Влияние институциональной среды на процессы международной трудовой миграции в регионы Российской Федерации
- Авторы: Мухаметов Р.С.1
-
Учреждения:
- Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н.Ельцина
- Выпуск: Том 33, № 2 (2025)
- Страницы: 257 - 270
- Раздел: Экономическая социология
- Статья получена: 26.08.2024
- Статья одобрена: 27.12.2024
- Статья опубликована: 30.06.2025
- URL: https://ogarev-online.ru/2413-1407/article/view/262466
- DOI: https://doi.org/10.15507/2413-1407.129.033.202502.257-270
- EDN: https://elibrary.ru/rjwrcj
- ID: 262466
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Введение. Актуальность темы исследования обусловлена возрастающей ролью международной трудовой миграции в социально-экономическом развитии регионов России и необходимостью эффективного управления потоками переселенцев. В условиях демографического спада и дефицита трудовых ресурсов привлечение иностранных мигрантов становится важным фактором экономического роста. Изучение детерминант международной трудовой миграции часто фокусировалось на социально-экономических характеристиках пунктов назначения. В данной статье рассматривается влияние качества государственного управления территориями на их способность привлекать трудовых иммигрантов.
Материалы и методы. Эмпирической базой исследования выступают сведения Росстата, а также информация Атласа «Исламское сообщество Российской Федерации»; основным методом – регрессионный анализ панельных данных (модель с фиксированными эффектами).
Результаты исследования. Статистическая обработка данных показала, что субъекты РФ с более высоким качеством государственного управления привлекают больше международных трудовых мигрантов. При этом большинство социально-экономических факторов, которые традиционно используются для объяснения привлекательности территории назначения, не получили подтверждения, хотя они косвенно входят в категорию «государственная состоятельность». Регрессионный анализ продемонстрировал положительное влияние доли мусульманского населения регионов РФ на численность (в относительном выражении) иностранных трудовых мигрантов. Концепция этнических сетей не прошла эмпирическую проверку.
Обсуждение и заключение. Международные трудовые мигранты предпочитают приезжать на территорию назначения с более высоким качеством государственного управления. В то же время важно обеспечивать социальную интеграцию иммигрантов и защиту их прав, чтобы избежать проблем в принимающем обществе, которые связаны с социокультурными различиями. Результаты исследования могут способствовать росту эффективности управления миграционными процессами на национальном и субнациональном уровнях, а также позволяют прогнозировать направления миграционного потока.
Полный текст
Введение
Миграция населения является одной из наиболее актуальных тематик для российских авторов. Данное академическое направление находится в центре внимания таких дисциплин, как экономика, география, демография, социология, политология и т. д. По мнению ученых, исследование процессов переселения в России в последние десятилетия активно развивалось, расширяя свою предметную область [1]. В связи с этим значительная часть работ посвящена вопросам миграционной политики и режимов, проблемам формирования глобального управления миграцией [2]. При этом рассмотрение названного феномена в сравнительном аспекте постепенно обособляется в отдельную отрасль [3]. Многочисленные отечественные публикации сфокусированы на внутренней молодежной миграции [4; 5], а также трудовой миграции в стране [6]. Большое количество современных специалистов сосредоточено на обзорах имеющихся миграционных исследований [7; 8].
Мобильность населения в течение двух последних десятилетий как в нашей стране, так и в мире привлекает не только представителей академического сообщества, но и государственных деятелей. Это обусловлено тем, что, согласно данным ООН, по состоянию на 2020 г. Россия по числу жителей иностранного происхождения (иммигрантов) занимала 4-е место в мире (11,6 млн), уступая лишь США (50,6 млн), Германии (15,8 млн) и Саудовской Аравии (13,5 млн)1. Иными словами, российское государство – важный пункт назначения для трансграничной миграции. По сведениям Министерства внутренних дел РФ, за 2022 г. было поставлено на миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства 16,8 млн чел., в том числе 11,8 международных трудовых мигрантов2.
Необходимо подчеркнуть, что отечественные ученые ставят под сомнение расчеты экспертов ООН, полагая, что из 11,6 млн чел. только 3,1 представляют собой международных мигрантов, в то время как остальные являются либо репатриантами, либо переселенцами из бывших советских республик, которые въехали на территорию РФ до 1991 г. включительно. В соответствии со сказанным современная Россия должна находиться на 16-м месте в общемировом рейтинге [9].
Об актуальности темы исследования свидетельствует принятие в 2023–2024 гг. мер по ужесточению миграционной политики в стране. Например, в редакции Закона о гражданстве РФ от 28 апреля 2023 года значительно расширен состав статей (64 вместо 18 в предыдущем варианте), преступления по которым влекут за собой прекращение приобретенного гражданства РФ3. В числе подобных преступлений названы действия по распространению фейков о Вооруженных силах РФ, дискредитация Российской армии, диверсии, призывы к введению санкций и осуществлению экстремистской деятельности, посягательство на нарушение территориальной целостности страны, дезертирство, уклонение от прохождения военной службы, шпионаж и госизмена4.
