STATE PARTICIPATION IN THE DEVELOPMENT OF SOCIAL ENTREPRENEURSHIP IN THE RUSSIAN FEDERATION
- Authors: Kostareva Y.N.1
-
Affiliations:
- Ural State University of Economics
- Issue: No 5 (2025)
- Pages: 189-193
- Section: Articles
- URL: https://ogarev-online.ru/2411-0450/article/view/368136
- DOI: https://doi.org/10.24412/2411-0450-2025-5-189-193
- ID: 368136
Cite item
Full Text
Abstract
The article is devoted to the consideration of the features of state participation in social business in the Russian Federation. The author examines the legal foundations, support mechanisms and management tools used by the state to create conditions for the successful operation of social entrepreneurs. The problems existing in the management system are considered and ways of their solution are proposed.
Full Text
Социальное предпринимательство является важным инструментом решения социальных проблем и улучшения благосостояния общества. Эффективность такого вида деятельности во многом определяется качеством управления, предоставляемых инфраструктурных возможностей и уровнем государственной поддержки. В связи с чем, изучение государственного участия как комплекса мер, направленных на развитие социального бизнеса, приобретает особую значимость в современных экономических реалиях.
Государственное участие в экономике рассматривалось с различных сторон. Масштабы и способы государственного вмешательства в рыночную экономику остаются дискуссионным вопросом на всем протяжении развития экономической мысли.
Первые экономисты, представляющие экономическую школу меркантилизма, такие как У. Стаффорд, Г. Скаруффи, Ж. Боден, А.Л. Ордин-Нащекин полагали, что государству следует активно вмешиваться в экономику и предпринимать усилия для развития производства и хозяйственной деятельности [8].
В дальнейшем, школа меркантилизма исчерпала свою популярность, однако в середине XIX века, отдельные составляющие меркантилистской политики пережили второе рождение в форме протекционизма в таких странах, как Германия, Россия, США и некоторые другие. В прошлом веке появляется понятие неомеркантилизма принесшее возрождение идей меркантилизма, это связано с созданием командно-административных экономик в странах советского блока и активным использованием методов государственного регулирования.
В современных условиях есть ученые, которые по -прежнему придерживаются активного участия государства в экономике. Так, корейский ученый – экономист, профессор Х.Д. Чхан автор известных трудов «Съедобная экономика. Простое объяснение на примерах мировой кухни», «Как устроена экономика» и др., полагает, что развивающиеся страны теряют возможности своего развития по причине засилия свободного рынка и глобализации, что в свою очередь мешает государству развивающихся стран проводить эффективную протекционистскую политику. Сербский экономист Б .Милонович, как специалист по глобализации считает, что современная ситуация диктует положительные условия к возвращению политики протекционизма.
В наши дни многие страны прибегают к участию государства в развитии бизнеса и оказывают содействие своему предпринимательскому сообществу в виде тех, или иных мер.
А. Смит, Д. Рикардо, Дж.С. Милль, А. Мар-шалл, как основоположники классической школы акцентировали свое внимание на свободе и саморегулировании предпринимательства и конкуренции, минимизируя вмешательство государства в экономические процессы [3].
К новой классической экономике относятся и теория рационального ожидания (Дж.Мут, Р.Лукас, Т.Сарджент, Н.Уоллес и др.), экономика предложения (А. Лаффер, Дж. Гилдер, М. Эванс, М. Фелдстайн и др.
В настоящее время большее количество стран с рыночной экономикой склоняются к идее соединения концепции «невидимой руки» Адама Смита с «видимой рукой» государственного регулирования Джона М. Кейнса, предложившего идею, о том, что свободные рынки, находящиеся в условиях кризиса и рецессии, самостоятельно никогда не смогут сбалансироваться. Для достижения равновесия спроса, предложения и цен необходимо вмешательство государства, а именно - увеличение государственных расходов и использование инструментов налоговой и денежно-кредитной политики [9].
Таким образом, государственное участие в развитии бизнеса представляет собой комплекс мер поддержки, которые в конечном итоге, содействуют увеличению показателей занятости, формированию конкурентной среды в экономике, развитию технологий, производства и, как следствие, налоговых доходов. Необходимость государственного участия в развитии предпринимательства неоспорима и предлагает все большие альтернативы для использования бизнесом.
