ РФ от 29.12.2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», ч. 6 ст. 11, к зрелищным мероприятиям относятся торжественные и публичные мероприятия, организуемые в форме массовых культурно-просветительных, театрально-зрелищных, спортивных, развлекательных и других публичных мероприятий.

11  Altenloh E. Zur Soziologie des Kino… ; Алексушин Г. В., Мельникова И. Ю. Клубы по интересам Самарской области // Science and technology research – 2024 : сб. ст. междунар. науч.-практ. конф. Петрозаводск, 2024. С. 231–238. https://elibrary.ru/item.asp?id=60084227&selid=60095075 ; Bates S., Ferri A. J., Staiger J. Writing the History of Film Reception. Hollywood Spectatorship : Changing Perceptions of Cinema Audiences / Eds. M. Stokes and R. Maltby. London : British Film Institute, 2001. Pр. 19–32.

12  Půček M. J., Ochrana F., Plaček M. Museum Management : Opportunities and Threats for Successful Museums. Springer International Publishing, 2021. 176 p. https://doi.org/10.1007/978-3-030-82028-2.

13  Altenloh E. Zur Soziologie des Kino… ; Алексушин Г. В., Мельникова И. Ю. Клубы по интересам Самарской области…

14  Лубочкина М. И., Калынеделя А. Г. Новые направления развития рынка общественного питания // Стратегии развития предпринимательства в современных условиях : сб. науч. тр. IV нац. (с междунар. участием) науч.-практ. конф. СПб. : Изд-во СПбГЭУ, 2020. С. 149–153.

15  Barnouw E. The Golden Web: A History of Broadcasting in the United States, 1933–1953. New York : Oxford UP, 1968. 400 р.

16  Richards G., Palmer R. Eventful Cities: Cultural Management and Urban Revitalisation. London : Routledge, 2010. 534 p.

17  Vorderer P. “Entertainment Theory”. Communication and Emotion: Essays in Honor of Dolf Zillmann  / Eds. J. Bryant, D. Roskos-Ewoldsen, J. Cantor. Mahwah, NJ : Erlbaum, 2003. Рр. 131–153.

18  Konsum. Soziologische, ökonomische und psychologische Perspektiven / Rosenkranz D., Schneider N. Opladen : Leske und Budrich, 2000. Pp. 9–22.

19  Wiswede G. Konsumsoziologie – eine vergessene Disziplin // Konsum… Pp. 23–72.

20  Комплексное наблюдение условий жизни населения. 2022 г. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/free_doc/new_site/GKS_KOUZH_2022/index.html (дата обращения: 20.08.2024). При построении выборочной совокупности используется многофазная выборка с реализацией на последней фазе двухступенчатого отбора (I ступень – случайное построение выборки счетных участков; II ступень – случайный отбор домохозяйств в рамках счетного участка, включенного в выборку на первой ступени). Проводится Росстатом с 2011 г. в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 27.10.2010 г. № 946.

21  Комплексное наблюдение условий жизни населения. 2020 г. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/free_doc/new_site/GKS_KOUZH-2020/index.html (дата обращения: 20.08.2024) ;  Комплексное наблюдение условий жизни населения 2018 г. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/free_doc/new_site/KOUZ18/index.html (дата обращения: 20.08.2024).

22  Таблицы 1, 2 составлены автором на основе микроданных КОУЖ-2022.

23  График подготовлен автором по данным Министерства культуры Российской Федерации и официальной статистики, URL: https://fedstat.ru/indicator / (дата обращения: 12.08.2024).

24  Статистическая форма 9-НК «Сведения о деятельности театра» [Электронный ресурс]. URL: https://fedstat.ru/ (дата обращения: 12.08.2024).

25  Министерство культуры Российской Федерации: доля театров, имеющих сайт в сети Интернет, в общем количестве театров Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: https://www.fedstat.ru/indicator/43948 (дата обращения: 22.02.2025).

26  Информация о количестве объектов общественного питания приводится на основе обработки итогов форм федерального статистического наблюдения № 1-МО «Сведения об объектах инфраструктуры муниципального образования» и № 1-ТОРГ (МО) «Сведения об объектах розничной торговли и общественного питания», URL: https://fedstat.ru/ (дата обращения: 10.04.2024).

27  Таблица составлена автором по данным Росстата об объектах розничной торговли и общественного питания, URL: https://fedstat.ru/ (дата обращения: 12.08.2024).

28 Лубочкина М. И., Калынеделя А. Г. Новые направления развития рынка общественного питания…

29 Haferburg C., Steinbrink M. Mega-Events in Emerging Nations and the Festivalization of the Urban Backstage: The Cases of Brazil and South Africa // Hannigan J., Richards G. (eds) The SAGE Handbook of New Urban Studies. London : SAGE. 2017. Pp. 267–290.

