ON THE ISSUE OF IMPORT SUBSTITUTION PROBLRMS IN THE MODERN RUSSIAN ECONOMY

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

Import substitution is one of the priority areas of development of Russian economy at present. In the article the authors examine significant issues in the import substitution process. The positive and negative aspects of this process are listed. The most import-dependent sectors of the Russian economy have been named. Government measures to support these industries were considered. The problem of uneven consequences of the introduction of sanctions for different regions of Russia is considered. The main obstacles to business have been named. The advisability of diversifying import sources is emphasized.

Full Text

Курс на импортозамещение был принят в России еще в 2014 году, а при осложнении геополитической ситуации в феврале 2022 года государство объявило о масштабных мерах господдержки технологического суверенитета страны, что дало новый импульс для развития и усиления программы импортозамещения. Понятие «импортозамещение» предполагает создание современных отечественных производств, которые могут конкурировать с иностранными компаниями и выпускать товары, которые вытеснят зарубежные аналоги.

Экономика, ориентированная на импортозамещение, имеет как свои плюсы, так и минусы. К положительным сторонам процесса импортозамещения можно отнести:

- открытие новых предприятий;

- разработку новых технологий;

- создание новых рабочих мест;

- снижение зависимости от импорта и рост экспорта;

- повышение уровня национальной безопасности страны;

- достижение технологического суверенитета.

Что касается минусов, то они следующие:

- снижение конкуренции на рынке, так как иностранная конкуренция отсутствует;

- снижение качества продукции;

- рост тарифов и цен;

- повышение нагрузки на бюджет;

- увеличение влияния государства на экономику и др. [1].

Для достижения целей импортозамещения необходимо: поддерживать наиболее уязвимые отрасли с большой долей импортных комплектующих; создавать и внедрять ресурсосберегающие, экологически безопасные технологии в каждой отрасли, которая может производить конкурентоспособную продукцию; осуществлять выпуск новых товаров на экспериментальных линиях, демонстрационных установках, собирать опытные образцы для запуска новых проектов [2]. Безусловно, без масштабной и комплексной поддержки государства реализовать процесс импортозамещения невозможно.

Правительство в целях поддержки импортозамещения предусматривает следующие меры: при госзакупках приоритет должен отдаваться отечественной продукции; возмещает НДС по определенным видам деятельности, облегчает налоговую нагрузку для приоритетных отраслей; выделяет субсидии на производство опытных образцов и пилотных партий продукции в отраслях машиностроения, производства оборудования  и приборостроения; совершенствует таможенное регулирование и администрирование, упрощает экспортный контроль [2].

Зависимость отраслей экономики России от импорта, как показывают исследования, сравнительно низкая: в большинстве отраслей доля импорта ниже, чем в других странах мира [3]. По мнению экспертов, это объясняется низкой вовлеченностью российской экономики в глобальные цепочки создания стоимости и ее специализацией на производстве сырьевых продуктов. Проблема в том, что 60% импорта приходится на страны, объявившие санкции в отношении России. Для оценки импортозависимости анализируют долю импорта в расходах на промежуточную продукцию и долю импорта в расходах на конечную продукцию. Так, доля импорта в расходах на промежуточную продукцию наиболее высока в отраслях электроники, автомобилестроения, текстильной промышленности и фармацевтики. Что касается доли импорта в расходах на конечную продукцию, то наиболее импортозависимыми являются такие отрасли как: автомобилестроение, электроника, производство резиновых и пластмассовых изделий, сфера информационных технологий [3].

В настоящее время правительство России определилось с главными проектами по критическим направлениям в области импортозамещения. На них в период до 2030 года предполагается потратить 5,2 триллиона рублей [4]. Из этих средств 2,3 триллиона будут выделены в виде льготных кредитов, а 2,9 триллионов предполагается получить от инвесторов. В сформированный пакет вошли 162 основных проекта, из них: 54 проекта представляют химическую промышленность; 27 проектов – черную металлургию; 18 проектов – лесопромышленный комплекс; 16 проектов – железнодорожное машиностроение; 12 проектов – фармацевтическая промышленность; 8 проектов – автопром и т.д.