Основными причинами для государственного участия в развитии социального бизнеса является увеличение влияния некоммерческого сектора, попытка решения социальных проблем в обществе с помощью инициатив социальных предпринимателей, чей опыт может быть полезен для государства в решении различных задач.
Система управления социальным бизнесом включает совокупность нормативных актов, организационно-методическое сопровождение, использование механизмов контроля и оценки результатов деятельности соцпредприятий. Эта инфраструктура формирует среду, влияющую на конкурентоспособность и устойчивость социальных предпринимателей.
Основой правового регулирования социального предпринимательства в России стал Федеральный закон № 24-ФЗ от 24 июля 2019 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях оказания содействия развитию социального предпринимательства» [1]. Этот закон закрепляет определение социального предпринимательства и устанавливает порядок присвоения статуса соцпредприятия, который предполагает соблюдение следующих критериев:
- занятость лиц из социально- уязвимых групп населения;
- производство товаров и оказание услуг преимущественно лицами из социально - уязвимых групп;
- реализация мероприятий, направленных на достижение общественно-полезных целей.
Тем не менее, на законодательном уровне существует проблема недостаточности детализации отдельных положений закона, что вызывает сложности при практической реализации мер поддержки [4].
Механизмы поддержки социального бизнеса в России строятся на нескольких ключевых направлениях поддержки:
- Финансовая поддержка:
- грантовая поддержка (гранты предоставляются федеральным правительством и региональными властями);
- субсидии на возмещение затрат на приобретение оборудования, аренду помещений и другие расходы;
- доступ к заемным средствам на льготных условиях.
В 2025 году социальные предприниматели могут получить гранты в размере до 500 000 рублей, для регионов Арктической зоны сумма поддержки выше, до 1 млн рублей. С 2023 года социальное предприятие может повторно получать грант, но не чаще чем один раз в три года.
Налоговые льготы:
- возможность снижения ставки налога на имущество и земельного налога;
- особые условия налогообложения для социальных предприятий, действующие в рамках специальных режимов.
В 2025 году для социальных предприятий и отдельных некоммерческих организаций сохранена ставка 0% по налогу на прибыль на срок до 10 лет – при соблюдении условий по численности, соответствие видам деятельности и доле социальных расходов.
- Инфраструктурная поддержка:
- программы поддержки размещения социальных предприятий в специализированных технопарках и бизнес-инкубаторах;
- поддержка инфраструктуры, необходимой для осуществления производственной деятельности, в частности содействие в получении офисных площадей и оборудования.
Инфраструктурная поддержка выражается в создании центров инноваций социальной сферы (ЦИСС), предлагающих консультации, образовательные курсы, семинары и тренинги. Фонд «Наше будущее», Агентство стратегических инициатив и другие организации проводят конкурсы на лучшие социально- предпринимательские проекты. Социальные предприятия имеют возможность получить в аренду муниципальные помещения на льготных условиях.
Тем не менее, многие социальные предприниматели сталкиваются с проблемами низкой доступности некоторых видов поддержки, бюрократизацией процедур подачи документов и недостаточностью информационных кампаний.
Рассмотрим инструменты управления социальным бизнесом.
Регистрация социальных предприятий через уполномоченные учреждения (центры «Мой бизнес»). Процедура получения статуса социального предприятия включает подачу заявления с приложениями в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта России, при этом статус необходимо подтверждать ежегодно.
Проведение конкурсов и ярмарок, нацеленных на популяризацию идей социального предпринимательства. Например, «Мой добрый бизнес». Всероссийский конкурс, который направлен на поиск, выявление и популяризацию лучших социально ответственных практик среди субъектов малого, среднего и крупного бизнеса и НКО. «Лучший социальный проект года» - ежегодный конкурс, проводимый в целях выявления успешных социальных инициатив.
Создание координационных советов при министерствах и ведомствах для выработки рекомендаций и решений в области развития социального бизнеса, проведения общественной экспертизы проектов нормативно- правовых актов и привлечения граждан, общественных организаций и средств массовой информации к решению общественных проблем.
Одним из важных элементов управления является механизм мониторинга и оценки эффективности деятельности социальных предприятий. Основными критериями выступают финансовая стабильность, объем занятости и степень достижения заявленных социальных целей.