В научной литературе отмечается, что существует ряд детерминантов массовой трудовой миграции в Россию. Первый связан с уровнем заработной платы (он выше, чем в государствах происхождения мигрантов). Второй фактор обусловлен тем, что мигранты заняли ряд ниш на российском рынке труда, а именно те рабочие места, которые не являются привлекательными для коренного населения из-за низкого статуса и тяжелых условий труда. Третий определяется дефицитом трудовых ресурсов в стране [10].
Понятно, что иностранные трудовые мигранты (лица, которые перемещаются из одной страны в другую с целью получения работы) распределены по территории России неравномерно. В 2022 г. список субъектов РФ, куда приехало самое большое количество врéменных трудовых иммигрантов (в процентах к трудоспособному населению региона), выглядел так: Амурская область (47 %), Магаданская область (44 %), Москва (40 %), Московская область (35 %), Санкт-Петербург и Ленинградская область (33 %), Ямало-Ненецкий автономный округ (30 %), Калужская область (26 %)5. Исходя из этого исследовательские вопросы сформулированы следующим образом: почему в одни субъекты РФ направляется больше внешних трудовых мигрантов, чем в другие? что делает некоторые регионы страны более привлекательными для трудовых иммигрантов? Поиск ответов на данные вопросы и является основной целью настоящей статьи.
Обзор литературы
Опираясь на результаты предыдущих исследований, можно заключить, что экономические факторы служат важной причиной выбора региона в качестве места назначения для внешних трудовых мигрантов [11]. Основная причина переселения – разница в доходах между территориями происхождения и назначения6. В этой схеме люди решаются действовать, потому что расчет затрат и выгод заставляет их ожидать положительной чистой прибыли (обычно денежной) от перемещения [12].
Также в качестве популярного детерминанта выбора региона пребывания рассматриваются мигрантские сети. Ученые понимают их как наборы межличностных связей, которые соединяют действующих и/или бывших мигрантов друг с другом посредством отношений родства, дружбы и общего происхождения [13]. Мигрантские сети могут способствовать миграции тремя различными путями: предоставляя информацию собственно о процессе перемещения; осведомляя о местах назначения и рабочих местах, а также содействуя интеграции по прибытии; наконец, путем оказания помощи в финансировании расходов, вызванных переселением [14].
Исследователи предполагают, что расширение сетей мигрантов и накопление социального капитала инициируют процесс «…кумулятивной причинно-следственной связи», благодаря которому международная миграция становится самовоспроизводящимся процессом, т. е. процессом, который, начавшись, имеет тенденцию продолжаться и даже усиливаться со временем [15]. Важно отметить, что чаще всего данные сети рассматриваются не столько как канал перемещения, сколько как инструмент (барьер) адаптации иммигрантов в принимающем обществе [16; 17].
Одним из факторов, который обычно упускается из виду в академической литературе, является качество государственных институтов в целом. Данная статья ориентирована на преодоление этого пробела. В ней рассматривается государственная состоятельность (state capacity) на уровне субъекта РФ как привлекающего внешнюю трудовую миграцию фактора. Непосредственная задача состоит в том, чтобы определить влияние качества государственных институтов в виде детерминанта, фактора «притяжения», трудовых мигрантов из стран Содружества Независимых Государств. Исследование продолжает традицию изучения влияния качества государственного управления на привлекательность мест назначения для мигрантов [18; 19].
Исходя из обзора академической литературы, посвященной концепции государственной состоятельности, можно ожидать, что привлекательность страны / региона назначения для международной трудовой миграции возрастет с повышением качества политических институтов. Рабочая гипотеза заключается в том, что при прочих равных условиях люди предпочтут мигрировать с целью поиска работы на территории с более высоким уровнем государственной состоятельности.
Материалы и методы
Поскольку цель количественных исследований состоит в определении взаимосвязей зависимой и объясняющих переменных, необходимо применение статистических методов анализа. Регрессионный анализ служит главным инструментом для поиска закономерностей в больших наборах данных, в том числе панельных (модель с фиксированными эффектами). Оценка параметров регрессии основана на методе наименьших квадратов (МНК). Множественная линейная регрессия направлена на моделирование взаимосвязи зависимой переменной (переменной, которую пытаемся объяснить) и нескольких независимых переменных (факторов, влияющих на зависимую переменную). Выполнено логарифмическое преобразование переменных, т. е. осуществлена их трансформация в такой формат, который лучше поддерживает анализ для достижения целей исследования. Это было необходимо для устранения влияния разных единиц измерения. Анализ данных производился в прикладном пакете Gretl.