Все проекты должны быть реализованы по принципу офсетных контрактов, то есть долгосрочных договоров поставки со встречными инвестиционными обязательствами, которые охватывают цепочку от производителя до потребителя.

Под гарантии госкорпорации ВЭБ бизнесу будут предоставлены льготные кредиты на 10-15 лет с субсидированной процентной ставкой. В целом до 2030 года от государства на субсидирование процентной ставки потребуется 123,6 млрд. рублей. В настоящее время данные проекты проходят детализацию, однако, по мнению экспертов, находятся на грани окупаемости и рентабельности, поэтому требуют комплексного подхода и государственной поддержки.

Следует отметить, что некоторые регионы после ухода иностранных компаний пострадали сильнее, чем другие. Так, по оценке экспертов, в пятерке самых импортозависимых субъектов РФ оказались Калужская, Ульяновская, Самарская области, Татарстан и Владимирская область [5]. Эти регионы отличались высоким уровнем инновационного развития, значительной долей обрабатывающей промышленности в валовом региональном продукте и полиотраслевой моделью специализации, но они же оказались и самыми импортозависимыми. Это может повысить риски возникновения экономических и социальных проблем в данных регионах [5]. В настоящее время для поддержания цепочек создания продукции эти регионы вынуждены активнее реализовывать политику импортозамещения, искать новых партнеров, корректировать стратегические приоритеты своего отраслевого развития. Вполне возможно, что на экономической карте России в ближайшее время могут появиться новые точки роста.

В контексте исследования данной проблемы представляют интерес данные опроса, проведенного в октябре 2023 года компанией «Технологии доверия» совместно с Аналитическим центром Национального агентства финансовых исследований (НАФИ). По данным опроса главными препятствиями для бизнеса в России руководители малого, среднего и крупного бизнеса из различных отраслей и регионов страны считают следующие: бюрократию (49%); дефицит профессиональных кадров (40%); дефицит финансовых ресурсов (31%); несовершенство законодательства (30%); международные санкции против России (25%); недостаточную поддержку со стороны государства (21%); неэффективный стиль управления (17%); большую роль личных связей и знакомств (16%); отсутствие надежных поставщиков и партнеров (16%) [6]. В опросе принимали участие более 1000 руководителей, при этом каждый должен был выбрать 3 главных препятствия на пути успешного ведения бизнеса в России из предложенных вариантов. Характерно, что только 25% участников опроса называют санкции в числе основных препятствий для бизнеса в России. При этом 72% опрошенных респондентов в целом положительно оценивают текущие условия ведения бизнеса в стране.

Анализируя проблемы импортозамещения, хотелось бы отметить, что обеспокоенность ряда экспертов вызывает стремительный захват российского рынка китайскими производителями. Например, ощутимо выросло присутствие на российском рынке китайских легковых автомобилей. Весной 2022 года, когда большинство западных, а также японских и корейских автомобильных компаний либо полностью ушли из России, либо сократили свою деятельность до сервисной поддержки проданной ранее техники, их место стремительно захватили китайские производители. Так, в первой десятке по продажам новых легковых автомобилей в 2024 году 8 позиций занимают именно китайские марки автомобилей [7]. Об объеме российских и китайских автомобилей на российском рынке свидетельствуют данные таблицы.

 

Таблица. Объем реализации на российском рынке 10 самых продаваемых марок легковых автомобилей за 2023-2024 гг. [7]

№ п/п

Марка автомобиля

Объем реализации в 2024 году, шт.

Объем реализации в 2023 году, шт.

Темп прироста, %

1.

LADA

436155

324437

34,4

2.

HAVAL

190624

111720

70,6

3.

CHERY

157040

118946

32,0

4.

GEELY

149118

93553

59,4

5.

CHANGAN

106105

47768

122,1

6.

OMODA

49533

41983

18,0

7.

EXEED

40878

42155

-3,0

8.

