Характеристика направлений развития цифрового лидерства для эффективного управления организационными изменениями в цифровой экономике

Обложка

Цитировать

Полный текст

Открытый доступ Открытый доступ
Доступ закрыт Доступ предоставлен
Доступ закрыт Только для подписчиков

Аннотация

В статье представлены результаты социологического исследования командных ролей современных лидеров, которые подтвердили первоначальную гипотезу, что российские лидеры демонстрируют недостаток ряда важных компетенций для управления организационными изменениями в условиях цифровой трансформации. При этом на основе сравнительной характеристики выявлено, что в существующих программах подготовки цифровых лидеров акцент в подготовке сделан на приобретении слушателями программ цифровых навыков, а не на раскрытии и развитии лидерского потенциала для эффективного управления изменениями в условиях цифровой экономики, что связано с размытой трактовкой термина «цифровой лидер». Предложено авторское определение термина «цифровой лидер». Представленное исследование будет полезно в рамках решения проблемы повышения эффективности лидерства, разработки программ обучения лидеров в современных условиях. По итогам исследования был сделан ряд выводов, в частности, показано, что бизнесу необходимо выстраивать собственные модели и разрабатывать корпоративные программы подготовки цифровых лидеров ввиду сложности и безотлагательности этого процесса. Системный стратегический подход к подготовке лидеров внутри организации может обеспечить высокое качество формирования и развития лидерского потенциала, использования лидерского ресурса, достижение стратегических целей организации и ее успешную цифровую трансформацию.

Об авторах

Алена Вячеславовна Губанова

Астраханский государственный университетГБПОУ АО «Астраханский АДК»