Зависимая переменная («Миграция») соотносится с количеством трудовых иммигрантов из Таджикистана и Узбекистана, которое выражено в процентах от численности трудоспособного населения субъектов РФ. Выбор для изучения переселенцев из этих двух государств обусловлен тем, что, по данным МВД, например за 2022 г., их представители занимают первые два места по числу фактов постановки на миграционный учет, где цель въезда – работа. Трудовыми мигрантами являются 93 % выходцев из Узбекистана, 83 % – из Таджикистана7. Отечественные исследователи также отмечают, что граждане Узбекистана, Таджикистана и Кыргызстана на протяжении многих лет составляют основной контингент трудовых мигрантов в России [20]. В качестве международных мигрантов Росстат учитывает только иностранцев, которые зарегистрировались по месту проживания или временного пребывания на срок девять месяцев и больше.
Теоретической основой объясняющей переменной выступает категория «государственная состоятельность». Она служит фактором «притяжения», если ее рассматривать в рамках двухтактной модели (push-pull theory of migration) принятия миграционных решений Э. Ли [21]. Многие исследователи разделяют центральную идею о том, что названная дефиниция связана со способностью государства осуществлять свои цели или политику [22]. Наиболее широко используемые концептуализации государственной состоятельности соотносятся с веберовским представлением о государстве как об организации, способной создавать и внедрять правила [23].
Рассматриваемая категория определяется как способность государства к выработке политики или как набор компетенций и ресурсов, необходимых для разработки эффективной политики [24]. Считается, что государственная состоятельность включает в себя ряд элементов/индикаторов:
1) фискальный / бюджетный аспект, т. е. способность правительства собирать налоги для обеспечения общественных благ; это общий доход, который правительство способно получить с налогоплательщиков [25];
2) бюрократический / административный аспект, т. е. способность органов исполнительной власти выполнять поставленные перед ними задачи [26];
3) политический аспект, т. е. способность правительства осуществлять политику; состоит из трех компонентов:
– относительная политическая отдача (relative political extraction) – способность распределять часть национального продукта на достижение общественных целей,
– относительный политический охват (relative political reach) – способность мобилизовать население, находящееся под контролем,
– относительное политическое распределение (relative political allocation) – способность определять приоритетные статьи расходов в государственном бюджете [27].
В настоящей работе государственная состоятельность операционализирована через баллы, полученные регионом в Рейтинге эффективности управления в субъектах РФ за два года (2017, 2018) от Агентства политических и экономических коммуникаций (АПЭК)8. Это продолжает традицию отечественных ученых, которые применяют данный рейтинг в академических исследованиях при рассмотрении субнационального уровня в России [28]. Выбор указанного источника обусловлен тем обстоятельством, что при его составлении учитываются не только экспертные оценки, но и региональная статистика. Рейтинг делится на три блока (политико-управленческий, социальный и финансово-экономический), по каждому из которых проводится оценка. Итоговые оценки по каждому направлению представляют собой среднее арифметическое: а) усредненной совокупности статистических показателей; б) средней экспертной оценки.
Контрольные и фиктивные переменные показаны в таблице 1. Хотя первые не являются основным объектом исследования, они помогают установить истинные взаимосвязи независимых и зависимых переменных. Кроме того, контрольные предикторы могут помочь предотвратить влияние на результаты предвзятости в исследованиях (например, наличия пропущенных переменных). Необходимо отметить, что фиктивная переменная – это та, которая принимает значение «0» или «1». Такие переменные добавляются в регрессионную модель для представления бинарных факторов, которые либо наблюдаются, либо нет.
