Эмпатия студентов в контексте риска экстремизма
- Авторы: Тупикова В.А.1, Гудкова Я.А.1, Овчинников-Лысенко Е.Г.1
-
Учреждения:
- Российский университет дружбы народов
- Выпуск: Том 23, № 3 (2023)
- Страницы: 579-589
- Раздел: Современное общество: актуальные проблемы и перспективы развития
- URL: https://ogarev-online.ru/2313-2272/article/view/322999
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2272-2023-23-3-579-589
- EDN: https://elibrary.ru/VOSQYG
- ID: 322999
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В нестабильных условиях масштабы экстремизма как формы противоправных действий продолжают расти. Снижение числа преступлений экстремистской направленности, отраженное в статистических данных, является следствием внесения изменений в законодательную базу. В группе риска в первую очередь оказываются молодые люди от 18 до 30 лет, которые в большей степени подвержены психологическому давлению со стороны экстремистских и террористических организаций, и особенно студенческая молодежь, которая уже начала чувствовать отпускающий родительский контроль, но еще не перешла границу полноценной взрослой ответственности. Публичные призывы к совершению экстремистских действий, в которых применяются разные социально-психологические механизмы воздействия, направлены именно на данную возрастную группу. Важную роль в интеграции в экстремистскую среду играет низкий уровень эмоционального интеллекта, эмпатии и психологического благополучия. В январе-феврале 2022 года был проведен опрос для проверки гипотезы о взаимосвязи между уровнем эмпатии и склонностью к насильственному экстремизму. В статье представлены результаты исследования уровня эмпатии и склонности к экстремизму у юношей и девушек, и прямой зависимости между уровнем эмпатии и возрастом выявлено не было. Неожиданным результатом стало то, что общий уровень эмпатии у юношей оказался выше, чем у девушек, и у девушек склонность к проявлению экстремизма вероятнее при высоком уровне эмпатии. Соответственно, повышение уровня эмпатии у молодых людей как способ профилактики экстремистского поведения может рассматриваться как один из аспектов комплексной программы, но не как универсальная стратегия противодействия молодежному экстремизму. Статья может стать основой для эффективной педагогической стратегии по профилактике экстремистской деятельности и снижению риска вовлечения в нее молодых людей. Разработанный подход должен учитывать особенности эмпатии у девушек и юношей, которые влияют на проявления насильственного экстремизма.
Об авторах
Вера Андреевна Тупикова
Российский университет дружбы народов
Автор, ответственный за переписку.
Email: tupikova-va@rudn.ru
аспирант кафедры социологии ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, 117198, Россия
Яна Александровна Гудкова
Российский университет дружбы народов
Email: gudkova_yaa@rudn.ru
аспирант кафедры социологии Российского университета дружбы народов; специалист по работе с базами исследовательских данных Всероссийского центра изучения общественного мнения ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, 117198, Россия
Егор Геннадьевич Овчинников-Лысенко
Российский университет дружбы народов
Email: 1042200009@rudn.ru
аспирант кафедры социологии ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, 117198, Россия
Список литературы
- Vlomilis s obyskom spustya pyat mesyatsev: na permyaka zaveli ugolovnoe delo ob ekstremizme za kommentariy o mitinge v podderzhku Navalnogo [They broke in with a search five months later: A criminal case on extremism against Permyak for commenting on a rally in support of Navalny]. URL: https://59.ru/text/politics/2021/11/03/70216151. (In Russ.).
- Grinko S.D. Profilaktika molodezhnogo ekstremizma [Prevention of the youth extremism]. Gosudarstvennaya Sluzhba i Kadry. 2021; 1. (In Russ.).
- Gurina O.D. Ksenofobskie ustanovki i lichnostnye osobennosti podrostkov s deviantnym povedeniym [Xenophobic attitudes and personal characteristics of teens with deviant behavior]. Psikhologiya i Pravo. 2016; 1. (In Russ.).
- Davydov D.G., Khlomov K.D. Metodika diagnostiki dispozitsiy nasilstvennogo ekstremizma [Methods for diagnostics of dispositions of violent extremism]. Psikhologicheskaya Diagnostika. 2017; 14 (1). (In Russ.).