Сложной ситуацией остается отсутствие четкой методики оценки эффективности, затрудняющее принятие управленческих решений и контроль за целевым использованием выделяемых средств.
Основными проблемами государственного участия в социальном бизнесе в России являются следующие:
Неравномерность территориального распространения поддержки, которая связана с отсутствием единообразных стандартов в субъектах федерации. Причинами этого явления также становятся объективные условия различия в географическом положении, наличия или отсутствия ресурсов, развитости инфраструктуры и финансов.
Недостаточно эффективные информационные кампании и низкая узнаваемость возможных путей поддержки предпринимателей, влекут проблемы популяризации программ государственной поддержки среди предпринимателей и получении положенной помощи. Предпринимателями отмечается длительная подготовка документов, сложности в отчетности и некомпетентность сотрудников госсектора, отвечающих за господдержку бизнеса.
В числе проблемных барьеров поддержки социального бизнеса обозначен ограниченный круг предлагаемых методов финансового участия и непрозрачность процессов выделения средств.
Определенные трудности создают незавершенность правовых норм, касающихся защиты прав социальных предпринимателей. Среди которых отсутствие отдельных норм права, регулирующих деятельность соцбизнеса, например, социальное предприятие, являясь субъектом малого и среднего предпринимательства не имеет правовых основ принимать пожертвования в поддержку своей деятельности, тогда как социальная проблема, решаемая социальным бизнесом, принадлежит широкому кругу лиц.
Проблемной ситуацией при реализации мер поддержки для социального бизнеса является необходимость предоставления отчета о социальном воздействии, в то время как институт оценки эффективности социального предпринимательства в настоящее время находится в стадии формирования.
Решение перечисленных проблем возможно путем систематизации нормативно-правовой базы, усиления информационной политики и модернизации механизмов поддержки.
Таким образом, система управления социальным бизнесом в России находится на этапе становления и нуждается в дальнейшей оптимизации. Предлагаемые направления действий:
- Совершенствование законодательной базы, устранение пробелов и повышение ясности требований к социальным предприятиям.
- Упрощение административных процедур и снижение нагрузки на предпринимателей.
- Формирование прозрачных механизмов отбора претендентов на государственную поддержку.
- Развитие информационно-консультационной инфраструктуры для информирования предпринимателей о мерах поддержки.
- Укрепление межведомственного взаимодействия органов власти для эффективной координации усилий.
Реализация указанных предложений позволит создать эффективную систему управления социальным бизнесом, способствующую достижению высоких показателей устойчивости и конкурентоспособности российских социальных предприятий.
В заключении следует отметить, что государственное участие в бизнесе и социальной экономике включает в себя различные формы взаимодействия государства и субъектов предпринимательства, что необходимо для достижения общественного благосостояния, устойчивого развития и социальной справедливости.
About the authors
Yu. N. Kostareva
Ural State University of Economics
Author for correspondence.
Email: 2758275@mail.ru
Lecturer
Russian Federation, Russia, YekaterinburgReferences
- Федеральный закон от 24 июля 2019 г. N 24-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях оказания содействия развитию социального предпринимательства».
- Постановление Правительства РФ от 13 октября 2020 г. N 1676 «Об утверждении Правил предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, являющимся социальными предприятиями».
- Аникин А.В. Становление классической школы // Юность науки: Жизнь и идеи мыслителей-экономистов до Маркса. – 2-е изд. – М.: Политиздат, 1975. – 384 с.
- Костарева Ю.Н. Социальный бизнес как механизм решения социальных проблем // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2024. – № 11-1 (117).
- Костарева Ю.Н. Социальная ответственность бизнеса в период проведения специальной военной операции // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2024. – № 10-1 (116).
- Всемирная история экономической мысли / Гл. ред. В.Н. Черковец. – М.: Мысль, 1987-1997.
- Глобальное неравенство: новый подход для эпохи глобализации Global Inequality: A New Approach for the Age of Globalization. – М.: Издательство Института Гайдара, 2017. – 333 с.
- «Меркантилизм: Собрание трактатов.» Под редакцией и со вступительной статьей И.С. Плотникова. ОГИЗ: СОЦЭКГИЗ (Ленинградское отделение), 2-я типография «Печатный Двор», 1935 г.
- John Maynard Keynes, The Economic Consequences of the Peace (Macmillan, 1919), pp. 211, 46.
Supplementary files