Таблица 1. Контрольные и фиктивные предикторы
Table 1. Control and dummy predictors
Переменные / Variables | Тип переменной / Type of variable | Операционализация / Operationalization | Единицы измерения / Units of measurement | Источники данных / Data sources |
Прожиточный минимум / Living wage | Контрольная переменная / Сontrol variable | Доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума (от общей численности населения региона) / Share of population with monetary income below the subsistence minimum (of the total population of the region) | Проценты / Percentages | Росстат / Rosstat |
Зарплата / Salary | Контрольная переменная / Сontrol variable | Среднемесячная номинальная начисленная зарплата работников организации / Average monthly nominal accrued salary of employees of the organization | Рубли / Rubles | Росстат / Rosstat |
Доходы / Income | Контрольная переменная / Сontrol variable | Среднедушевые денежные доходы населения в месяц / Average per capita income of the population per month | Рубли / Rubles | Росстат / Rosstat |
ВРП / GRP | Контрольная переменная / Сontrol variable | Валовой региональный продукт (ВРП) на душу населения / Gross regional product per capita | Рубли / Rubles | Росстат / Rosstat |
Безработица / Unemployment | Контрольная переменная / Сontrol variable | Уровень безработицы / Unemployment rate | Проценты / Percentages | Росстат / Rosstat |
Этнические сети / Ethnic networks | Контрольная переменная / Сontrol variable | Доля лиц таджикской и узбекской национальностей в общей численности населения российских регионов / Share of persons of Tajik and Uzbek nationalities in the total population of Russian regions | Проценты / Percentages | Росстат / Rosstat |
Культура / Culture | Фиктивная переменная / Dummy variable | Переменная получает значение «1», если субъект РФ входит в топ-20 регионов по доле мусульман в общей численности населения; значение «0» – во всех остальных случаях / The variable gets the value “1” if the Russian region is in the top 20 regions in terms of the proportion of Muslims in the total population; the value “0” – in all other cases | 1 и 0 | Атлас «Исламское сообщество Российской Федерации / Atlas “Islamic Community of the Russian Federation” |
Сведения о числе прибывших трудовых мигрантов из Таджикистана и Узбекистана являются информацией Росстата (2018 и 2019 гг.)9. Исследователи отмечают, что существуют проблемы с качеством федерального статистического наблюдения за миграционными процессами [29], в основном относящиеся к сфере информационных ресурсов Главного управления по вопросам миграции МВД РФ. Спецификой ситуации в России можно назвать усложнение доступа пользователей к ним10. Сведения по контрольным переменным приведены за 2017 и 2018 гг. В работе применялись панельные данные (сбалансированная панель), состоящие из данных временны́х рядов для каждой отдельной единицы в поперечном разрезе. В итоговую выборку включены 85 субъектов РФ.
В таблице 2 представлены средние, минимальные и максимальные значения переменных, а также медианы и стандартные отклонения.
Таблица 2. Описательная статистика
Table 2. Descriptive statistics
Переменные / Variables | Среднее / Mean | Медиана / Median | Стандартное отклонение / Standard deviation | Минимум / Minimum | Максимум / Maximum |
Миграция / Migration | 0,09 | 0,06 | 0,11 | 0 | 0,62 |
Состоятельность / Capacity | 0,81 | 0,809 | 0,08 | 0,552 | 1,0 |
Прожиточный минимум / Living wage | 15,4 | 14,3 | 5,7 | 7,4 | 42,1 |
Зарплата / Salary | 32 982,6 | 28 163,0 | 14 472,1 | 20 629,0 | 86 647,0 |
Доходы / Income | 28 227,7 | 25 261,0 | 11 027,4 | 14 111,0 | 69 959,0 |
ВРП / GRP | 502 552,0 | 339 586,0 | 743 281,0 | 106 756,6 | 5 821 559,8 |
Безработица / Unemployment | 6,76 | 6,0 | 3,72 | 1,6 | 30,2 |
Этнические сети / Ethnic networks | 0,11 | 0 | 0,25 | 0 | 1,4 |
Культура / Culture | 0,23 | 0 | 0,42 | 0 | 1,0 |
Результаты исследования
Для оценки влияния государственной состоятельности на уровень миграции иностранных трудовых мигрантов была построена модель множественной линейной регрессии с учетом робастных оценок стандартных ошибок, а также с поправкой на гетероскедастичность (табл. 3). Тест на обнаружение мультиколлинеарности проводился методом инфляционных факторов. Расчеты указали на ее отсутствие.
Таблица 3. Регрессионный анализ (зависимая переменная – логарифм количества трудовых иммигрантов)
Table 3. Regression analysis (dependent variable is the logarithm of the number of labor immigrants)
Переменные / Variables | Коэффициенты / Coefficients | Стандартная ошибка / Standard error | t-статистика / t-statistics | Р-значение / P-value |
Log _ Состоятельность / Log _ Capacity | 11,76 | 2,08 | 5,62 | 0,0002*** |
Log _ Прожиточный минимум / Log _ Living wage | 2,65 | 0,90 | 2,93 | 0,0149** |
Log _ Зарплата / Log _ Salary | −5,94 | 2,04 | −2,90 | 0,0156** |
Log _ Доходы / Log _ Income | 2,58 | 1,33 | 1,92 | 0,0825* |
Log _ ВРП / Log _ GRP | 0,56 | 1,22 | 0,45 | 0,6561 |
Log _ Безработица / Log _ Unemployment | −0,57 | 0,44 | −1,28 | 0,2273 |
Log _ Этнические сети / Log _ Ethnic Networks | −0,16 | 0,30 | −0,55 | 0,5935 |
Культура / Culture | 2,13 | 0,67 | 3,16 | 0,0100** |
const | 22,44 | 6,38 | 3,51 | 0,0056*** |
Примечание / Note. R-квадрат / R-square − 0,81; Исправленный R-квадрат / Corrected R-square − 0,67; Количество наблюдений / Number of observations − 170; *** p < 0,01; ** p < 0,05; * p < 0,1.
