Динамика и виброакустика
Основными целями издания журнала являются:
- стимулирование дискуссий, формирование научно-информационной среды и распространение идей в области динамики и виброакустики машин;
- публикация результатов научно-исследовательских работ, теоретических и экспериментальных исследований, выполняемых в Самарском университете и других высших учебных заведениях, научно-исследовательских институтах, учреждениях, российских и зарубежных организациях, а также результатов исследований, выполненных по личной инициативе авторов;
- публикация статей, освещающих современное состояние отдельных проблем науки и техники;
- публикация материалов научных конференций, симпозиумов, совещаний и информации о российских и зарубежных научных школах;
- освещение результатов внедрения в производство научных работ, передового отечественного и зарубежного научно-технического опыта.
- Фундаментальные задачи в динамике и виброакустике машин;
- Вибрации и проблемы демпфирования;
- Моделирование динамических и виброакустических процессов;
- Подавление колебательных процессов и шума;
- Динамика и регулирование систем;
- Роботы, мехатроника и робототехнические системы;
- Гидравлические машины, вакуумная, компрессорная техника, гидро- и пневмосистемы;
- Проектирование, конструкция, производство, испытания и эксплуатация летательных аппаратов;
- Тепловые, электроракетные двигатели и энергоустановки летательных аппаратов.
Журнал включен ВАК РФ в перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук, с 11.07.2023 г.
Научные специальности и соответствующие им отрасли науки, по которым присуждаются ученые степени:
1.1.7. Теоретическая механика, динамика машин (технические науки);
1.1.8. Механика деформируемого твердого тела (технические науки);
2.5.4. Роботы, мехатроника и робототехнические системы (технические науки);
2.5.10. Гидравлические машины, вакуумная, компрессорная техника, гидро и пневмосистемы (технические науки);
2.5.15. Тепловые, электроракетные двигатели и энергоустановки летательных аппаратов (технические науки).
Журнал включен в библиографическую базу данных РИНЦ (НЭБ eLIBRARY.ru). Статьям присваивается идентификатор DOI.
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 74602 от 21.01.2019
Текущий выпуск
Том 9, № 3 (2023)
- Год: 2023
- Статей: 6
- URL: https://ogarev-online.ru/2409-4579/issue/view/15571
Весь выпуск
Статьи
МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ИЗГОТОВЛЕНИЯ ГОФРИРОВАННОГО ВКЛАДЫША ГАЗОДИНАМИЧЕСКОГО ЛЕПЕСТКОВОГО ПОДШИПНИКА
Аннотация
Статья посвящена процессу проектирования инструментов для изготовления гофрированного вкладыша газодинамического радиального лепесткового подшипника. В статье предлагается применение альтернативной технологии изготовления гофрированного вкладыша и решаются связанные с данной технологией задачи по прогнозированию, учёту и компенсации влияния остаточных упругих деформаций, возникающих при его изготовлении. Подчеркивается значимость использования численного метода конечных элементов для учёта остаточных деформаций и напряжений с целью минимизации негативного влияния остаточной упругой деформации.



ВЛИЯНИЕ ГЛУБИНЫ НАДРЕЗА НА МНОГОЦИКЛОВУЮ УСТАЛОСТЬ ОБРАЗЦОВ ПРИ ОПЕРЕЖАЮЩЕМ ПОВЕРХНОСТНОМ ПЛАСТИЧЕСКОМ ДЕФОРМИРОВАНИИ
Аннотация
Исследовано влияние глубины надреза полукруглого профиля на многоцикловую усталость сплошных и полых цилиндрических образцов из стали 20 диаметром 25 мм при опережающем поверхностном пластическом деформировании. Выявлено, что с повышением глубины надреза от 0,3 мм до 1,0 мм предел выносливости образцов с надрезом уменьшается при одной и той же упрочняющей обработке. Для сохранения эффекта упрочнения при многоцикловой усталости с увеличением глубины надреза необходимо увеличивать толщину упрочнённого поверхностного слоя образцов при опережающем поверхностном пластическом деформировании. Установлено, что для оценки влияния поверхностного упрочнения на предел выносливости образцов с надрезами различной глубины следует использовать критерий среднеинтегральных остаточных напряжений, вычисленных по толщине поверхностного слоя опасного поперечного сечения образца, равной критической глубине нераспространяющейся трещины усталости.



