№ 7 (2023)
Статьи
Варяжская гвардия как инструмент сохранения внутриполитической стабильности в период правления Пафлагонской династии (1034 – 1042 гг.)
Аннотация
В данной статье рассматривается положение и роль Варяжской гвардии во внутриполитических событиях Византии в период правления императоров Пафлагонской династии (1034 – 1042 гг.). Предметом статьи выступает Варяжская гвардия как инструмент сохранения власти в условиях внутриполитической борьбы в Византии. Объектом исследования выступают сведения византийских современников – Михаила Пселла, Иоанна Скилицы, Кекавмена и Михаила Атталиата, а также сведения скандинавских саг XIII века «Круг земной», «Гнилая кожа», «Красивая кожа». Методологическая основа исследования – сравнительный анализ разновременных источников византийского и скандинавского происхождения, позволяющих дать комплексную оценку роли Варяжской гвардии в событиях внутриполитической борьбы в Византии в период правления Пафлагонской династии (1034 – 1042 гг.). Основным выводом проведенного исследования является предположение о том, что активный период формирования Варяжской гвардии приходится на начало правления Пафлагонской династии, а заканчивается восстанием апреля 1042 года в Константинополе, положившем конец правлению этой династии. Византийские императоры из Пафлагонской династии – Михаил IV Пафлагон (1034 – 1041 гг.) и Михаил V Калафат (1041 – 1042 гг.), не имевшие прочных связей с представителями византийской гражданской или военной знати, опирались на Варяжскую гвардию для сохранения собственной власти и использовали ее как инструмент внутриполитической борьбы. Новизна исследования заключается в комплексном анализе деятельности Варяжской гвардии в период правления Пафлагонской династии (1034 – 1042 гг.) на основе разновременных византийских и скандинавских источников. Кроме того, Варяжская гвардия впервые рассматривается как инструмент не столько императорской власти, сколько власти именно Пафлагонской династии.
Genesis: исторические исследования. 2023;(7):1-13
1-13
Религиозно – идеологический аспект монархической идеи в трудах основных представителей русской общественно – политической мысли монархического уклона второй половины XIX – начала ХХ в.
Аннотация
Предметом исследования являются взгляды основных представителей русской общественно – политической мысли промонархического крыла второй половины XIX – начала ХХ в. относительно религиозного и идеологического аспектов монархической идеи. Посредством компаративного метода осуществляется анализ концепций выделенных авторов. Также при анализе текстов использовался метод Кэмбриджской школы, преимущественно подход Дж. Покока к реконструкции политических дискурсов. Проводится анализ выделяемого мыслителями религиозного базиса монархической системы, делается вывод о его значимости, как базиса и как основного маркера разграничения между различными видами монархии. Особое внимание уделяется различным концепциям касательно монархической идеологии и монархической государственности основных представителей монархического крыла русской общественно – политической мысли второй половины XIX – начала ХХ в. Новизна и актуальность работы определяется рассмотрением отдельных аспектов монархии как отдельной, независимой системы вне контекста консервативного дискурса, что делает возможным трактовку монархической идеологии как самостоятельного направления политической мысли; данный вопрос еще не ставился таким образом напрямую в современной историографии. Делается вывод о превалировании в трудах рассматриваемых мыслителей идеи наибольшего соответствия монархической системы естественным политическим устремлениям человеческого сообщества. Также, автор полагает возможным на основании представлении русских монархистов исследуемой эпохи говорить об исключительной роли религиозно – нравственных категорий как базиса монархической системы, который также служит основанием для выделения монархической системы из стандартной оппозиции либерализма и консерватизма .