JETOUR

35095

8904

294,1

9.

BELGEE

34637

1168

2865,5

10.

TANK

28488

13024

118,7

 

Всего по России

1571272

1059133

 

 

Наибольший объем продаж (27,8%) демонстрирует отечественная марка LADA, 8 позиций занимают китайские автомобили, на их долю приходится в совокупности 70% продаж, и одна позиция за белорусской маркой BELGEE (2,2%). При этом очевиден значительный прирост объема продаж по сравнению с 2023 годом у китайских марок JETOUR, CHANGAN, HAVAL, белорусской марки BELGEE.

Автомобильная промышленность, также как и транспортная отрасль, являются ключевыми отраслями российской экономики, которые стимулируют как региональной развитие, так и развитие смежных отраслей, и определяют экономический и социальный уровень развития государства в целом [8; 9]. Эксперты опасаются дальнейшего усиления зависимости экономики России от Китая и прогнозируют, что доля Китая во внешнеторговом обороте будет расти [10]. Уже сейчас Китай активно замещает долю рынка, которую освободили европейские производители и те страны, которые присоединились к санкциям против РФ не только в автомобилестроении, но и в таких отраслях как машиностроение, промышленное и другое оборудование, химическая и текстильная промышленность и других. Поэтому важно диверсифицировать источники импорта с целью снижения зависимости от какой-либо одной страны, в частности от Китая, во избежание возможных негативных рисков от изменения геополитической конъюнктуры.

Многие российские предприятия в настоящее время все еще находятся в состоянии технологической зависимости от иностранных поставщиков оборудования и комплектующих, и одной из проблем российской промышленности является отсутствие на данном этапе отечественных поставщиков, способных заместить недоступное импортное оборудование, материалы и комплектующие. Более трети предприятий были вынуждены существенно поменять технологические цепочки из-за невозможности заменить импортное сырье и комплектующие российскими аналогами или подобной продукцией из дружественных стран. Часть предприятий смогли найти альтернативу, однако, по мнению экспертов, произвести 100 процентную замену все равно не удается [11]. Основным каналом замещения оборудования и комплектующих остается китайский импорт, на втором месте – российские аналоги. Также пользуются спросом турецкое оборудование, аналоги из стран Евразийского экономического союза, а также подсанкционное импортное оборудование, которое продолжает поступать страну по каналам параллельного импорта. Для развития отечественных технологий требуются значительные финансовые, временные и кадровые ресурсы. Ограниченность подобных экономических ресурсов может значительно замедлить процесс импортозамещения.

Понятие «технологический суверенитет» подразумевает способность страны самостоятельно разрабатывать, внедрять и контролировать критически важные технологии, обеспечивая независимость при сохранении участия в международном научно-техническом сотрудничестве [12]. Ключевым фактором достижения технологического суверенитета, а также целей импортозамещения, является прочная научно-технологическая база, одним из индикаторов которой являются расходы на исследования и разработки (НИОКР). Как известно, расходы на НИОКР в России не превышают 1% от ВВП при том, что критическое пороговое значение этого показателя составляет 1,5% от ВВП [13]. Для сравнения приведем топ-5 стран мира по доле расходов на НИОКР в 2024 году: Израиль – 5,56% от ВВП (1-е место); Южная Корея – 4,93% от ВВП (2-е место); Соединенные Штаты Америки – 3,46% от ВВП (3-е место); Бельгия – 3,43% от ВВП (4-е место) и Швеция – 3,43% от ВВП (5-е место) [14]. Россия в этом рейтинге заняла 43 место с уровнем расходов на НИОКР в размере 0,94% от ВВП [14].  

