РОЛЬ СЕНСОМОТОРНОГО КОМПОНЕНТА В ОБРАБОТКЕ ЯЗЫКОВОЙ ИНФОРМАЦИИ: ВОПЛОЩЕННОЕ ПОЗНАНИЕ VS КОГНИТИВНАЯ ФАСИЛИТАЦИЯ?
- Авторы: Мигун Ю.П.1, Спиридонов В.Ф.1
-
Учреждения:
- Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
- Выпуск: Том 15, № 2 (2018)
- Страницы: 192-208
- Раздел: КОГНИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
- URL: https://ogarev-online.ru/2313-1683/article/view/347458
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-1683-2018-15-2-192-208
- ID: 347458
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В настоящее время в когнитивной психологии набирает влияние подход «воплощенное познание» (англ. embodied cognition). Его представители говорят о важности понимания того, как организован сенсомоторный опыт в ходе взаимодействия человека с внешней средой при решении познавательных задач. Статья посвящена обсуждению роли сенсомоторного компонента в обработке языковой информации. Ставится вопрос о том, являются ли сенсомоторные репрезентации необходимым условием обработки языковых стимулов (как это предполагается подходом «воплощенное познание») или же они просто содействуют обработке языковой информации [феномен «когнитивной фасилитации» (англ. cognitive enhancement)], уменьшая время ее переработки. Для ответа на этот вопрос описываются ключевые характеристики нескольких вариантов подхода, связанного с воплощенным познанием в обработке языковых стимулов. Анализируются работы, демонстрирующие: конгруэнтную активность сенсомоторных зон при переработке информации; ситуативный характер влияния сенсомоторного компонента на обработку пространственных понятий; роль сенсомоторных репрезентаций в обработке языковых метафор. На основе проведенного обзора формулируется общее резюме: текущие исследования демонстрируют аргументы в поддержку фасилитирующей роли сенсорики и моторики в обработке языковой информации.
Об авторах
Юлия Петровна Мигун
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
Автор, ответственный за переписку.
Email: uliaymig@mail.ru
научный сотрудник лаборатории когнитивных исследований института общественных наук Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Москва, Россия).
Вернадского пр-т, 82, Москва, Россия, 119571Владимир Феликсович Спиридонов
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
Email: vfspiridonov@yandex.ru
доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры общей психологии института общественных наук Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Москва, Россия).
Вернадского пр-т, 82, Москва, Россия, 119571Список литературы
- Aziz-Zadeh, L., Wilson, S.M., Rizzolatti, G., & Iacoboni, M. (2006). Congruent Embodied Representations for Visually Presented Actions and Linguistic Phrases Describing Actions. Current Biology, 16(18), 1818—1823. doi: 10.1016/j.cub.2006.07.060
- Boroditsky, L. (2000). Metaphoric structuring: Understanding time through spatial metaphors. Cognition, 75(1), 1—28. doi: 10.1016/S0010-0277(99)00073-6
- Boroditsky, L. (2011). How Languages Construct Time. Space, Time and Number in the Brain, 333—341. doi: 10.1016/B978-0-12-385948-8.00020-7
- Bottini, R., Bucur, M., & Crepaldi, D. (2016). The nature of semantic priming by subliminal spatial words: Embodied or disembodied? Journal of Experimental Psychology: General, 145(9), 1160—1176. doi: 10.1037/xge0000197
- Calvo-Merino, B., Grèzes, J., Glaser, D.E., Passingham, R.E., & Haggard, P. (2006). Seeing or Doing? Influence of Visual and Motor Familiarity in Action Observation. Current Biology, 16(19), 1905— 1910. doi: 10.1016/j.cub.2006.07.065
- Chemero, A. (2009). Radical embodied cognitive science. Cambridge, MA: The MIT Press.
- Collins, A.M., & Loftus, E.F. (1975). A spreading-activation theory of semantic processing. Psychological Review, 82(6), 407—428. doi: 10.1037/0033-295X.82.6.407
- Fadiga, L., Craighero, L., Buccino, G., & Rizzolatti, G. (2002). Speech listening specifically modulates the excitability of tongue muscles: A TMS study. European Journal of Neuroscience, 15(2), 399—402. doi: 10.1046/j.0953-816x.2001.01874.x
- Fischer, M.H., & Zwaan, R.A. (2008). Embodied language: A review of the role of the motor system in language comprehension. Quarterly Journal of Experimental Psychology, 61(6), 825—850. doi: 10.1080/17470210701623605
- Gallese, V., & Lakoff, G. (2005). The brain’s concepts: The role of the sensory-motor system in conceptual knowledge. Cognitive Neuropsychology , 22 (3–4), 455—479. doi: 10.1080/02643290442000310
- Gibbs, R.W. (1996). Why many concepts aremetaphorical. Cognition, 61, 309—319. Retrieved from http://psychology.illinoisstate.edu/jccutti/psych480_24/readings/gibbs1996.pdf
- Gibbs, R., Gould, J., & Andric, M. (2006). Imagining metaphorical actions: Embodied simulations make the impossible plausible. Imagination, Cognition, & Personality, 25, 221—238.