Рабочая гипотеза, согласно которой субъекты РФ с более высокой государственной состоятельностью привлекают больше международных трудовых мигрантов, эмпирически подтвердилась (p = 0,0002, p < 0,01). Из таблицы 3 видно, что их тем больше, чем выше субнациональная государственная состоятельность: при прочих равных условиях увеличение качества политических институтов на один пункт приводит к росту иммигрантов на 11,7 пункта. Большинство социально-экономических факторов, которые традиционно используются с целью объяснения привлекательности территории назначения для международной трудовой миграции, не получили подтверждения в чистом виде. Отметим, что данные экономические индикаторы косвенно входят в «государственную состоятельность». Одни переменные показали противоположный характер взаимосвязи («Промежуточный минимум» и «Зарплата»), вторые («ВРП», «Безработица», а также «Этнические сети») оказались статистически незначимыми. Что касается переменной «Доходы», то она продемонстрировала ожидаемый результат: чем выше среднедушевые денежные доходы населения в конкретном субъекте РФ, тем больше трудовых иммигрантов приезжает.
Можно обозначить два объяснения того, почему международные трудовые мигранты при выборе места назначения руководствуются не только экономическими показателями территории, но придерживаются комплексного подхода. Первый тезис опирается на утверждение Ч. Тибо и Г. Таллока о том, что индивид мигрирует в сообщество, которое наилучшим образом отражает набор его предпочтений, связанных с общественными благами: более низкое реальное налоговое бремя, поскольку при этом, например, его располагаемый реальный доход для покупки товаров выше; более высокие реальные уровни государственных расходов, которые можно непосредственно потреблять или опосредованно извлекать из них значимую пользу11.
Другими словами, при прочих равных условиях люди перемещаются для того, чтобы выразить свои предпочтения в отношении публично предоставляемых товаров и услуг, что можно назвать «голосование ногами». Данное объяснение поддерживается на теоретическом уровне институциональным подходом, согласно которому качество институтов имеет значение для экономического и политического развития. Исследователи полагают, что существует очевидная корреляция между долгосрочным экономическим ростом и такими институтами, как верховенство закона, четко определенные права собственности, финансовые рынки и либеральная демократия [30].
Д. Аджемоглу и Дж. Робинсон приводят множество исторических примеров, утверждая, что причина, по которой страны терпят неудачу, заключается не в географии, плохой политике или системах ценностей, как пишут некоторые авторы, а скорее в политических институтах, определяющих экономические институты. Они считают, что наличие экстрактивных институтов (которые направляют экономические выгоды в пользу относительно небольшой элиты) препятствует и даже блокирует экономический рост, а присутствие инклюзивных правительств (поддерживающих материальные устремления для большей части населения) создает инновационные стимулы, которые ведут к продолжающемуся росту12.
Второй подход говорит о том, что территории назначения с более высоким уровнем государственной состоятельности и их институты вызывают большее социальное доверие. Согласно этой теории, современные политические институты являются важными детерминантами социального капитала. Степень воспринимаемой справедливости и беспристрастности институтов, ответственных за реализацию государственной политики, служит основой для создания и поддержания высокого уровня институционального доверия [31].
Обсуждение и заключение
Представляется интересной интерпретация контрольных и фиктивных переменных. Результаты регрессионного анализа показывают положительное влияние культурной близости российских регионов на численность (в относительном выражении) иностранных трудовых мигрантов. Иначе говоря, чем выше доля мусульман в общей доле населения субъектов РФ, тем больше трудовых мигрантов из Узбекистана и Таджикистана приезжают. Важно отметить, что культурная близость актуализируется при выборе территории не только для постоянного места жительства, но и для заработков. Данный вывод подтверждается исследованиями на примере других стран. Так, обнаружено, что взрослые иммигранты предпочитают переезжать в регионы с культурными корнями, сходными с их собственными [32].
Согласно одному из мнений, мигранты предпочитают переезжать в те страны, где уже проживают их соотечественники. Большая часть существующей литературы сосредоточена на том, как прочные связи с сообществом назначения могут содействовать миграции, предоставляя доступ к информации о рабочих местах. Результаты данной работы не подтверждают этот тезис (р = 0,5935, p > 0,05). Ряд исследователей отмечают, что сети, основанные на этнической принадлежности, способствуют эксплуатации, а не солидарности; руководители могут пользоваться своим положением, чтобы вымогать деньги у новых иммигрантов-соотечественников [33].