 

×

Об авторах

Инна Борисовна Назарова

Институт социологии Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук

Автор, ответственный за переписку.
Email: inna-nazarova@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-8086-1617
SPIN-код: 5172-5164
Scopus Author ID: 7004074079
ResearcherId: M-7786-2016
https://www.fnisc.ru/pers_about.html?id=2416

доктор экономических наук, заведующая лабораторией исследования здоровья населения и системы здравоохранения, главный научный сотрудник

Россия, 117218, г. Москва, ул. Большая Андроньевская, д. 5. стр. 1

Список литературы

  1. Garousi V., Giray G., Tüzün E., Catal C., Felderer M. Aligning Software Engineering Education with Industrial Needs: A Meta-Analysis. Journal of Systems and Software. 2019;(156):65–83. https://doi.org/10.1016/j.jss.2019.06.044
  2. Колесникова Е.М., Куденко И.А. Интерес к STEM-профессиям в школе: проблемы проф­ориентации. Социологические исследования. 2020;(4):124–133. https://doi.org/10.31857/S013216250009117-1
  3. Сизова И.Л., Русакова М.М., Александрова А.А. Рынок труда соискателей и трения в поиске работы на современных онлайн-платформах. Экономическая социология. 2022;23(5):45–77. https://doi.org/10.17323/1726-3247-2022-5-45-77
  4. Гимпельсон В.Е. Человеческий капитал в эпоху санкций и контрсанкций: некоторые последствия его перераспределения. Журнал Новой экономической ассоциации. 2022;55(3):234–238. https://doi.org/10.31737/2221-2264-2022-55-3-16
  5. Коковихин А.Ю. Управление компетенциями в региональной экономической политике стран ОЭСР и Европейского союза. Управленец. 2020;11(5):81–96. https://doi.org/10.29141/2218-5003-2020-11-5-7
  6. Noordegraaf M., Schinkel W. Professionalism as Symbolic Capital: Materials for a Bourdieusian Theory of Professionalism. Comparative Sociology. 2011;(10):67–96. https://doi.org/10.1163/156913310X514083
  7. Сизова И.Л., Орлова Н.С., Елагина Е.Д. Компетентность работников в условиях социально-экономической неопределенности. Социологический журнал. 2023;29(4):31–55. https://doi.org/10.19181/socjour.2023.29.4.2
  8. Medaris A. What Do People Really Want in Their Work? Meaning and Stability. Monitor on Psychology. 2024;55(1):64. Available at: https://www.apa.org/monitor/2024/01/trends-meaning-stability-workplaces (accessed 06.11.2024).
  9. Hawkes C.L., Weathington B.L. Competency-Based Versus Task-Based Job Descriptions: Effects on Applicant Attraction. Journal of Behavioral and Applied Management. 2014;15(3):190–211. Available at: https://psycnet.apa.org/record/2014-36174-004 (accessed 6.11.2024).
  10. Switasarra A.V., Astanti R.D. Literature Review of Job Description: Meta-Analysis. International Journal of Industrial Engineering Management (IJEEM). 2021;3(1):33–41. https://doi.org/10.24002/ijieem.v3i1.4923
  11. Hirudayaraj M., Baker R., Baker F., Eastman M. Soft Skills for Entry-Level Engineers: What Employers Want. Education Sciences. 2021;11(10):641. https://doi.org/10.3390/educsci11100641
  12. Pato B.Sz.G. Formal Options for Job Descriptions: Theory Meets Practice. Journal of Management Development. 2017;36(3):1008–1028. https://doi.org/10.1108/JMD-01-2016-0019
  13. Fitzpatrick E.L., Askin R.G. Forming Effective Worker Teams With Multi-Functional Skill Requirements. Computer and Industrial Engineering (CAIE). 2005;48(3):593–608. https://doi.org/10.1016/j.cie.2004.12.014
  14. Raju K.K., Banerjee S. A Study on Job Description and its Effect on Employee Performance: Case of Some Selected Manufacturing Organizations in the City of Pune, India. International Journal of Latest Technology in Engineering, Management and Applied Science (IJLTEMAS). 2017;6(2):1–10. Available at: https://www.ijltemas.in/DigitalLibrary/Vol.6Issue2/01-10.pdf (accessed 06.11.2024).
  15. Комарова Л.А., Соловьев В.И., Колосов А.М. Сравнение языковых моделей в задаче извлечения навыков из вакансий и резюме. Современные информационные технологии и ИТ-образование. 2024;20(1):157–163. http://doi.org/10.25559/SITITO.020.202401.157-163
  16. Asudani D.S., Nagwani N.K., Singh P. Impact of Word Embedding Models on Text Analytics in Deep Learning Environment: A Review. Artificial Intelligence Review. 2023;(56):10345–10425. https://doi.org/10.1007/s10462-023-10419-1
  17. Сизова И.Л., Карапетян Р.В., Орлова Н.С. Особенности цифровизации труда современных российских работников. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2022:(5):231–256. https://doi.org/10.14515/monitoring.2022.5.2246

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рисунок. Численность зрителей, тыс. чел.: 1 – на цирковых представлениях; 2 – на мероприятиях, проводимых концертными организациями и самостоятельными коллективами Минкультуры России; 3 – на мероприятиях, проводимых театрами Минкультуры России (значение показателя за год)23 Figure. Number of spectators: 1 – at circus performances, thousand people; 2 – present at events held by concert organizations and independent groups of the Ministry of Culture of Russia, thousand people; 3 – present at events held by theaters of the Ministry of Culture of Russia (thousand people, value of the indicator for the year)

Скачать (357KB)
3. Таблица 1. Посещаемость населением различных видов развлечений в 2022 году в разрезе по полу и возрасту , % Table 1. Attendance of various types of entertainment by the population in 2022 by gender and age, %

Скачать (126KB)

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».