FEATURES OF FINANCIAL CONTROL IN STATE ORGANIZATIONS OF THE KYRGYZ REPUBLIC
- Authors: Akmatov A.S.1
-
Affiliations:
- Kyrgyz Economic University named after M. Ryskulbekova
- Issue: No 5 (2025)
- Pages: 19-23
- Section: Articles
- URL: https://ogarev-online.ru/2411-0450/article/view/368060
- DOI: https://doi.org/10.24412/2411-0450-2025-5-19-23
- ID: 368060
Cite item
Full Text
Abstract
This article examines the features of financial control in government organizations. For the efficient use of financial resources and their intended purpose, various methods of state financial control are used, as well as their inherent features. In conditions of financial and economic instability, state financial control bodies face very important tasks in ensuring the optimization of the use of budget funds allocated to state organizations.
Full Text
Современный этап развития экономических отношений характеризуется тенденцией к возрастанию роли государственного контроля. Данное обстоятельство обусловлено проводимой во многих странах государственной политикой, направленной на интенсификацию модернизационных процессов в экономике и аккумуляцию дополнительных источников финансирования государственных нужд. Институциональную основу для достижения обозначенных целей составляют различные организационно-правовые формы учреждений с участием государства.
Финансовый контроль, по сути, ориентирован на оптимизацию эффективности, рациональности и результативности использования денежных средств и эксплуатации имущественного комплекса. Его итоговой целью является верификация правомерности, эффективности, результативности, экономичности, а в ряде случаев и целесообразности распределения финансовых ресурсов на определенные нужды. Полученные в ходе контроля сведения служат информационной базой для принятия управленческих решений в сфере финансово-хозяйственной деятельности организаций.
При проведении различных видов финансового контроля, особенно последующего, всё большую актуальность приобретают аудит эффективности, осуществление которого позволяет определить экономичность (экономия средств, исходя из достигнутых результатов), продуктивность (соотношение затрат и полученных результатов) и результативность (конечный социально-экономический эффект) использования финансовых и иных ресурсов, а также стратегический аудит, позволяющий оценить обеспеченность и реализуемость запланированных мероприятий [1].
Сопоставление фактически достигнутых и первоначально намеченных результатов предоставляет управленческому составу организации, вне зависимости от формы собственности, возможность провести анализ степени реалистичности разработанных планов и эффективности их имплементации, а в ряде ситуаций - и целесообразности их осуществления.
В публичном секторе иллюстрацией последующего финансового контроля может служить проведение внешней аудиторской проверки годового отчета об исполнении бюджета Счетной палатой КР (контрольно-счетным органом) [2].
В рамках внешней проверки на контрольно-счетный орган возлагается обязанность не только по предоставлению оценки исполнения соответствующего бюджета, но и по формированию рекомендаций и предложений, направленных на укрепление финансовой дисциплины, повышение уровня прозрачности процессов формирования доходной и исполнения расходной частей бюджета, а также на оптимизацию бюджетного процесса в его совокупности.
Анализ результатов внешних проверок свидетельствует о том, что финансовым органам, как правило, рекомендуется интенсифицировать методологическое обеспечение организации и ведения бухгалтерского учета, формирования бюджетной отчетности в государственных (местных) органах и учреждениях, а также повысить эффективность внутреннего контроля за исполнением бюджетных ассигнований.
Главным администраторам бюджетных средств вменяется в обязанность своевременной подготовки документации, необходимой для реализации закона о бюджете, в особенности в части предоставления межбюджетных трансфертов, недопущение возникновения дебиторской и кредиторской задолженности (прежде всего просроченной) и принятие исчерпывающих мер по осуществлению внутреннего финансового контроля в отношении подведомственных им организаций.
Таким образом, последующий финансовый контроль, осуществляемый контрольно-счетным органом в отношении главных администраторов бюджетных средств, оказывает существенное положительное влияние на качество реализации всех этапов бюджетного процесса и принятие обоснованных управленческих решений.
В общем понимании государственный финансовый контроль представляет собой контроль за финансово-хозяйственной деятельностью субъектов государственного сектора экономики. Вместе с тем, необходимо учитывать, что сфера его действия распространяется и на частнопредпринимательскую деятельность в части верификации корректности составления налоговых расчетов и деклараций, исполнения предприятиями государственных заказов, финансируемых за счет средств государственного бюджета, а также при предоставлении предприятиям различных форм собственности субсидий, дотаций, кредитов, льгот и иных форм государственной поддержки [3].