Кроме того, подобные сети могут функционировать не как трамплины к достатку, а скорее как ловушки мобильности для всех, кроме собственников бизнеса и нескольких высокопоставленных персон. Работники-иммигранты сталкиваются с низкой заработной платой, продолжительным рабочим днем и плохими условиями труда, имеют мало возможностей освоить язык принимающего общества и другие навыки, необходимые для выхода за рамки низших должностей. Критики концепции этнических сетей указывают на то, что членство в сети доступно не всем сразу и что доступ к коллективным ресурсам может быть получен только за определенную плату13; наличие бывших сограждан также сокращает возможности встречаться и взаимодействовать с местными жителями, изолируя иммигрантов от лучшего трудоустройства [34].
Таким образом, результаты регрессионного анализа показали, что регионы с более высоким уровнем качества государственного управления привлекают больше международных трудовых мигрантов. Это эмпирически подтверждает рабочую гипотезу исследования. Важно отметить, что большинство социально-экономических факторов, которые традиционно используются с целью объяснения привлекательности места назначения для международной трудовой миграции, не получили подтверждения в чистом виде, хотя они косвенно входят в категорию «государственная состоятельность». Статистический анализ продемонстрировал положительное влияние доли мусульманского населения территорий РФ на численность (в относительном выражении) иностранных трудовых мигрантов. Наконец, популярная концепция этнических сетей не прошла проверку.
Основной вывод настоящего исследования указывает на то, что международные трудовые мигранты предпочитают территории назначения с более стабильной экономической и политической ситуацией. Однако важно также обеспечить социальную интеграцию переселенцев и защиту их прав, чтобы избежать в принимающем обществе проблем, которые связаны с социокультурными различиями.
Положения данной работы имеют определенную практическую значимость, относящуюся к выявлению детерминантов, привлекающих иммигрантов в страну. На этой основе можно осуществлять более эффективное управление миграционными процессами на национальном и субнациональном уровнях, а также прогнозировать будущие направления миграционного потока.
Важно сказать и про ограничения исследования, в первую очередь связанные с применением регрессионного анализа. Как и любой другой метод, он имеет недостатки: зависимость от качества данных; риск неточности и ненадежности результатов статистической обработки данных, если имеющаяся в открытом доступе числовая информация, например, низкого качества.
Дополнительная информация
Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Доступность данных и материалов. Наборы данных, использованные и/или проанализированные в ходе текущего исследования, можно получить у автора по обоснованному запросу.
1 Доклад о миграции в мире 2022 [Электронный ресурс] // Международная организация по миграции. URL: https://publications.iom.int/books/world-migration-report-2022-russian (дата обращения: 13.08.2024).
2 Отдельные показатели миграционной ситуации в Российской Федерации за январь – декабрь 2022 года с распределением по странам и регионам [Электронный ресурс]. Министерство внутренних дел РФ. URL: https://мвд.рф/dejatelnost/statistics/migracionnaya/item/35074711 (дата обращения: 13.08.2024).
3 Федеральный закон от 28.04.2023 № 138-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/49216 (дата обращения: 13.03.2025).
4 В России расширили перечень преступлений, влекущих лишение гражданства [Электронный ресурс]. URL: https://tass.ru/obschestvo/19080325 (дата обращения: 13.08.2024).
5 Рассчитано автором по: Численность населения по полу и возрасту по субъектам Российской Федерации на 1 января 2022 года [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики. URL: https://clck.ru/3LhgxP (дата обращения: 13.08.2024) ; Отдельные показатели миграционной ситуации в Российской Федерации за январь – декабрь 2022 года с распределением по странам и регионам...
6 Van Hear N., Bakewell O., Long K. Push-pull plus: reconsidering the drivers of migration // Aspiration, Desire and the Drivers of Migration. London : Routledge, 2020. Рp. 19–36.
7 Статистические сведения по миграционной ситуации [Электронный ресурс] // Министерство внутренних дел РФ. URL: https://мвд.рф/dejatelnost/statistics/migracionnaya (дата обращения: 13.08.2024) ; Отдельные показатели миграционной ситуации в Российской Федерации за январь – декабрь 2022 года с распределением по странам и регионам…
8 Рейтинг эффективности управления в субъектах российской федерации в 2017 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.apecom.ru/articles/?ELEMENT_ID=4332&ysclid=ma29p6hivk89447794 (дата обращения: 13.08.2024) ; VI Рейтинг эффективности управления в субъектах российской федерации в 2018 г. [Электронный ресурс]. URL: https://clck.ru/3LrbGn (дата обращения: 13.08.2024).
9 Численность и миграция населения Российской Федерации в 2018 году [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики. URL: https://rosstat.gov.ru/bgd/regl/b19_107/Main.htm (дата обращения: 13.08.2024).
10 Чудиновских О. С. К вопросу о статистическом обеспечении исследований миграции и миграционной политики в России // Управление миграцией и модели миграционной политики: возможности и риски : сб. ст. М. : ИЕ РАН, 2020. С. 89–90.
