Автомобилизация и ее влияние на развитие городов России

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Состояние вопроса. В настоящее время в крупных городах России получили большое распространение вопросы автомобилизации. Это связано с ее стремительным развитием и существенным влиянием на функционирование городских транспортных систем. Процесс автомобилизации является одним из факторов, определяющих развитие городского пассажирского транспорта общего пользования, состояние экологии и экономики города. Однако бурный процесс развития автомобилизации порождает ряд проблем городской среды, которые напрямую влияют на снижение качества жизни населения и привлекательность города. В результате представляется актуальным исследование, посвященное развитию автомобилизации в городах России.   

Цель – определить степень влияния автомобилизации на развитие городов России и исследовать опыт развития механизмов по ее регулированию.

Метод и методология проведения работы. В исследовании используется метод анализа, метод систематизации данных.

Результаты. Рассмотрена специфика и дано авторское определение понятия «автомобилизация». Подробно исследованы и описаны предпосылки, этапы, положительные и отрицательные стороны, определяющие факторы, а также современное состояние развития автомобилизации в России. Исследован опыт развития механизмов, необходимых для сдерживания процесса автомобилизации в целях безопасности, сохранения здоровья и социального благополучия населения, снижения нагрузки на улично-дорожную сеть и уменьшения вредного воздействия транспорта на окружающую среду.

Область применения результатов. Полученные результаты могут быть использованы учеными, а также специалистами в области транспорта для формирования управленческих решений в процессе функционирования  городских пассажирских перевозок.

Выводы.  Автомобилизация является одним из факторов, определяющих функционирование современного города. Однако неконтролируемый процесс развития автомобилизации негативно сказывается на состоянии городской среды. Органам местного самоуправления важно выбирать рычаги по регулированию автомобилизации в зависимости о специфики города.

Об авторах

Юлия Андреевна Колебер

Сибирский государственный автомобильно-дорожный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: uljachabol@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-6844-1895
SPIN-код: 5455-7507
Scopus Author ID: 57219312035
ResearcherId: JDW-2885-2023

преподаватель кафедры «Экономика, логистика и управление качеством»

Россия, пр. Мира, 5, г. Омск, Омская область, 644080, Российская Федерация

Елена Олеговна Чебакова

Сибирский государственный автомобильно-дорожный университет

Email: elena_chebakova@mail.ru
SPIN-код: 9648-7789

доцент кафедры «Экономика, логистика и управление качеством», кандидат технических наук