- Gibson, J. (1979). The Ecological Approach to Visual Perception. Boston: Houghton Mifflin.
- Giora, R. (1997). Understanding figurative and literal language: The Graded Salience Hypothesis. Cognitive Linguistics, 7, 183—206.
- Glenberg, A.M., & Kaschak, M.P. (2002). Grounding language in action. Psychonomic Bulletin and Review, 9(3), 558—565. doi: 10.3758/BF03196313
- Johansson Falck, M., & Gibbs, Jr., R. W. (2012). Embodied motivations for metaphorical meanings. Cognitive Linguistics, 23(2). doi: 10.1515/cog-2012-0008
- Hauk, O., Johnsrude, I., & Pulvermüller, F. (2004). Somatotopic Representation of Action Words in Human Motor and Premotor Cortex. Neuron, 41(2), 301—307. doi: 10.1016/S0896-6273(03)008389
- Klatzky, R.L., Pellegrino, J.W., McCloskey, B.P., & Doherty, S. (1989). Can you squeeze a tomato? The role of motor representations in semantic sensibility judgments. Journal of Memory and Language, 28, 56—77.
- Lakoff, G. (1993). The Contemporary Theory of Metaphor. Metaphor and Thoughts (pp. 202—251). New York: Cambridge University Press. doi: 10.1207/s15327868ms1401_6
- Lakoff, G., & Johnson, M. (1999). Philosophy in the Flesh: The embodied mind and its challenge to Western thought. New York: Basic Books.
- Lebois, L.A.M., Wilson-Mendenhall, C.D., & Barsalou, L.W. (2015). Are Automatic Conceptual Cores the Gold Standard of Semantic Processing? The Context-Dependence of Spatial Meaning in Grounded Congruency Effects. Cognitive Science, 39(8), 1764—1801. doi: 10.1111/cogs.12174
- Mahon, B.Z., & Caramazza, A. (2008). A critical look at the embodied cognition hypothesis and a new proposal for grounding conceptual content. Journal of Physiology Paris, 102(1–3), 59—70. doi: 10.1016/j.jphysparis.2008.03.004
- Meteyard, L., Cuadrado, S.R., Bahrami, B., & Vigliocco, G. (2012). Coming of age: A review of embodiment and the neuroscience of semantics. Cortex, 48(7), 788—804. doi: 10.1016/j. cortex.2010.11.002
- Newell, A., & Simon, H.A. (1972). Human problem solving. Englewood Cliffs. New Jersey: PrenticeHall.
- Ostarek, M., & Vigliocco, G. (2017). Reading sky and seeing a cloud: On the relevance of events for perceptual simulation. Journal of Experimental Psychology: Learning, Memory, and Cognition, 43(4), 579—590.
- Pulvermüller, F., Hauk, O., Nikulin, V.V., & Ilmoniemi, R.J. (2005). Functional links between motor and language systems. European Journal of Neuroscience, 21(3), 793—797. doi: 10.1111/j.1460-9568.2005.03900.x
- Thibodeau, P.H., & Boroditsky, L. (2011). Metaphors we think with: The role of metaphor in reasoning. PLoS ONE, 6(2). doi: 10.1371/journal.pone.0016782
- Thornton, T., Loetscher, T., Yates, M.J., & Nicholls, M.E.R. (2013). The highs and lows of the interaction between word meaning and space. Journal of Experimental Psychology: Human Perception and Performance, 39(4), 964—973. doi: 10.1037/a0030467
- Utsumi, A. (2011). Computational Exploration of Metaphor Comprehension Processes Using a Semantic Space Model. Cognitive Science, 35(2), 251—296. doi: 10.1111/j.1551-6709.2010.01144.x
- van Dam, W.O., Brazil, I.A., Bekkering, H., & Rueschemeyer, S.-A. (2014). Flexibility in Embodied Language Processing: Context Effects in Lexical Access. Topics in Cognitive Science, 6(3), 407—424. doi: 10.1111/tops.12100
- Willems, R.M., & Casasanto, D. (2011). Flexibility in embodied language understanding. Frontiers in Psychology, 2(JUN), 1—11. doi: 10.3389/fpsyg.2011.00116
- Willems, R.M., Toni, I., Hagoort, P., & Casasanto, D. (2010). Neural Dissociations between Action Verb Understanding and Motor Imagery. Journal of Cognitive Neuroscience, 22(10), 2387—2400. doi: 10.1162/jocn.2009.21386
- Wilson-Mendenhall, C.D., Barrett, L.F., Simmons, W.K., & Barsalou, L.W. (2011). Grounding emotion in situated conceptualization. Neuropsychologia, 49, 1105—1127.
- Wilson, M. (2002). Six views of embodied cognition. Psychonomic Bulletin and Review, 9(4), 625—636. doi: 10.3758/BF03196322
- Wilson, N.L., Gibbs, R.W., Goodman, G.O., McClelland, J.L., &Gibbs R.W. (2011). Real and imagined body movement primes metaphor comprehension. Journal of Pragmatics, 26(spe), 580—586. doi: 10.1016/S0093-934X(02)00517-5
Дополнительные файлы