11 Tiebout C. М. A Pure Theory of Local Expenditures // Journal of Political Economy. 1956. Vol. 64, no. 1. Рр. 416–424. Available at: https://www.journals.uchicago.edu/doi/epdf/10.1086/257839 (accessed 10.04.2025); Tullock G. Public Decisions as Public Goods // Journal of Political Economy. 1971. Vol. 79, no. 4. Рр. 913–918. https://doi.org/10.1086/259799
12 Acemoglu D., Robinson J. A. Why Nations Fail: The Origins of Power, Prosperity, and Poverty. New York : Crown Business, 2012. 529 р.
13 Gold S. Migrant Networks: a Summary and Critique of Relational Approaches to International Migration // The Blackwell Companion to Social Inequalities. Hoboken, NJ : John Wiley and Sons, 2005. Рp. 257–285.
Об авторах
Руслан Салихович Мухаметов
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н.Ельцина
Автор, ответственный за переписку.
Email: muhametov2007@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-5175-8300
SPIN-код: 2774-6303
Scopus Author ID: 58126085400
ResearcherId: M-7158-2016
кандидат политических наук, доцент, доцент кафедры политических наук
Россия, 620062, г. Екатеринбург, ул. Мира, д. 19Список литературы
- Лисицын П.П. Границы и содержание миграционного процесса: теоретическое определение и операционализация объектов миграционных исследований. Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2017;(1):11–28. URL: https://www.monitoringjournal.ru/index.php/monitoring/issue/view/26 (дата обращения: 10.04.2025).
- Бородкин М.А., Внутских А.Ю. Зарубежные исследования международной миграции: методологические проблемы, тематические тренды. Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2023;(2):297–308. https://doi.org/10.17072/2078-7898/2023-2-297-308
- Резаев А.В. Сравнительные миграционные исследования на постсоветском пространстве: актуальные вопросы и перспективы развития. Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2017;(77):1–10. URL: https://www.monitoringjournal.ru/index.php/monitoring/article/view/353 (дата обращения: 10.04.2025).
- Рыбаковский Л.Л., Маевский Д.П., Кожевникова Н.И. Миграционная подвижность населения и ее измерение. Народонаселение. 2019;(2):4–14. https://doi.org/10.19181/1561-7785-2019-00011
- Чернышёва Н.С., Чжан Ю. Молодежная миграция в России: обзор дискуссий // Социологические исследования. 2022;(11):135–143. https://doi.org/10.31857/S013216250018919-3
- Волох В.А., Сулейманова Ш.С. Международная трудовая миграция: роль частных агентств занятости. Вестник Университета. 2014;(7):252–256. URL: https://clck.ru/3LSpby (дата обращения: 10.04.2025).
- Карачурина Л.Б., Мкртчян Н.В., Савоскул М.С. Новые данные и традиционные подходы: как российские географы изучают миграцию населения (2010–2021 гг.). Известия Российской академии наук. Серия географическая. 2022;(3):353–373. URL: https://izvestia.igras.ru/jour/article/view/1592/867 (дата обращения: 10.04.2025).
- Неклюдова Н.П., Секицки-Павленко О.О. Миграционные исследования в России: Обзор научной литературы. Экономика региона. 2020;(4):1162–1177. https://doi.org/10.17059/ekon.reg.2020-4-11
- Абылкаликов С.И. Уроженцы стран бывшего СССР в структуре населения современной России. Социологические исследования. 2016;(4)6:42–49. URL: https://www.isras.ru/index.php?page_id=2624&jn=socis&jn=socis&jid=6140 (дата обращения: 10.04.2025).
- Денисенко М.Б., Мукомель В.И. Иностранные работники в России: мнения работодателей. Социологические исследования. 2023;(1):26–37. https://doi.org/10.31857/S013216250021528-3
- Diogo E. “Why Here?” – Pull Factors for the Attraction of Non-EU Immigrants to Rural Areas and Smaller Cities. Social Sciences. 2024;13(4):1–21. https://doi.org/10.3390/socsci13040184
- Urbanski M. Comparing Push and Pull Factors Affecting Migration. Economies. 2022;10(1):1–21. Available at: https://www.mdpi.com/2227-7099/10/1 (accessed 10.04.2025).
- Massey D. A missing Element in Migration Theories. Migration Letters. 2015;12(3):279–299. Available at: https://journals.sagepub.com/doi/10.1177/0002716210368108 (accessed 25.12.2024).