- Zorkina A.A. Protivodeystvie ekstremizmu v studencheskoy srede: aktualnye problemy i puti resheniya [Countering extremism among students: Actual problems and solutions]. Obrazovanie i Pravo. 2020; 9. (In Russ.).
- Kapustina T.V. Razrabotka i aprobatsiya skriningmetoda dlya diagnostiki sklonnosti k ekstremizmu [Development and testing of the screening method of propensity to extremism]. Psikholog. 2022; 1. (In Russ.).
- Kratkaya kharakteristika sostoyaniya prestupnosti v Rossiyskoy Federatsii za yanvar-dekabr 2022 goda [A brief description of the state of crime in the Russian Federation for January-December 2022]. URL: https://мвд.рф/reports/item/35396677. (In Russ.).
- Leontieva Yu.V., Ovchi nko O.A. Ekstremizm v Rossii: tsifry i razmyshleniya [Extremism in Russia: Figures and reflections]. Vestnik Sibirskogo Yuridicheskogo Instituta MVD Rossii. 2020; 3. (In Russ.).
- Mazurov V.A., Starodubtseva M.A. Kharakteristika sovremennyh natsionalisticheskih techeniy v FRG i Rossii: sravnitelny analiz [Contemporary nationalist trends in Germany and Russia: A comparative analysis]. Vestnik Barnaulskogo Yuridicheskogo Instituta MVD Rossii. 2019; 2. (In Russ.).
- Mikhaleva I.M. Psikholog icheskoe blagopoluchie studentov kak faktor profilaktiki ekstremizma [Psychological wellbeing of students as a factor of extremism prevention]. Sotsialnaya Kompetentnost. 2017; 2 (4). (In Russ.).
- Nikitina T.A., Terentieva I.A. Fo rmirovanie sistemy profilaktiki ekstremizma v studencheskoy srede: opyt Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta [Development of the system for preventing of extremism among students in the Orenburg State University]. Vestnik Povolzhskogo Instituta Upravleniya. 2020; 20 (2). (In Russ.).
- Novikov A.P. Profilaktika terrorizma i ekstremizma v molodezhnoy srede [Prevention of Terrorism and Extremism among the Youth]. Saint Petersburg; 2018. (In Russ.).
- Oprosnik emotsionalnoy empatii [Emotional Empathy Questionnaire]. URL: https://psylab.info/%D0%9E%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%81%D0%BD%D0%B8%D0%BA_%D1%8D%D0%BC%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B9_%D1%8D%D0%BC%D0%BF%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%B8#.D0.9F.D0.BE.D0.B4.D1.81.D1.87.D1.91.D1.82_.D1.81.D1.8B.D1.80.D1.8B.D1.85_.D0.B1.D0.B0.D0.BB.D0.BB.D0.BE.D0.B2. (In Russ.).
- Rossiysky protest vykhodit iz interneta na ulitsu [Russian protest changes the Internet for the street]. URL: https://www.dw.com/ru/kommentarij-rossijskij-protest-vyhodit-iz-interneta-na-ulicu/a-56334388. (In Russ.).
- Svodnye statisticheskie svedeniya o sostoyanii sudimosti v Rossii za 2022 god [Summary statistical data on the criminal record in Russia for 2022]. URL: http://www.cdep.ru/index.php?id=79&item=7649. (In Russ.).
- Trotsuk I.V. Spravedlivost v sotsiologicheskom diskurse: semanticheskie, empiricheskie, istoricheskie i kontseptualnye poiski [Justice in sociological discourse: Semantic, empirical, historical, and conceptual challenges]. Russian Sociological Review. 2019; 18 (1). (In Russ.).
- Trotsuk I.V., Subbotina M.V. “Yadro” i “periferiya” ponyatiy “schastie” i “spravedlivost”: metod neokonchennyh predlozheniy kak instrument validizatsii [‘Core’ and ‘periphery’ of the concepts ‘happiness’ and ‘justice’: Unfinished sentences technique as a means of validation]. RUDN Journal of Sociology. 2022; 22 (4). (In Russ.).
