Образовательная миграция как новое направление трудовой миграции из стран Центральной Азии: теоретический анализ

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Образовательная миграция стала важной формой трудовой миграции в странах Центральной Азии, поскольку растет число студентов, стремящихся получить высшее образование за рубежом и впоследствии стать частью зарубежных рынков труда. В статье рассмотрена взаимосвязь между образовательной и трудовой миграцией, выделены экономические, социальные и институциональные факторы, которые заставляют студентов оставаться в принимающих странах после окончания учебы. Исследование основано на таких концептуальных моделях, как теория человеческого капитала, социальная мобильность и «утечка мозгов» в сопоставлении с «циркуляцией мозгов», что позволило автору показать, как образовательная миграция влияет на мобильность рабочей силы и национальное развитие. Результаты проведенной автором работы свидетельствуют о том, что экономические стимулы и снижение качества высшего образования в Центральной Азии на фоне благоприятной миграционной политики в странах, принимающих иностранных студентов, способствуют превращению образовательной миграции в долгосрочную трудовую миграцию. Страны, принимающие студентов из Центральной Азии, активно содействуют этой трансформации с помощью программ предоставления разрешений на работу и стратегий интеграции иностранных специалистов на рынок труда, что превращает получение высшего образования за рубежом в прямой путь к постоянному трудоустройству. Однако такие проблемы, как ограничения на выдачу разрешений на работу, дискриминация со стороны работодателей и перенасыщенность рынка труда, все еще препятствуют такой трудовой миграции. В статье показаны и противоречивые последствия образовательной миграции для отправляющих и принимающих стран. Например, страны назначения получают выгоду от приобретения квалифицированной рабочей силы, тогда как отправляющие студентов страны Центральной Азии сталкиваются с проблемой утечки мозгов, теряя высокообразованных специалистов на зарубежных рынках труда. Чтобы смягчить негативные последствия образовательной миграции, государство должно наращивать инвестиции в отечественную систему высшего образования, стимулировать обратную миграцию и развивать международное сотрудничество в целях взаимного признания дипломов и ученых степеней.

Об авторах

Абубакр Kh. Рахмонов

Университет Махидол; Институт демографических исследований ФНИСЦ РАН

Автор, ответственный за переписку.
Email: abubak.93@mail.ru
кандидат экономических наук, старший научный сотрудник Института демографических исследований Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук; докторант Института народонаселения и социальных исследований Университета Махидол Пхутхамамотхон 4, 999, Пхутхамамотхон, Салая, 73170 Накхон Патхом, Таиланд; ул. Фотиевой, 6, к. 1, Москва, 119333, Россия

Список литературы

  1. Alimova N.K. Diversification of the higher education system in the light of the scientific communication problems. Information and Innovations. 2018; 13 (3). (In Russ.).
  2. Delovarova L.F. Return migration in Central Asia: Main factors and potential for voluntary return and reintegration programs in the region. Science. Culture. Society. 2020; 1. (In Russ.).
  3. Nikolenko A.N. Theoretical approaches to the study of educational migration. Bulletin of the Volgograd State University. Series 7: Philosophy, Sociology and Social Technologies. 2009; 1. (In Russ.).
  4. Schensnovich V.N. Migration features of the Central Asian countries (analytical review). Russia and the Muslim World. 2023; 1. (In Russ.).
  5. Ali S. “Go west young man”: The culture of migration among Muslims in Hyderabad, India. Journal of Ethnic and Migration Studies. 2007; 33 (1).
  6. Bakewell O., Bonfiglio A. Moving beyond conflict: Re-­framing mobility in the African Great Lakes region. African Great Lakes Mobility Project; 2013.
  7. Banerjee R., Verma A. Determinants and effects of post-­migration education among new immigrants in Canada. Canadian Labor Market and Skills Researcher Network; 2009.
  8. Becker G.S. Human Capital: A Theoretical and Empirical Analysis with Special Reference to Education. New York; London; 1975.
  9. Bourdieu P. The Forms of Capital. Handbook of Theory and Research for the Sociology of Education. New York; 1986.
  10. Coleman J.S. Social capital in the creation of human capital. American Journal of Sociology. 1988; 94.
  11. Girsberger E.M. Migration, Education and Work Opportunities. IZA Discussion Paper. 2017. No. 11028.
  12. Ismailov B. The transition from educational to labor migration in Russia: Trends among Central Asian students. Migration Studies Journal. 2021; 45 (2).
  13. Koshanova S.R. On some aspects of educational migration from Kazakhstan to China. Kazakhstan Spector; 2016. (In Russ.).
  14. Lobarev V., Kalykova A. Economic determinants of student migration from Central Asia. Central Asian Economic Review. 2020; 12 (3).
  15. Mincer J. Schooling, Experience, and Earnings. New York; 1974.
  16. Nasimova G., Kaplan C., Smagulov K., Kartashov K. Reasons for and factors in educational migration from Kazakhstan. Central Asia and the Caucasus. 2020; 21 (3). (In Russ.).
  17. Nurzhanov D. The impact of educational migration on brain drain in Central Asia. Asian Migration Review. 2021; 19 (4).
  18. Pismennaya E. Higher education and migration trends in post-­Soviet countries. International Journal of Migration Studies. 2008; 7 (2).
  19. Rakhmonov A.Kh. Educational migration from Tajikistan to OECD countries: Scale and trends. Challenges of the Contemporary World in the Framework of Social and Humanitarian Knowledge. In Search of an Alternative: Proceedings of the II All-­Russian Scientific-­Practical Conference. Izhevsk; 2024. (In Russ.).
  20. Rakhmonov A.Kh. Educational migration from Tajikistan to Russia: Trends and consequences. Management. 2022; 10 (3). (In Russ.).
  21. Rakisheva Z., Poletaev D. Brain circulation as a development strategy for Central Asian nations. Eurasian Migration Studies. 2011; 14 (3).
  22. Rutten M., Verstappen S. Middling migration: Contradictory mobility experiences of Indian youth in London. Journal of Ethnic and Migration Studies. 2014; 40 (8).
  23. Sadovskaya E. International student mobility and academic migration from Central Asia. Higher Education and Globalization. 2014; 22 (1).
  24. Sagitova V.R. The phenomenon of educational migration. Science. Society. Defense. 2024; 12 (1). (In Russ.).
  25. Samuel H.C. Investing in Somali Youth: Exploring the Youth-­Employment-Migration Nexus in Somaliland and Puntland. IOM Somalia; 2015.
  26. Schultz T.W. Investment in human capital. American Economic Review. 1961; 51 (1).
  27. Shibutov M. The consequences of skilled migration in Kazakhstan and Uzbekistan. Eurasian Migration Review. 2020; 25 (2).
  28. Sjaastad J. Sources of inspiration: The role of significant persons in young people’s choice of science in higher education. International Journal of Science Education. 2011; 34 (10).
  29. Sorokin P.A. Social and Cultural Mobility. New York; 1959.
  30. Toktogulova A. Recognition of foreign degrees and return migration policies. Journal of Higher Education Policy. 2017; 30 (4).
  31. Toleuov Zh.S. Post-­graduation employment of Central Asian students in Russia. Migration & Employment Studies. 2021; 39 (3).
  32. Vassilenko L. Barriers to labor market integration for international graduates. Comparative Migration Review. 2019; 15 (1).
  33. Yuldashev K. State policies on student migration: The case of Russia and China. Asian Migration Policy Review. 2021; 18 (2).
  34. Zelinsky W. The hypothesis of the mobility transition. Geographical Review. 1971; 61 (2).

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».