Genesis: исторические исследования. 2023;(7):14-22
14-22
Особенности ужесточения государственной политики советской власти и религиозных конфессий во время «оттепели» на примере Куйбышевской области
Аннотация
Предметом исследования является выстроенная государством антирелигиозная политика в Куйбышевской области в период наступления «оттепели». В период наступления «оттепели» советский народ изначально получил надежду на более свободные отношения в культурной среде, не исключали такую возможность и представители различных конфессий, но этот период историками ознаменовался периодом «хрущевских гонений». Еще в период «позднего сталинизма» правительство, состоящее из положительно настроенных сторонников примирения с церковью, выдвинуло курс «на взвешенные отношения с русской православной церковью». Но этот курс остановил в 1950-х гг. пришедший к власти Н.С. Хрущев. Он и его сторонники говорили об этом пути, как неоправданном и неправильном, высказывая, что данный курс был признаком «сталинизма». Основными выводами проведенного исследования являются то, что в указанный период использовался целый ряд методов борьбы с религиозными организациями: велась пропаганда на массовых мероприятиях, проходили обязательные лектории учителей и известных профессоров, осуществлялось повышение налогов для административных должностей и представителей церкви, а также происходило присвоение финансовых полномочий и хозяйственных решений местной гражданской власти, что непосредственно ограничивало деятельность священнослужителей любой религии по уходу, развитию и распространению их миропонимания. Эти меры помогали осуществлять финансовый и идеологический контроль за деятельностью религиозных конфессий. Кроме того, многие прихожане и религиозные деятели не могли оставаться прихожанами религиозных организаций из-за достижений научного прогресса. Все эти внутренние и внешние факторы заставляли население переосмыслить верования и открыться новым идеям. Материалы исследования могут использоваться в процессе организации занятий по предмету «История Самарского края», рекомендуемого как часть школьного компонента в учебный план образовательных учреждений Самарской области, в работе исторических кружков и внеурочной деятельности школьников и студентов.
Genesis: исторические исследования. 2023;(7):23-33
23-33
Полицейская защита деятельности почты железнодорожными жандармами в Российской империи
Аннотация
Статья посвящена реконструкции исторического опыта полицейской защиты деятельности почтовых учреждений чинами жандармских полицейских управлений железных дорог в Российской империи. Целью данной статьи является исследование основных мер, которые реализовывались жандармской полицией для обеспечения безопасности почтовых перевозок железнодорожным транспортом, а также раскрытие тактики злоумышленников, совершавших дерзкие ограбления на почтовые поезда. Объектом исследования является исторический опыт служебной деятельности жандармской железнодорожной полиции Российской империи. Предметом - полицейская защита деятельности почты в пределах железных дорог жандармскими чинами. Следование фундаментальным принципам историзма, всесторонности и объективности составило методологическую основу исследования. В ходе проведения исследования автор опирался на аппарат общенаучных методов анализа, синтеза, индукции, конкретизации. Применение специально-исторических методов исследования дало возможность раскрыть содержание процесса полицейской защиты почтовых отправлений от преступных посягательств в пределах отечественных железных дорог: с позиций историко-системного метода жандармская служба осмыслена как целостный комплекс взаимосвязанных мероприятий; историко-генетический метод позволил сформировать подробное описание основных особенностей службы железнодорожных жандармов в части охраны почтовых грузов. Новизна исследования заключается, во-первых, во введении в научный оборот ранее не опубликованных архивных материалов (секретной полицейской переписки) по истории железнодорожной жандармерии; во-вторых, раскрыты этапы организации полицейской защиты почтовых грузов, перевозившихся по железной дороге: уведомление почтовыми учреждениями жандармского начальства о потребности в конвое, формирование наряда, передача под его охрану грузов; в-третьих, детально проанализирована тактика конвоя в случае совершения разбойного нападения. Сделан вывод о том, что наряду с сопровождением почты железнодорожная жандармерия осуществляла проверочные мероприятия в отношении чинов почтового ведомства для предупреждения проникновения в их ряды осведомителей бандитских групп.
Genesis: исторические исследования. 2023;(7):34-44
34-44
Война в Родезии (1965-1979): борьба с террористами или гражданский конфликт?
Аннотация
Статья посвящена исследованию войны правительства Родезии против черных повстанцев с 1965 г. по 1979 г. Актуальность работы обусловлена отсутствием в современной отечественной историографии фундаментальных исследований, которые посвящены этим событиям. Объектом исследования является вооруженный конфликт на территории Родезии, который происходил в 1965-1979 гг. Предметом исследования выступает деятельность повстанческих организаций, которые противостояли белому правительству страны. Автором подробно изучены основные события войны в Родезии. Также в работе определена роль внешнего влияния на стороны рассматриваемого конфликта, особое внимание уделяется изучению террористических актов, которые были совершены членами повстанческих организаций. На основании проведенного исследования можно сделать вывод о том, что война в Родезии (1965-1979) была гражданским конфликтом, при этом также являясь локальным конфликтом в рамках глобального противостояния капиталистических и социалистических стран. Однако действия повстанческих организаций были отнюдь не просто борьбой за независимость, а сопровождались кровавыми террористическими актами против гражданского населения. Научная новизна статьи заключается в изучении основных событий военного конфликта, а также в изучении методов ведения борьбы повстанцев против правительства Родезии. Особым вкладом автора в исследование темы является подробное описание террористических актов в Родезии, которые были совершены членами повстанческих организаций.
Genesis: исторические исследования. 2023;(7):45-57
45-57