- Ekstremizm: ponyatie, vidy, otvetstvennost [Extremism: concept, types, responsibility]. URL: https://45.мвд.рф/document/19145617. (In Russ.).
- Beelmann A. Concept of and approaches toward a developmental prevention of radicalization: Promising strategies to keep young people away from political, religious, and other forms of extremism. Monatsschrift für Kriminologie und Strafrechtsreform. 2021; 104 (3).
- Charkawi W., Dunn K., Bliuc A.M. The influences of social identity and perceptions of injustice on support to violent extremism. Behavioral Sciences of Terrorism and Political Aggression. 2021; 13 (3).
- Decety J., Yoder K.J. Empathy and motivation for justice: Cognitive empathy and concern, but not emotional empathy, predict sensitivity to injustice for others. Social Neuroscience. 2016; 11 (1).
- Feddes A.R., Mann L., Doosje B. Increasing self-esteem and empathy to prevent violent radicalization: A longitudinal quantitative evaluation of a resilience training focused on adolescents with a dual identity. Journal of Applied Social Psychology. 2015; 45 (7).
- Harpviken A.N. Psychological vulnerabilities and extremism among Norwegian youth: A structural equation model using a large-n sample. Peace and Conflict: Journal of Peace Psychology. 2021; 27 (2).
- Kohlberg L. Moral stages and moralization: The cognitive-development approach. Moral Development and Behavior: Theory Research and Social Issues. New York; 1976.
- Lavenne-Collot N., Dissaux N., Campelo N. et al. Sympathy-empathy and the radicalization of young people. Children. 2022; 9.
- Lyzhin A.I. et al. Modern problems of youth extremism: Social and psychological components. Journal of Community Psychology. 2021; 49 (7).
- Pavlović T., Franc R. Antiheroes fueled by injustice: Dark personality traits and perceived group relative deprivation in the prediction of violent extremism. Behavioral Sciences of Terrorism and Political Aggression. 2021; 26 (1).
- Piaget J. The Moral Judgment of the Child. Routledge; 2013.
- Pisoiu D. et al. Factors of individual radicalization into extremism, violence and terror - the German contribution in a context. International Journal of Conflict and Violence. 2020; 14.
- Schmitt M. et al. Justice sensitivity: Assessment and location in the personality space. European Journal of Psychological Assessment. 2005; 21 (3).
- Schmitt M. et al. The justice sensitivity inventory: Factorial validity, location in the personality facet space, demographic pattern, and normative data. Social Justice Research. 2010; 23 (2).
- Schulz S. et al. Restorative practices for preventing/countering violent extremism: An affective-discursive examination of extreme emotional incidents. British Journal of Sociology of Education. 2021; 42 (8).
- Sklad M. et al. Perspective Taking Skills and Conflict Resolution. Social and Civic Competencies Against Radicalization in Schools. Palgrave Macmillan; 2021.
- Sommers M. Youth and the Field of Countering Violent Extremism. Washington; 2019.
- Stahl G. et al. Preventing violent extremism: Resourcing, stakeholder strategies and fostering belonging and connection in Australian schools. British Educational Research Journal. 2021; 47 (5).
- Stys Y. et al. Violent extremists in federal institutions: Estimating radicalization and susceptibility to radicalization in the federal offender population. 2014. URL: https://publications.gc.ca/site/eng/9.805525/publication.html.
- Vukčević Marković M., Nicović A., Živanović M. Contextual and psychological predictors of militant extremist mindset in youth. Frontiers in Psychology. 2021; 12.
- Yoder K.J., Decety J. The good, the bad, and the just: Justice sensitivity predicts neural response during moral evaluation of actions performed by others. Journal of Neuroscience. 2014; 34 (12).
- Zmigrod L., Rentfrow P.J., Robbins T.W. Cognitive inflexibility predicts extremist attitudes. Frontiers in Psychology. 2019; 10.
Дополнительные файлы

