Знак «языковой» и знак «эстетический»: два способа философского осмысления пространства танца


Цитировать

Полный текст

Аннотация

«Знак языковой» и «знак эстетический» рассматриваются как два структурных самостоятельных семиотических образования в организации языкового пространства танца. Их сопоставление проводится по аналогии с разделением двух концептуальных ходов - правила употребления знаков (Ю.Б. Борев) и отношение к действительности через планы «означаемого» и «означающего» (Ф. де Соссюр). Только пластическому исполнителю-танцовщику свойственно мышление «чисто» физиологическое. Порядок психофизических норм и устройства движения составляет для него в конечном итоге (в отличие от звука и голоса) единственно возможную реальность потенциального существования танцевальности как формы внешне-телесной гармонии воплощения личности.

Об авторах

Н И Воронина

Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва; Институт национальной культуры

Н А Догорова

Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва; Институт национальной культуры

Список литературы

  1. Борев Ю.Б. Эстетика: в 2 т. / Ю.Б. Борев. - Смоленск: Русич, 1997. - Т. 2. - С. 199.
  2. Соссюр Ф. де. Курс общей лингвистики / Ф. де Соссюр // Труды по языкознанию. - М., 1977. - С. 31-285.
  3. Соссюр Ф. де. Курс общей лингвистики… - С. 99.
  4. Лингвистический энциклопедический словарь. - М.: Сов. энциклопедия, 1994. - С. 167.
  5. Эстетика: словарь / под общ ред. А.А. Беляева [и др.]. - М.: Политиздат, 1989. - С. 348.
  6. Горшкова Е.В. Понятия «выразительность движения» и «язык тела» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: gori-svet.Ucoz.ru/publ/2-1-0-1#
  7. Философская энциклопедия. В 5-и т. - М.: Советская энциклопедия. Под ред. Ф.В. Константинова. - 1960-1970 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: dic.academic.ru /dic.nst/enc_philosophy/5796/
  8. Выразительные движения; Крейдлин Г.Е. Кинесика // С.А. Григорьев, Н.В. Григорьев, Г.Е. Крейдлин. Словарь языка русских жестов. - М.: Вена, 2001. - С. 166-248.
  9. Кондратенко Ю.А. К проблеме искусствоведческого анализа речевого высказывания в танце [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www. ssc. smr.ru/media/journals/izvestia/2009/2009_4_1365_1369 / Ю. А. Кондратенко // Известия Самар. науч. центра РАН. - 2009. - Т. 11, № 4(5).
  10. Новер Ж.Ж. Письма о танце / Ж.Ж. Новер; пер. с фр.; под ред. А.А. Гвоздева. - Л.: Academia, 1927. - Вып. 1. - С. 16
  11. Догорова Н.А. История и теория хореографического искусства: учебник / Н.А. Догорова. - Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2010. - С. 376-378.
  12. Блазис К. Балетные знаменитости и национальные танцы / К. Блазис. - М.: Тип. Лазаревск. ин-та вост. яз., 1864. - С. 34-35
  13. Левинсон А.Я. Мастера балета / А.Я. Левинсон. - СПб.: Изд-во Н.В. Соловьева, 1915. - С. 83
  14. Догорова Н.А. Хореографическая концепция Блазиса / Н.А. Догорова / История и теория хореографического искусства… - С. 182.
  15. Классики хореографии / под ред. Е.И. Чеснокова, М.В. Борисоглебского. - М.; Л.: Искусство, 1937. - С. 115-117, С. 130-137.
  16. Левинсон А.Я. Старый и новый балет / А.Я. Левинсон. - Пг., 1918. - С. 11.
  17. Волынский А.Л. Книга ликований. Азбука классического танца / А.Л. Волынский. - М.: Артист. Режиссер. Театр, 1992. - 297 с.
