Основные функции государства, верховной власти и государственного аппарата: критерии разграничения и политико-правовое содержание
- Авторы: Грачев Н.И.1
-
Учреждения:
- Волгоградская академия МВД
- Выпуск: Том 6, № 2 (2019)
- Страницы: 140-149
- Раздел: Статьи
- URL: https://ogarev-online.ru/2410-7522/article/view/18501
- DOI: https://doi.org/10.17816/RJLS18501
- ID: 18501
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В научных работах, посвященных функциям государства, не проводится их размежевания с функциями государственного аппарата, более того, функции последнего никак не акцентируются. Причиной этого является фактическое отождествление государства с организацией публичной политической власти, её аппаратом (механизмом). При таком подходе вполне естественно, что функции государства и функции государственного аппарата фактически отождествляются. В статье обосновывается наличие у любого суверенного государства объективных органических функций: интеграции, адаптации, институционализции, и управления, из которых вытекают функции всей системы публичной власти государства. Генеральной и общей функцией последней выступает публичное (государственное) управление всеми общественно значимыми делами в государстве, которое обеспечивает ему поддержание, сохранение и воспроизводство собственной системной целостности, а в необходимых случаях реформирование и развитие. Все направления и виды деятельности публичной власти, которые в теории государства и права принято называть функциями государства на самом деле выступают как функции государственного аппарата. По своему содержанию они представляют собой деятельность по управлению со стороны всей системы публичной власти отдельными отраслями и сферами общественной жизни и могут быть классифицированы по самым различным основаниям: на внутренние и внешние; основные и не основные (вспомогательные); экономические, социальные, культурные, административно-политические и др. Их распределение между различными уровнями, звеньями и органами государственного аппарата устанавливаются верховной властью, основными функциями которой являются учредительная (учреждение и реформирование государства), управление государственно организованным обществом как единым целостным организмом (политическое руководство), функция-роль политического центра как места принятия важнейших стратегических решений, функция-роль верховного социально-политического арбитра в государстве и обществе.
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Николай Иванович Грачев
Волгоградская академия МВД
Автор, ответственный за переписку.
Email: grachev.n.i@mail.ru
доктор юридических наук, профессор кафедры конституционного и административного права
Россия, ВолгоградСписок литературы
- Аубакирова И. У. Современная евразийская модель государственного управления: политико-правовое измерение. М., 2016. 416 с.
- Атаманчук Г. В. Теория государственного управления: курс лекций. М., 2010. 525 с.
- Володенков С. В. Соотношение политики и управления в системе регулирования современных общественных отношений // Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование. 2011. № 5. С. 76-80.
- Государственная политика и управление: учебник. В 2 ч. Часть I. Концепции и проблемы государственной политики и управления / Под ред. Л. В. Сморгунова. М., 2006. 381 с.
- Грачев Н. И. Функции государства: опыт концептуальной реконструкции // Российский журнал правовых исследований. 2016. № 4(9). С. 41-49.
- Грачев Н. И. Государственный суверенитет и формы территориальной организации современного государства: основные закономерности и тенденции развития. М., 2009. 468 с.
- Грачев Н. И. Происхождение суверенитета: Верховная власть в мировоззрении и практике государственного строительства традиционного общества: Древний мир. Средневековье. Новое время. М., 2018. 336 с.
- Елинек Г. Общее учение о государстве. СПб., 2004. 752 с.
- Казанский П. Е. Власть Всероссийского Императора. М., 2007. 600 с.
- Мамут Л. С. Государство в ценностном измерении. М., 1998. 448 с.
- Маркс К. Капитал. Критика политической экономии. Т. I. Кн. I. Процесс производства капитала // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 23. М., 1962. 907 с.
- Охотский Е. В. Теория и механизмы современного государственного управления. В 2 ч. Ч. 1. М., 2019. 367 с.
- Парсонс Т. Система современных обществ. М., 1997. 270 с.
- Понкин И. В. Теория публичного управления: Учебник. М., 2017. 728 с.
- Солонько И. В. Феномен концептуальной власти: социально-философский анализ. М., 2011. 304 с.
- Старилов Ю. Н. Курс общего административного права: В 3 т. Т. 1. М., 2002. 673 с.
- Тихомиров Л. А. Монархическая государственность. СПб., 1992. 680 с.
- Файоль А. Общее и промышленное управление. М., 1992. 112 с.
- Чичерин Б. Н. Общее государственное право. М., 2006. 536 с.
- Шмитт К. Политическая теология. Четыре главы к учению о суверенитете // Шмитт К. Политическая теология. М., 2002. С. 7-98.
- Rabin J., Bowman J. S. Introduction: Politics and Administration // Woodrow Wilson and American Public Administration, N. Y; Basel, 1984. 344 р.
Дополнительные файлы