Россия, пр. Мира, 5, г. Омск, Омская область, 644080, Российская Федерация

Список литературы

  1. АВТОСТАТ. (2025). Продажи новых легковых автомобилей в России в 2024 году и в декабре. Получено с https://www.autostat.ru/press-releases/59224 (обращение 30 мая 2025 г.)
  2. Акулов, К. А., & Воеводин, Е. С. (2021). Автомобилизация и ее воздействие на экологию Красноярского края. Техника и технология транспорта, (2). Получено с http://transport-kgasu.ru/files/N21-24IT221.pdf (обращение 29 мая 2025 г.) EDN: https://elibrary.ru/IPZTDY
  3. Васильев, М. М. (2015). Анализ влияния отдельных факторов на уровень автомобилизации в различных странах мира. Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева, (3), 116–122. EDN: https://elibrary.ru/VBWJCT
  4. Воеводин, E. С., Акулов, К. А., Катаев, С. А., & др. (2021). Роль автомобилизации в экологии городской среды. Транспорт. Транспортные сооружения. Экология, (3), 5–13. https://doi.org/10.15593/24111678/2021.03.01 EDN: https://elibrary.ru/TIPDOS
  5. Воробьев, С. А. (2023). Перспективы развития автомобильного транспорта на альтернативной энергетике. Монография. Санкт-Петербург: Наукоемкие технологии. 122 с. EDN: https://elibrary.ru/CZPXHD
  6. Гасанов, А. О., Бендик, М. М., & Ковтуненко, М. Г. (2020). Угроза автомобилизации развитию современного города. Научные труды КУБГТУ, (8), 377–395. EDN: https://elibrary.ru/FGIYAR
  7. Данцев, С. А. (2009). Автомобилизация в России: история и перспективы. Проблемы экономики и юридической практики, (1), 85–87. EDN: https://elibrary.ru/JWSNHF
  8. Козулин, А. Ю. (2021). Современное состояние процессов автомобилизации в Алтайском крае. Актуальные вопросы функционирования экономики Алтайского края, (13), 128–136. EDN: https://elibrary.ru/HZNZKB
  9. Коновалова, Т. В., Надирян, С. Л., Сенин, И. С., & Коцурба, С. В. (2023). К вопросу эффективности использования электротранспорта в городах. International Journal of Advanced Studies, 13(4), 92–104. https://doi.org/10.12731/2227-930X-2023-13-4-92-104 EDN: https://elibrary.ru/IUURTY
  10. Леонтьев, Р. Г. (2005). Позитивные и негативные свойства автомобилизации населения. Вестник транспорта, (9), 5–12. EDN: https://elibrary.ru/PYKIDT
  11. Литвинов, А. В., & Донченко, В. В. (2020). Взаимосвязь между уровнем автомобилизации населения и долей передвижений на легковых автомобилях в городах. International Journal of Advanced Studies, 10(3), 64–82. https://doi.org/10.12731/2227-930X-2020-3-64-82 EDN: https://elibrary.ru/FDXKTR
  12. Милякин, С. Р. (2023). Автомобилизация: история, факторы и закономерности. Проблемы прогнозирования, (2), 141–153. https://doi.org/10.47711/0868-6351-197-141-153 EDN: https://elibrary.ru/BERWDM
  13. Нгуен, Т. Х. Д. (2007). Проблемы автомобилизации городов. Архитектура и строительство России, (10), 26–33. EDN: https://elibrary.ru/KAJGTF
  14. Косяков, С. А. (2014). Общественный транспорт как способ борьбы с негативными последствиями автомобилизации. В Организация и безопасность дорожного движения: Материалы VII Всероссийской научно-практической конференции (Тюмень, 4 апреля 2014 г.) (с. 104–106). EDN: https://elibrary.ru/SYXMTN
  15. Чедрик, А. Ю., & Шустров, И. Н. (2024). Основные аспекты автомобилизации в России. В Развитие современной экономики России: Материалы Международной конференции молодых ученых-экономистов (Санкт-Петербург, 11–13 апреля 2024 г.) (с. 1652–1657). EDN: https://elibrary.ru/GPNBIY
  16. Орлова, Е. А. (2020). Развитие автомобилизации в мире. В Право, экономика и управление: актуальные вопросы: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Чебоксары, 21 июля 2020 г.) (с. 54–57). EDN: https://elibrary.ru/NHGPFB
  17. Решение Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. № 877 (ред. от 27 сентября 2023 г.). О принятии технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств». Получено с https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_125114 (обращение 30 мая 2025 г.)
  18. Семенова, Е. Д., & Давыдова, Е. В. (2020). Состояние УДС в условиях развития автомобилизации. Символ науки, (12), 71–72. EDN: https://elibrary.ru/EIXBII
  19. Атрошенко, А. О., Астафьева, О. Р., & Жаркова, И. А., & др. (2023). Социально-экономические последствия автомобилизации. В Весенние дни науки: Материалы международной конференции студентов и молодых ученых (Екатеринбург, 20–22 апреля 2023 г.) (с. 859–862). EDN: https://elibrary.ru/OQDMJM
  20. Тимофеева, М. А., Романевич, К. В., & Поцешковская, И. В. (2021). Тенденции освоения подземного пространства городов в связи с растущей автомобилизацией. Метро и тоннели, (2), 38–42. EDN: https://elibrary.ru/XAMSSR
  21. Федеральная служба государственной статистики. (2025). Транспорт. Транспортные средства и происшествия с подвижным составом. Получено с https://rosstat.gov.ru/statistics/transport (обращение 29 мая 2025 г.)
  22. Цховребова, И. Ч., & Кочиев, Г. К. (2024). Проблема влияния автомобилизации на человека и окружающую среду. Экономика и безопасность, (6), 71–74. EDN: https://elibrary.ru/ECMDRY
  23. Экономика и жизнь. (2025). Подсчитаны продажи новых легковых автомобилей в России за месяц. Получено с https://www.eg-online.ru/news/476038 (обращение 29 мая 2025 г.)
  24. Ek, K., Wårell, L., & Andersson, L. (2021). Motives for walking and cycling when commuting—differences in local contexts and attitudes. European Transport Research Review, 13(1). https://doi.org/10.1186/s12544-021-00502-5 EDN: https://elibrary.ru/ELTXCD
  25. Kim, J., Rasouli, S., & Timmermans, H. J. P. (2017). The effects of activity-travel context and individual attitudes on car-sharing decisions under travel time uncertainty: A hybrid choice modeling approach. Transportation Research Part D: Transport and Environment, 56, 189–202. https://doi.org/10.1016/j.trd.2017.07.022
  26. Liaquat, A. M., Kalam, M. A., Masjuki, H. N., & Jayed, M. N. (2010). Potential emissions reduction in road transport sector using biofuel in developing countries. Atmospheric Environment, 44(32), 3869–3877. https://doi.org/10.1016/j.atmosenv.2010.07.003
  27. Münzel, T., Schmidt, F. P., Steven, S., et al. (2018). Environmental noise and the cardiovascular system. Journal of the American College of Cardiology, 71(6), 688–697. https://doi.org/10.1016/j.jacc.2017.12.015
  28. Pojani, D., & Stead, D. (2015). Sustainable urban transport in the developing world: beyond megacities. Sustainability, 7(6), 7784–7805. https://doi.org/10.3390/su7067784
  29. Fayziyev, P. R., Ikromov, I. A., Abduraximov, A. A., & Dehqonov, Q. M. (2022). Timeline: History of the electric car, trends and future developments. Eurasian Research Bulletin, (6), 89–94.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Колебер Ю.А., Чебакова Е.О., 2025

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».