Согласно Плану аудиторской деятельности Счетной палаты Кыргызской Республики на 2023 год, Счетной палатой КР проведено 81 аудиторское мероприятие, в ходе которых охвачена деятельность 1 738 структурных и подведомственных подразделений субъектов аудита, из них: бюджетные учреждения – 944, хозяйствующие субъекты – 357, учреждения и организации, финансируемые из местного бюджета – 402, прочие организации – 35 [4].
По результатам аудиторской деятельности за отчетный год, Счетной палатой КР выявлены нарушения финансовой дисциплины, подлежащие возмещению, в сумме 10 768,6 млн сомов, в результате принятых мер, в соответствующие бюджеты возмещены 4 031,1 млн сомов. Возмещаемость составила 37% [4].
Таблица. Нерационально и неэффективно использованные ресурсы (потери бюджета), 2023 г., (млн сомов)
№ | Субъект аудита | Выявлено | в % |
1 | Министерство финансов (исполнение республиканского бюджета на 2022 г.) | 17 873,8 | 46,3 |
2 | ОАО «Кыргызалтын» | 11 217,2 | 29,1 |
3 | ОАО «Кыргызиндустрия» | 3 557,9 | 9,2 |
4 | Мэрия города Бишкек | 1 091,9 | 2,8 |
5 | Министерство транспорта и коммуникаций | 1 004,6 | 2,6 |
6 | ОАО «Кыргызтелеком» | 581,8 | 1,5 |
7 | Прочее | 3 299,5 | 8,5 |
ИТОГО | 38 626,7 | 100 |
Счетной палатой в 2023 году, в рамках проведенных аудиторских мероприятий выявлены нерационально и неэффективно использованные финансовые и иные ресурсы (потери бюджета) в сумме 38 626,7 млн сомов, это расчётноустановленные суммы, не поступившие в соответствующие бюджеты из-за непринятия своевременных мер и/или использованные средства нерационально и без достижения установленных целей. По результатам этих аудитов так же были направлены рекомендации, предписания и представления в Жогорку Кенеш, Кабинет Министров Кыргызской Республики и в другие государственные органы и хозяйствующие субъекты [4].
Данные таблицы свидетельствуют, что из общей суммы нерационально и неэффективно использованных ресурсов (38 626,7 млн.сом), на учреждения с государственным участием приходится 39,8% (15356,9 млн.сом), что вызывает повышенную обеспокоенность в сфере их оптимизации, в том числе проведения финансового контроля на ранних стадиях принятия решений.
Например, в государственном предприятии «Национальная компания «Кыргыз темир жолу» выявлены нарушения в сумме 94,9 млн сомов, что составляет 4% от общей суммы нарушений по данной категории (нарушения порядка учета и отчетности); в государственном предприятии «Кыргызгеология» – 7,8 млн сомов (нарушения при сдаче имущества в аренду), а в ГП «Государственная лотерейная компания» установлены нарушения на 610,5 тыс. сомов, связанные с нарушением Закона Кыргызской Республики «О лотереях» [4].
Увеличение количества учреждений, где государство является крупным акционером, и их важная роль в различных сферах общественной жизни (социальной, управленческой и других) обуславливают необходимость тщательного контроля за их деятельностью как со стороны государственных органов, так и внутренних подразделений этих учреждений.
При всей очевидности потребности в контроле за организациями с преобладающим государственным капиталом, существует серьезная проблема, связанная с недостаточным правовым и методическим обеспечением этого контроля. В связи с этим, разработка и изучение нормативной базы, методов и подходов к контролю за компаниями с существенным государственным участием представляется весьма актуальной задачей.
В этом плане аудит эффективности выступает одним из механизмов осуществления финансового контроля.
«Аудит эффективности представляет собой независимую и объективную оценку предпринятых мер, систем, программ и организаций в отношении одного или нескольких из трех аспектов экономичности, продуктивности и результативности, с целью привести к улучшениям.» (Руководство по аудиту эффективности, утверждено постановлением Совета Счетной палаты Кыргызской Республики от 29.10.2015 года №03-7/107) [5].