  18. Догорова Н.А. Введение в теорию хореографии. Балетоведение - наука о танце / Н.А. Догорова / История и теория хореографического искусства…- С. 18.
  19. Фокин М.М. Против течения / М.М. Фокин. - М.: Искусство, 1981. - 380 с.
  20. Догорова Н.А. «Объективное» и «субъективное» в балетной режиссуре М.М. Фокина / Н.А. Догорова / Хореографическое искусство: проблемы режиссуры и актерского/исполнительского мастерства: избранные лекции. - Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2011. - С. 14-23.
  21. Догорова Н.А. Ф.В. Лопухов. Российский проект «интеллектуального производства» в балетном искусстве 20-30-х годов ХХ в. / Н. А. Догорова / Хореографическое искусство: проблемы режиссуры… - С. 23-27.
  22. Лопухов Ф.В. Пути балетмейстера / Ф.В. Лопухов. - Берлин: Петрополис, 1925. - С. 93
  23. Гаевский В.М. Хореографические портреты / В.М. Гаевский. - М.: Артист, режиссер, театр, 2008. - С. 199
  24. Михайлов М. Жизнь в балете / М. Михайлов. - Л.; М.: Искусство, 1986. - С. 91.
  25. Лопухов Ф.В. Шестьдесят лет в балете / Ф.В. Лопухов. - М.: Искусство, 1966. - С. 240
  26. Гаевский В.М. Хореографические портреты… - С. 189
  27. Соллертинский И.И. Статьи о балете / И.И. Соллертинский. - Л.: Искусство, 1973. - С. 29-30.
  28. Левинсон А.Я. Старый и новый балет.
  29. Худеков С.Н. Всеобщая история танца / С.Н. Худеков. - М.: Эксмо, 2009. - С. 11.
  30. Борев Ю.Б. Эстетика: в 2 т. / Ю.Б. Борев. - Смоленск: Русич, 1997. - Т. 2. - С. 199
  31. Соссюр Ф. де. Курс общей лингвистики / Ф. де Соссюр // Труды по языкознанию. - М., 1977. - С. 31-285
  32. Соссюр Ф. де. Курс общей лингвистики… - С. 99. Лингвистический энциклопедический словарь. - М.: Сов. энциклопедия, 1994. - С. 167
  33. Эстетика: словарь / под общ ред. А.А. Беляева [и др.]. - М.: Политиздат, 1989. - С. 348.
  34. Горшкова Е.В. Понятия «выразительность движения» и «язык тела» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: gori-svet.Ucoz.ru/publ/2-1-0-1#
  35. Философская энциклопедия. В 5-и т. - М.: Советская энциклопедия. Под ред. Ф.В. Константинова. - 1960-1970 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: dic.academic.ru /dic.nst/enc_philosophy/5796
  36. Выразительные движения; Крейдлин Г.Е. Кинесика // С.А. Григорьев, Н.В. Григорьев, Г.Е. Крейдлин. Словарь языка русских жестов. - М.: Вена, 2001. - С. 166-248
  37. Кондратенко Ю.А. К проблеме искусствоведческого анализа речевого высказывания в танце [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www. ssc. smr.ru/media/journals/izvestia/2009/2009_4_1365_1369 / Ю. А. Кондратенко // Известия Самар. науч. центра РАН. - 2009. - Т. 11, № 4(5)
  38. Новер Ж.Ж. Письма о танце / Ж.Ж. Новер; пер. с фр.; под ред. А.А. Гвоздева. - Л.: Academia, 1927. - Вып. 1. - С. 16
  39. Догорова Н.А. История и теория хореографического искусства: учебник / Н.А. Догорова. - Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2010. - С. 376-378
  40. Блазис К. Балетные знаменитости и национальные танцы / К. Блазис. - М.: Тип. Лазаревск. ин-та вост. яз., 1864. - С. 34-35
  41. Левинсон А.Я. Мастера балета / А.Я. Левинсон. - СПб.: Изд-во Н.В. Соловьева, 1915. - С. 83
  42. Догорова Н.А. Хореографическая концепция Блазиса / Н.А. Догорова / История и теория хореографического искусства… - С. 182