Для достижения технологического суверенитета и целей импортозамещения необходимо увеличить финансирование расходов на НИОКР до уровня технологически развитых стран мира. Этот показатель составляет около 3%. Такой объем расходов на НИОКР обусловлен необходимостью предотвращения технологической отсталости страны в условиях отсутствия доступа к передовым зарубежным технологиям, создания благоприятных условий для работы исследователей, привлечения молодых кадров в научную деятельность и предотвращение оттока ученых за рубеж, а также в другие отрасли экономики, предлагающие в настоящее время более высокий уровень оплаты труда. Инвестиции в научные исследования и разработки, как государственные, так и частные [15], позволят создать новые технологии и продукты, которые будут способствовать отечественному импортозамещению и повышению конкурентоспособности отечественного производства.

Современная геополитическая ситуация, экспансия вызовов и угроз глобальной экономики, а также усиление конкуренции за технологическое лидерство в мире [16], диктуют необходимость поиска новых возможностей для роста уровня экономического развития России и ее регионов и повышения уровня национальной безопасности страны. Современная ситуация должна быть использована для значимого технологического рывка на базе импортозамещения, активизации инновационной деятельности и цифровой трансформации российской экономики [1].

×

About the authors

S. V. Nazarova

Moscow Automobile and Road Construction State Technical University (MADI)

Author for correspondence.
Email: nazarovasv2016@yandex.ru

Senior Lecturer

Russian Federation, Russia, Moscow

I. V. Kirova

Moscow Automobile and Road Construction State Technical University (MADI)

Email: nazarovasv2016@yandex.ru

Associate Professor

Russian Federation, Russia, Moscow

References

  1. Попова И.Н., Сергеева Т.Л. Импортозамещение в современной России: проблемы и перспективы // BENEFICIUM. – 2022. – №2 (43). – С. 73-84.
  2. Импортозамещение в России: востребованные ниши для бизнеса в 2022 году. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.business.ru/article/4087-importozameshchenie-2022.
  3. Зависимость России от импорта. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://econs.online/articles/details/zavisimost-rossii-ot-importa/.
  4. Правительство сформировало пул проектов по импортозамещению на 5,2 трлн. рублей. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.kommersant.ru/doc/5606587.
  5. И первые станут последними. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.kommersant.ru/doc/5888194.
  6. Топ-менеджеры назвали главные препятствия для бизнеса в России. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.rbc.ru/economics/07/12/2023/6570223a9a7947cb95b143b5.
  7. Продажи новых легковых автомобилей в России в 2024 году. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.autostat.ru/press-releases/59224/.
  8. Кирова И.В., Назарова С.В., Зубова С.В. Транспортная инфраструктура регионов России: текущее состояние и перспективы // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2022. – № 3-1 (85). – С. 133-139.
  9. Назаров В.Н., Назарова С.В. Оптимизация режимов труда и отдыха ремонтно-обслуживающих рабочих автотранспортных предприятий // Грузовое и пассажирское автохозяйство. – 2014. – № 3. – С. 60-65.
  10. Россия все меньше продает свое и все больше покупает китайское. Что будет дальше? – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://newizv.ru/news/2024-02-20/dannye-.
  11. Импортозамещение с половинным успехом. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.rbc.ru/newspaper/2024/09/05/66d6c3689a7947b952097443.
  12. Стратегические факторы обеспечения технологического суверенитета. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rusbonds.ru/analytics/20284.
  13. Кумакова С.В. Увеличение финансирования научных исследований и разработок как условие инновационного развития России // В сборнике: Россия: тенденции и перспективы развития. – Ежегодник. – Институт научной информации по общественным наукам Российской академии наук; Ответственный редактор В.И. Герасимов. – 2018. – С. 533-538.
  14. Рейтинг стран мира по уровню расходов на НИОКР. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://gtmarket.ru/ratings/research-and-development-expenditure.
  15. Литвиненко В.А., Назарова С.В. Интенсификация инвестиционной политики как инновационная доминанта развития национальной экономики // Международная экономика. – 2015. – №7. – С. 13-16.
  16. Назарова С.В. Особенности евроатлантической модели национальной инновационной системы // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2023. – № 3-1 (97). – С. 101-105.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных

 

Используя сайт https://journals.rcsi.science, я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных») даю согласие на обработку персональных данных на этом сайте (текст Согласия) и на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика» (текст Согласия).