Образовательные инструментальные сайты двойного назначения как средство развития исследовательских умений студентов

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Постановка проблемы. Формирование и развитие исследовательских умений студентов в предметной подготовке в условиях цифровой трансформации образования - одна из важнейших задач. Цель - обоснование методического приема развития исследовательских умений при обучении студентов педагогических специальностей созданию образовательных инструментальных сайтов двойного назначения. Методология. Многие исследовательские умения развиваются в деятельности человека при творческой разработке цифровых ресурсов. Если при обучении будущих учителей сайтостроению обозначить задачу создания сайта для обучения и проведения исследований, связанных с его дизайном, то подобная деятельность будет иметь три аспекта: мотивированное обучение по проектной стратегии; создание инструментария и проведение исследований в рамках выполняемого учебного проекта; создание практически полезного учебного ресурса. Спектр проблем по дизайну экранного интерфейса, сопутствующих содержательных и несодержательных факторов цифровой среды достаточно широк и предоставляет возможность для многообразия постановок исследовательских задач. При этом задачи вполне доступны для студентов разных педагогических специальностей. Результаты. Приведены примеры выполненных работ студентов по созданию учебных инструментальных сайтов по темам математики и информатики. Наблюдения за учебной деятельностью показали высокую творческую и познавательную активность, увлеченность, умение находить нужную информацию, желание самостоятельно проводить собственные исследования, гордиться полученным полезным продуктом двойного назначения. Заключение. Предложенный методический прием по выполнению заданий, связанных с обучением создания учебных сайтов (веб-ресурсов) двойного назначения, позволяет формировать и развивать у студентов исследовательские способности.

Об авторах

Николай Инсебович Пак

Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева

Автор, ответственный за переписку.
Email: koliapak@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0003-2105-8861
SPIN-код: 9943-2111

доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой информатики и информационных технологий в образовании

Российская Федерация, 660049, Красноярск, ул. Ады Лебедевой, д. 89

Людмила Борисовна Хегай

Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева

Email: hegail@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0003-4163-9436
SPIN-код: 6210-4490

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры информатики и информационных технологий в образовании

Российская Федерация, 660049, Красноярск, ул. Ады Лебедевой, д. 89

Список литературы

  1. Pak NI. Mental Approach in Education. Krasnoyarsk: Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V.P. Astafyev Publ.; 2025. 148 p. (In Russ.) EDN: RPOLVX
  2. Luk AN. Thinking and Creativity. Moscow: Politizdat Publ.; 1976. 144 p. (In Russ.)
  3. Soldatova GU, Nikonova EYu, Koshevaya AG, Trifonova AV. Media multitasking: from cognitive functions to digital. Journal of Modern Foreign Psychology. 2020;9(4):8–21. (In Russ.) https://doi.org/10.17759/jmfp.2020090401
  4. Anderson J, Rainie L, Luchsinger A. Artificial Intelligence and the Future of Humans. Pew Research Center; 2018. p. 1–123.
  5. Barxatova DA, Pak EN. “Cross-ending” learning resources in the system of continuous professional teacher training. In: XXIV International Conference on Science and Technology Russia – Korea – CIS, 28–29 August 2024, Moscow. Novosibirsk: Novosibirsk State Technical University Publ.; 2024. p. 221–223. (In Russ.)
  6. Sweller J. Cognitive load during problem solving: effects on learning. Cognitive Science. 1988;12(2):257–285. https://doi.org/10.1207/s15516709cog1202_4
  7. Porozova DY. Geshtal’t as the basis of visual perception. Chelovek v Mire Kul’tury. 2012;(3):23–27. (In Russ.)
  8. Lachter J, Forster KI, Ruthruff E. Forty-five years after Broadbent (1958): still no identification without attention. Psychological Review. 2004;111(4):880–913. https://psycnet.apa.org/doi/10.1037/0033-295X.111.4.880
  9. Ortlieb SA, Kügel WA, Carbon Cl-Ch. Fechner (1866): the aesthetic association principle – a commented translation. i-Perception. 2020;11(3):1–20. https://doi.org/10.1177/2041669520920309
  10. Spiro RJ, Coulson RL, Feltovich PJ, Anderson DK. Cognitive Flexibility Theory: Advanced Knowledge Acquisition in Ill-Structured Domain. University of Illinois at Urbana-Champaign; 1988. No. 441.
  11. Asefnezhad A. The influence of word order on the perception of the content of an utterance (dissertation for the degree of Candidate of Philological Sciences). Voronezh; 2013. 166 p. (In Russ.)
  12. Sakurai N, Nagasaka K, Takahashi Sh, et al. Brain function effects of autonomous sensory meridian response (ASMR) video viewing. Frontiers in Neuroscience. 2023;17:1025745. https://doi.org/10.3389/fnins.2023.1025745
  13. Myrick JG. Emotion regulation, procrastination, and watching cat videos online: who watches Internet cats, why, and to what effect? Computers in Human Behavior. 2015;52:168–176. https://doi.org/10.1016/j.chb.2015.06.001

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».