  43. Классики хореографии / под ред. Е.И. Чеснокова, М.В. Борисоглебского. - М.; Л.: Искусство, 1937. - С. 115-117, С. 130-137
  44. Левинсон А.Я. Старый и новый балет / А.Я. Левинсон. - Пг., 1918. - С. 11
  45. Волынский А.Л. Книга ликований. Азбука классического танца / А.Л. Волынский. - М.: Артист. Режиссер. Театр, 1992. - 297 с.
  46. Догорова Н.А. Введение в теорию хореографии. Балетоведение - наука о танце / Н.А. Догорова / История и теория хореографического искусства…- С. 18
  47. Фокин М.М. Против течения / М.М. Фокин. - М.: Искусство, 1981. - 380 с.
  48. Догорова Н.А. «Объективное» и «субъективное» в балетной режиссуре М.М. Фокина / Н.А. Догорова / Хореографическое искусство: проблемы режиссуры и актерского/исполнительского мастерства: избранные лекции. - Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2011. - С. 14-23
  49. Догорова Н.А. Ф.В. Лопухов. Российский проект «интеллектуального производства» в балетном искусстве 20-30-х годов ХХ в. / Н. А. Догорова / Хореографическое искусство: проблемы режиссуры… - С. 23-27
  50. Лопухов Ф.В. Пути балетмейстера / Ф.В. Лопухов. - Берлин: Петрополис, 1925. - С. 93
  51. Гаевский В.М. Хореографические портреты / В.М. Гаевский. - М.: Артист, режиссер, театр, 2008. - С. 199
  52. Михайлов М. Жизнь в балете / М. Михайлов. - Л.; М.: Искусство, 1986. - С. 91
  53. Лопухов Ф.В. Шестьдесят лет в балете / Ф.В. Лопухов. - М.: Искусство, 1966. - С. 240
  54. Гаевский В.М. Хореографические портреты… - С. 189
  55. Левинсон А.Я. Старый и новый балет. Худеков С.Н. Всеобщая история танца / С.Н. Худеков. - М.: Эксмо, 2009. - С. 11
  56. Догорова Н.А. Классический танец как проекция системы хореографического образования / Н.А. Догорова // XXXIII Огаревские чтения: мат. науч. конф.: в 2-х ч., Ч. 1. Гуманитарные науки. - Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2005. - С. 181
  57. Догорова Н.А. Становление и развитие педагогических систем в хореографической культуре: от XVII до нач. XX вв.: дис. канд. искусствоведения / Н.А. Догорова. - Саранск, 2006 (Приложение №№ 1-4)
  58. Догорова Н.А. Концептуальная модель М. Фуко и принципы организации образовательного пространства хореографии начала XIX века / Н.А. Догорова // Педагогика искусства: вопросы истории, теории и методики: межвуз. сборник научных трудов. Вып. 2. - Саратов: ИЦ «Наука», 2007. - С.44-49
  59. Догорова Н.А. Классический этап развития хореографии XVII-XIX в. / Н.А. Догорова / История и теория хореографического искусства: учебник / Н.А. Догорова. - Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2010. - С.179-193
  60. Догорова Н.А. Этапы формирования статуса артиста балета в России / Н.А. Догорова / Хореографическое искусство: проблемы режиссуры… - С. 31-35
  61. Догорова Н.А. Структура сюжета классического балета / Актерское мастерство и режиссура в хореографии: основы теории и практики : учебное пособие / Н.А. Догорова. - Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2011. - С. 75-95.
  62. Соллертинский И.И. Статьи о балете / И.И. Соллертинский. - Л.: Искусство, 1973. - С. 29-30

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Воронина Н.И., Догорова Н.А., 2015

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».