Национальные стандарты государственного аудита. Совет СП КР 31 марта 2008 года утвердил Национальные стандарты государственного аудита СПКР (НСГА). Первые 2 главы НСГА описывают основные постулаты и этические требования и в целом, соответствуют требованиям ISSAI 1 (Лимская декларация), ISSAI 10 (Мексиканская декларация) и ISSAI 30 (Кодекс этики). Сотрудники СПКР должны изучать НСГА на предмет знания общих принципов государственных аудиторов СПКР.
Общее финансовое правило эффективности устанавливает 3 принципа:
Принцип экономичности требует, чтобы ресурсы, используемые аудируемой организацией, должны быть доступны в свое время, в соответствующем объеме и качестве и по наилучшей цене.
Принцип продуктивности рассматривает наилучшее соотношение между задействованными ресурсами и достигнутыми результатами
Принцип результативности анализирует уровень достижения установленных конкретных целей и запланированных результатов.
В международной практике данные показатели получили название – Три “Е” аудита эффективности. (Economy – экономичность, Efficiency – продуктивность, Effectiveness – результативность) [5].
Рассмотрение специфики осуществления финансового контроля в отношении государственных корпораций позволяет сформулировать ряд выводов, опровергающих распространенное мнение о недостаточной подверженности данного типа организаций контролю как со стороны государства, так и со стороны общественности. Во-первых, будучи учреждениями, созданными для реализации социальных, управленческих и иных общественно значимых функций, а также выступая в качестве дополнительного источника бюджетных поступлений, государственные корпорации подлежат внешнему контролю со стороны Счетной палаты Кыргызской Республики. В рамках контрольных мероприятий осуществляется оценка результативности, правомерности и эффективности использования средств, выделенных из бюджетной системы для выполнения определенных функций и государственных заданий.

Рисунок. Уровни международных стандартов высших органов финансового контроля
Во-вторых, выступая в качестве получателей и распорядителей бюджетных средств, а также участников различных государственных программ и заказов, государственные корпорации подпадают под действие внутреннего государственного финансового контроля, осуществляемого Центральным казначейством и иными уполномоченными органами, основной целью которого является обеспечение правомерного и целевого использования бюджетных ассигнований [6].
Наконец, на уровне государственных предприятий в соответствии с действующим законодательством и практической необходимостью, функционируют системы внутреннего контроля, представленные ревизионными комиссиями и комитетами по внутреннему аудиту.
Наличие развитой системы внутреннего контроля позволяет объектам государственного финансового контроля осуществлять мониторинг эффективности мер, предпринимаемых корпорациями в отношении контроля рисковых направлений деятельности, и, как следствие, концентрировать внимание на контроле за менее контролируемыми и проблемными областями.
About the authors
A. Sh. Akmatov
Kyrgyz Economic University named after M. Ryskulbekova
Author for correspondence.
Email: mabdiev1977@mail.ru
Postgraduate Student
Kyrgyzstan, Kyrgyzstan, BishkekReferences
- Леверьева Е.В. Финансовый контроль. Пути повышения эффективности государственного финансового контроля // Молодой ученый. – 2015. – № 12. – С. 446.
- Закон Кыргызской Республики «О Счетной палате Кыргызской Республики». – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.esep.kg/index.php?option=com_content&view=article&id=41:the-law-of-the-kr-on-the-accounts-chamber-of-the-kyrgyz-republic&catid=23&lang=ru&Itemid=133.
- Якунина Т.А. Организация государственного финансового контроля за реализацией государственных программ РФ // Хроноэкономика. – 2019. – № 6 (19).
- Отчеты Счетной палаты Кыргызской Республики за 2023 г. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.esep.kg/index.php?option=com_content&view=article&id=2797:otchet-2023&catid=29&Itemid=139&lang=ru.
- Руководство по аудиту соответствия СП КР (утверждено постановлением Совета Счетной палаты Кыргызской Республики от 29.10.2015 года №03-7/107).
- Положение о Министерстве финансов Кыргызской Республики. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cbd.minjust.gov.kg/158728/edition/1195693/ru.
- Отчет об оценке эффективности деятельности Счетной палаты Кыргызской Республики.
Supplementary files