- Dolfin S., Genicot G. What Do Networks Do? The Role of Networks on Migration and “Coyote”. Review of Development Economics. 2010;14(2):343–359. https://doi.org/10.1111/j.1467-9361.2010.00557.x
- Fussell E. The Cumulative Causation of International Migration in Latin America. The ANNALS of the American Academy of Political and Social Science. 2010;630(1):162–177. https://doi.org/10.1177/0002716210368108
- Бедрина Е.Б. Особенности расселения трудовых мигрантов из зарубежных стран в российских мегаполисах. Экономика региона. 2019;(2):451–464. https://doi.org/10.17059/2019-2-11
- Варшавер Е., Рочева А., Иванова Н., Ермакова М. Места резидентной концентрации мигрантов в российских городах: есть ли паттерн? Социологическое обозрение. 2020;(2):225–253. https://doi.org/10.17323/1728-192x-2020-2-225-253
- Bertocchi G., Strozzi C. International Migration and the Role of Institutions. Public Choice. 2008;137(1/2):81–102. https://doi.org/10.1007/s11127-008-9314-x
- Ketterer T., Rodríguez-Pose A. Local Quality of Government and Voting with One’s Feet. The Annals of Regional Science. 2015;55(2):501–532. https://doi.org/10.1007/s00168-015-0714-9
- Мукомель В.И. Среднеазиатские мигранты на российском рынке труда: до пандемии. Социологические исследования. 2022;(1):63–75. https://doi.org/10.31857/S013216250017014-8
- Лисицын П.П., Степанов А. М., Орлова Н.А. Выполненные и невыполненные обещания Эверетта Ли: к критике миграционных теорий. Социологические исследования. 2023;(10):41–51. https://doi.org/10.31857/S013216250028303-6
- Ахременко А.С., Горельский И.Е., Мельвиль А.Ю. Как и зачем измерять и сравнивать государственную состоятельность разных стран мира? Опыт эмпирического исследования. Полис. Политические исследования. 2019;(3):49–68. https://doi.org/10.17976/jpps/2019.03.04
- Berwick E., Fotini C. State Capacity Redux: Integrating Classical and Experimental Contributions to an Enduring Debate. Annual Review of Political Science. 2018;21(1):71–91. https://doi.org/10.1146/annurev-polisci-072215-012907
- Hanson J.K., Sigman R. Leviathan’s Latent Dimensions: Measuring State Capacity for Comparative Political Research. The Journal of Politics. 2021;83(4):1495–1510. Available at: https://www.journals.uchicago.edu/doi/epdf/10.1086/715066 (accessed 10.04.2025).
- Andersson Р. Fiscal Capacity in Non-Democratic States: The Origins and Expansion of the Income Tax. Journal of Institutional Economics. 2023;19(3):364–378. https://doi.org/10.1017/S1744137422000327
- Bednar N.R. Bureaucratic Autonomy and the Policymaking Capacity of United States Agencies, 1998–2021. Political Science Research and Methods. 2024;12(3):652–665. https://doi.org/10.1017/psrm.2023.27
- Fisunoglu A., Kang K., Kugler T., Arbetman-Rabinowitz M. Relative Political Capacity: A Dataset To Evaluate the Performance of Nations, 1960–2018. Conflict Management and Peace Science. 2023;40(3):325–345. https://doi.org/10.1177/07388942221145352
- Ross C., Turovsky R., Sukhova M. The COVID-19 Pandemic as a Test of Russia’s Subnational State Capacity. Demokratizatsiya: The Journal of Post-Soviet Democratization. 2023;31(4):461–484. Available at: https://muse.jhu.edu/pub/280/article/912946 (accessed 10.04.2025).
- Чудиновских О.С., Степанова А.В. О качестве федерального статистического наблюдения за миграционными процессами. Демографическое обозрение. 2020;(1):54–82. https://doi.org/10.17323/demreview.v7i1.10820
- Marinescu С. Why Institutions Matter: From Economic Development to Development Economics. European Review. 2014;22(3):469–490. https://doi.org/10.1017/S1062798714000283
- Rothstein B. Corruption and Social Trust: Why the Fish Rots from the Head Down. Scientific Yearbook of the Institute of Philosophy and Law of the Ural Branch of the Russian Academy of Sciences. 2017;(1):37–60. https://doi.org/10.17506/ryipl.2016.17.1.3760
- White R., Yamasaki N. Source-Destination Cultural Differences, Immigrants’ Skill Levels, and Immigrant Stocks: Evidence from Six OECD Member Countries. National Institute Economic Review. 2014;229(1):53–67. https://doi.org/10.1177/002795011422900105
- Тимошкин Д.О., Волошин А.А. Как неформальные посредники в строительной индустрии влияют на включение трансграничных мигрантов в теневой рынок труда (на примере Иркутска и Красноярска). Экономическая социология. 2023;(4):74–92. URL: https://ecsoc.hse.ru/2023-24-4/annot.html#doc_861895600 (дата обращения: 10.04.2025).
- Kanas A., Chiswick B., van der Lippe T., van Tubergen F. Social Contacts and the Economic Performance of Immigrants: A Panel Study of Immigrants in Germany. International Migration Review. 2012;46(3):680–709. https://doi.org/10.1111/j.1747-7379.2012.00901.x
Дополнительные файлы