ОЦЕНКА РАБОЧИХ ХАРАКТЕРИСТИК ТЕПЛООБМЕННЫХ АППАРАТОВ С УЧЁТОМ ПОКАЗАТЕЛЯ NTU
Аннотация
В данной работе проведена оценка рабочих характеристик теплообменных аппаратов и определено влияние различных факторов на массогабаритные характеристики теплообменных аппаратов энергетических установок и комплексов. Установлены закономерности влияния температурных напоров, свойств рабочего тела, уровней температур источников тепла, рабочих характеристик цикла, коэффициентов теплопередачи, площади поверхности теплообмена, расхода, теплоёмкости рабочего вещества, геометрических и конструктивных параметров теплообменных аппаратов на рабочие характеристики теплообменных аппаратов низкотемпературных энергетических установок.



ОБ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ НА СТЕНДЕ ДЛЯ ЧАСТОТНЫХ ИСПЫТАНИЙ УСТРОЙСТВ КОНТРОЛЯ ПУЛЬСАЦИЙ И ДАТЧИКОВ ДИНАМИЧЕСКОГО ДАВЛЕНИЯ ПРИ ПОВЫШЕННОМ СРЕДНЕМ ДАВЛЕНИИ
Аннотация
Известно, что пульсации давления в газовоздушном тракте оказывают существенное влияние на работоспособность различных энергетических установок, в том числе газотурбинного двигателя, снижая запас газодинамической устойчивости компрессора, снижая полноту сгорания топлива в камере сгорания. Для доводки двигателя с учётом пульсаций давления необходимы средства их измерения в условиях повышенных пульсаций давлений, температур и вибраций в широком диапазоне частот. В этой связи созданный усилиями молодых инженеров и аспирантов кафедры автоматических систем энергетических установок (АСЭУ) стенд для частотных испытаний аппаратуры и исследования пульсационных процессов в газовоздушном тракте ГТД успешно применяется в Самарском университете. На стенде проводились и проводятся разнообразные испытания акустических зондов и других средств для динамических измерений. В частности для двигателестроительного предприятия проведен комплекс частотных испытаний, отдельные результаты которых приведены в предлагаемой читателю работе. Следует также отметить, что работоспособность стенда далеко не исчерпана и кроме того область применения стенда может быть существенно расширена.
Материал статьи может быть полезен специалистам, разрабатывающим и применяющим средства измерения пульсаций давления в экстремальных условиях их эксплуатации, например, при доводке газотурбинных двигателей.



ОБ АВТОМАТИЗАЦИИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ МАСЛЯНОЙ СИСТЕМЫ АВИАЦИОННОГО ГТД
Аннотация
Проектирование подсистем и основных элементов масляной системы авиационного ГТД сводится к работам по предлагаемым алгоритмам. Традиционно масляную систему подразделяют на гидравлический, тепловой и механический модули. Методики проектирования элементов каждого из модулей известны и проверены опытом разработок. Но вкупе с оценкой стоимости жизненного цикла двигателя, на основе которых созданы представленные в статье алгоритмы, образуется удобное средство инженерного проектирования.



РАЗРАБОТКА КАСКАДНОГО АЛГОРИТМА МОНИТОРИНГА ДВИЖЕНИЯ ДЕТАЛЕЙ В ХОДЕ ИХ ИЗГОТОВЛЕНИЯ
Аннотация
Разработан каскадный алгоритм, позволяющий проводить идентификацию содержимого в производственных тарах. Алгоритм состоит из двух этапов: детектирование ячеек тары и классификация содержимого каждой ячейки. Предложенный алгоритм позволяет добиться точности классификации в 89% при обучении на относительно меньшем объёме выборки, чем потребовалось бы при использовании алгоритма прямого детектирования деталей без этапа детектирования ячеек. Алгоритм таким образом подходит для использования в системах мониторинга состояния производственной среды в аэрокосмическом производстве.