Email: ast@astvolga.ru
аспирант кафедры менеджментадиректор

Список литературы

  1. 1. Зотов В.В., Петросян А.Д. Лидерство в условиях цифровизации экономики // Дизайн и технологии. – 2022. – № 87(129). – c. 91-97.
  2. 2. Грязева-Добшинская В.Г., Дмитриева Ю.А., Маркина Н.В. Трансформационное лидерство и стратегические управленческие установки менеджеров // Вестник Московского государственного областного университета. – 2018. – № 3. – c. 111-133. – doi: 10.18384/2224-0209-2018-3-915.
  3. 3. Калязина Е.Г. Развитие концептуальных подходов к лидерству в проектном менеджменте // Лидерство и менеджмент. – 2022. – № 2. – c. 461-480. – doi: 10.18334/lim.9.2.114231.
  4. 4. Афанасьев В.В. Проблема лидерства в теории и практике управления организацией // Антропологическая дидактика и воспитание. – 2021. – № 1. – c. 83-91.
  5. 5. Комаров В.В. Организационное лидерство: подходы к определению и классификации стилей лидерства // Лидерство и менеджмент. – 2022. – № 2. – c. 439-460. – doi: 10.18334/lim.9.2.114367.
  6. 6. Звягин А.А. Лидеры России. Прогноз на ближайшее тридцатилетие // Лидерство и менеджмент. – 2021. – № 1. – c. 9-30. – doi: 10.18334/lim.8.1.111395.
  7. 7. Рейханова И.В., Сафонова С.Г., Ягудин А.Д. Управление и лидерство: концептуальные основы и сравнительный анализ теорий // Сурский вестник. – 2021. – № 2(14). – c. 88-91. – doi: 10.36461/2619-1202_2021_02_014.
  8. 8. Лаптева Е.В., Попов А.А. К вопросу о лидерстве и оценке лидерских качеств // Лидерство и менеджмент. – 2022. – № 1. – c. 23-36. – doi: 10.18334/lim.9.1.114291.
  9. 9. Литвинюк А.А. Будущие лидеры высшего образования: качество молодых специалистов и особенности их организационного поведения // Лидерство и менеджмент. – 2021. – № 4. – c. 447-468. – doi: 10.18334/lim.8.4.113710.
  10. 10. Новикова И.В. Стратегический лидер в цифровой экономике: роль, качества и характеристики // Социально-трудовые исследования. – 2021. – № 4(45). – c. 150-160. – doi: 10.34022/2658-3712-2021-45-4-150-160.
  11. 11. Ригин А.А., Елин А.М. Понимание аспектов лидерства в структуре управления организацией // Экономика, предпринимательство и право. – 2021. – № 11. – c. 2623-2636. – doi: 10.18334/epp.11.11.113814.
  12. 12. Чегурова М.М. Руководители в условиях цифровой экономики: новые вызовы и компетенции // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. – 2021. – № 3. – c. 208-223. – doi: 10.21638/spbu12.2021.302.
  13. 13. Кожевникова Л.В., Старовойтова И.Е. Трансформационное лидерство в виртуальных командах // Вестник университета. – 2021. – № 2. – c. 30-35. – doi: 10.26425/1816-4277-2021-2-30-35.
  14. 14. Шекшня С.В., Улановский А., Загиева В. Руководители-чемпионы. Практики атлетического лидерства. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2019. – 260 c.
  15. 15. Феофанова О.Ю. Лидерство в эпоху цифровой трансформации // Менеджмент сегодня. – 2019. – № 4. – c. 276-282.
  16. 16. Пуляева В.Н. Трансформация феномена лидерства в цифровой среде управления персоналом // Проблемы теории и практики управления. – 2020. – № 7. – c. 101-111. – doi: 10.46486/0234-4505-2020-7-101-111.
  17. 17. Марошина Н.Ю. Новые аспекты лидерства в цифровом мире // Вестник Тульского филиала Финуниверситета. – 2019. – № 1-2. – c. 171-172.
  18. 18. Официальный сайт конкурса «Лидеры России». [Электронный ресурс]. URL: https://лидерыроссии.рф.
  19. 19. Паспорт федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» (утв. президиумом Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности, протокол от 28.05.2019 № 9). Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_328933/.
  20. 20. Официальный сайт Центр подготовки руководителей и команд цифровой трансформации. [Электронный ресурс]. URL: https://cdto.ranepa.ru/ (дата обращения: 28.06.2021).
  21. 21. Leadership disrupted: Pushing the boundaries. Deloitte. [Электронный ресурс]. URL: https://www2.deloitte.com/us/en.html (дата обращения: 28.06.2021).
  22. 22. Набок О.А. Цифровая культура. Механизмы формирования цифровой культуры // Digital. – 2021. – № 1. – c. 6.
  23. 23. Мажкенов С.А. Ценностно-целевая модель лидерства // Лидерство и менеджмент. – 2021. – № 1. – c. 31-52. – doi: 10.18334/lim.8.1.111362.
  24. 24. Полякова В.В., Почекутов М.П., Панова Е.А. Трансформация системы формирования квалифицированных кадров в условиях цифровой экономики // Вестник университета. – 2022. – № 4. – c. 26-33. – doi: 10.26425/1816-4277-2022-4-26-33.
  25. 25. Губанова А.В., Минева О.К. Исследование стилей руководства и способностей к трансформационному лидерству современных российских лидеров // Лидерство и менеджмент. – 2022. – № 3. – c. 639-656. – doi: 10.18334/lim.9.3.116151.
  26. 26. Губанова А.В., Минева О.К. Интерпретация результатов исследования характеристик эффективного лидерства в современных российских организациях // Лидерство и менеджмент. – 2022. – № 2. – c. 421-438. – doi: 10.18334/lim.9.2.114580.
  27. 27. Belbin M. Management Teams. - London: Heinemann, 1981.
  28. 28. Подготовка лидеров XXI века (часть 1). Hr-academy.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://hr-academy.ru/hrarticle/podgotovka-liderov-xxi-veka-chast-1.html (дата обращения: 28.06.2021).

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Губанова А.В., 2023

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».