Федеральная территория: развитие конституционно-правового регулирования
- Авторы: Семенов И.А.1
-
Учреждения:
- Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации
- Выпуск: Том 11, № 3 (2024)
- Страницы: 25-32
- Раздел: Актуальная тема
- URL: https://ogarev-online.ru/2410-7522/article/view/284798
- DOI: https://doi.org/10.17816/RJLS611108
- ID: 284798
Цитировать
Аннотация
В статье исследуется правовое положение публично-правового образования, а именно федеральной территории в Российской Федерации, появившейся в результате конституционной реформы 2020 г. Рассматриваются проблемы конституционной терминологии, конституционно-правовой статус и правовое регулирование федеральных территорий, анализируется практика реализации конституционных положений, закрепляющих конституционно-правовое регулирование федеральных территорий. Анализируются особенности существующих федеральных территорий в Российской Федерации и в иностранных государствах. Освещается значимость дальнейшего развития правового регулирования статуса федеральных территорий в Российской Федерации с помощью решения правовых коллизий, описываемых в данной статье. Рассматриваются особенности налогового режима, действующего в федеральной территории в Российской Федерации.
Использованы такие методы научного познания, как сравнительно-правовой и формально-юридический. Также были применены и иные методы (анализ, синтез).
Проведенное исследование показало, что в отечественном законодательстве, несмотря на небольшой промежуток времени, прошедший между появлением первой федеральной территории и развитием ее правового регулирования, можно отметить ряд сложившихся особенностей.
В результате анализа изученной информации подчеркивается присущая для российского конституционного права особенность осуществления публичной власти в новом публично-правовом образовании. При сравнительном анализе подходов осуществления публичной власти были выбраны модели следующих государств: Индия, Бразилия, Канада. Выводы отечественных специалистов в области конституционного законодательства позволяют отметить, что российская форма публичной власти на федеральных территориях не идентична ни одной из вышеупомянутых моделей, существующих в зарубежных государствах.
Однако в нынешнем подходе российского законодательства наблюдается отсутствие общего закона, в котором закрепляется правовое регулирование федеральных территорий. В связи с тем, что единственной федеральной территорией, созданной в Российской Федерации, является федеральная территория «Сириус», в качестве источника регулирования правового статуса федеральной территории стал федеральный закон «О федеральной территории “Сириус”». Исходя из чего, можно говорить о необходимости дальнейшего развития нормотворческой составляющей, регулирующей статус нового правового образования, а именно о создании национального правового источника, где будет закреплено правовое регулирование осуществления публичной власти не только на одной федеральной территории, но и на формируемых в дальнейшем.
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Илья Александрович Семенов
Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации
Автор, ответственный за переписку.
Email: ilysem@yandex.ru
ORCID iD: 0009-0004-6991-5425
аспирант
Россия, МоскваСписок литературы
- Пешин И.Л. Территориальная организация органов публичной власти в границах федеральных территорий // Конституционное и муниципальное право. 2021. № 7. С. 35–40. EDN: PSRGBY doi: 10.18572/1812-3767-2021-7-35-40
- Каримов Б.Р. Федеральные территории в Российской Федерации: первый опыт создания и проблемы конституционно-правого регулирования // Конституционное и муниципальное право. 2022. № 3. С. 51–58. EDN: HBMMPJ doi: 10.18572/1812-3767-2022-3-51-58
- Лексин И.В. Федеральные территории в России: перспективы и проблемы реализации конституционных нововведений // Конституционное и муниципальное право. 2021. № 8. С. 28–33. EDN: RJXOSQ doi: 10.18572/1812-3767-2021-8-28-33.
- Фокина Д.В. Изменения в статьи 217 и 372.1 НК РФ: освобождение от налогов // Советник в сфере образования. 2023. № 6. С. 3.
- Dolinger J., Barroso L.R. Federalism and legal unification in Brazil. In: Halberstam D., Reinmann M., editors. Federalism and legal unification: a comparative empirical investigation of twenty systems. Springer Dordrecht, 2014. P. 153–167.
- Leng Ang H., Whiting A. Federalism and legal unification in Malaysia. In: Halberstam D., Reinmann M., editors. Federalism and legal unification: a comparative empirical investigation of twenty systems. Springer Dordrecht, 2014. P. 295–337.
- Ostwald K. Federalism without decentralization: power consolidation in Malaysia // Journal of Southwest Asian Economies. 2017. Vol. 34, N 3. P. 488–506.
Дополнительные файлы
