Обучение программированию в российских школах на уровне основного общего образования: подходы и направления развития
- Авторы: Колос К.М.1
-
Учреждения:
- Школа № 2097
- Выпуск: Том 22, № 4 (2025)
- Страницы: 498-510
- Раздел: ОБУЧЕНИЕ ИНФОРМАТИКЕ
- URL: https://ogarev-online.ru/2312-8631/article/view/356914
- DOI: https://doi.org/10.22363/2312-8631-2025-22-4-498-510
- EDN: https://elibrary.ru/GOVYPO
- ID: 356914
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Постановка проблемы. В условиях стремительного развития цифровых технологий обучение программированию в школе становится не только средством формирования базовой цифровой грамотности, но и инструментом развития аналитического мышления, способности к решению сложных задач. Однако существующие подходы к обучению программированию в основной школе имеют ряд ограничений, связанных с неудовлетворительной практической направленностью, недостатком индивидуализации и низким уровнем вовлеченности учащихся. Актуальная задача - анализ существующих подходов, выявление наиболее эффективных методов, соответствующих требованиям современной образовательной среды. Методология. Проведены анализ нормативных документов (ФГОС, ПООП), сравнение базового и углубленного уровней обучения программированию, рассмотрены основные подходы к обучению программированию: традиционный, деятельностный, проблемный и личностно ориентированный. Результаты . Каждый из рассмотренных подходов имеет как преимущества, так и ограничения. Традиционный подход обеспечивает системность, но снижает мотивацию учащихся. Деятельностный и проблемный подходы развивают практические навыки, но требуют высокой квалификации преподавателя и дополнительных ресурсов. Личностно ориентированный и интерактивный подходы способствуют вовлеченности, однако их широкая реализация в школьной программе затруднена. Заключение. Оптимальная стратегия - интеграция различных подходов для формирования гибридного подхода, сочетающего системность традиционного обучения, практическую направленность деятельностного подхода и адаптацию к индивидуальным особенностям учащихся. Такой подход позволит повысить эффективность обучения программированию в условиях современных технологических вызовов.
Об авторах
Кирилл Михайлович Колос
Школа № 2097
Автор, ответственный за переписку.
Email: km.kolos@s2097.ru
ORCID iD: 0009-0001-2125-3918
SPIN-код: 3260-4235
аспирант, учитель
Российская Федерация, 125363, Москва, ул. Аэродромная, д. 9Список литературы
- Bosova LL. How programming is taught in the 21st century: domestic and foreign experience of teaching programming in schools. Informatics in School. 2018;(6):3–11. (In Russ.) EDN: XZOOJV
- Grebneva DM. Review of methodological approaches to teaching programming in school. Scientific Review. Pedagogical Sciences. 2016;(3):13–27. (In Russ.)
- Sadykova OV. Methodological approaches to teaching programming in the school course of informatics. In: Xudzhina MV. (ed.) Traditions and Innovations in the Educational Space of Russia, KhMAO-Ugra, NVSU: Proceedings of the IV All-Russian Scientific and Practical Conference, 24 March 2015, Nizhnevartovsk. Nizhnevartovsk: Nizhnevartovsk State University Publ.; 2015. p. 79–82. (In Russ.) EDN: UFEQVD
- Yarvilyanin EV. The factors hindering the development of creative thinking in students when using the traditional approach to teaching informatics. Quality. Innovation. Education. 2008;(8):27–28 (In Russ.) EDN: JTKGOL
- Butyagina KL. Informatics. Model Syllabi. Grades 5–9: Teaching-Methodical Manual. 2nd ed. Moscow: BINOM. Knowledge Laboratory Publ.; 2018. 224 p. (In Russ.)
- Bosova LL, Bosova AYu, Anatolyev AV, Akvilyanov NA. Informatics. Grades 7–9. Methodological Manual. 3rd ed. Moscow: BINOM. Knowledge Laboratory Publ.; 2019. 512 p. (In Russ.)
- Stepanov EN, Luzina LM. Pedagogy of Modern Approaches and Concepts of Education. 2nd ed. Moscow: Sfera Publ.; 2008. (In Russ.) EDN: QWJCMX
- Mardanova S. The relationship between the concepts ‘approach to teaching’ and ‘teaching method’. In: Zhuravleva EA. (ed.) Russian Language in the 21st Century: Research by Young Scientists: Proceedings of the VII International Scientific Student Conference, 6–7 February 2020, Nur-Sultan. Nur-Sultan: L.N. Gumilyov Eurasian National University Publ.; 2020. p. 65–67. (In Russ.) EDN: BGTGEW
- Solovova EN. Methodology of Teaching Foreign Languages: Basic Course of Lectures: A Manual for Students of Pedagogical Universities and Teachers. Moscow: Prosveshchenie Publ.; 2005. 239 p. (In Russ.)
- Comenius JA. The Great Didactic of John Amos Comenius. Saint Petersburg: Simashko Publ.; 1875. XIV; 8, II, 282 p. (In Russ.)
- Vihavainen A, Airaksinen J, Watson Ch. A systematic review of approaches for teaching introductory programming and their influence on success. In: Proceedings of the Tenth Annual Conference on International Computing Education Research (ICER’14). Association for Computing Machinery, New York, USA; 2014. p. 19–26. https://doi.org/10.1145/2632320.2632349
- Nasyrova DM, Ochilova MR, Kadyrova ZB. Problem-based learning as an active method. A Science. Thought: Electronic Periodical Magazine. 2014;(6). (In Russ.)
- Davydov VV. Types of Generalization in Instruction: Logical-Psychological Problems of Constructing School Subjects. 2nd ed. Moscow: Pedagogical Society of Russia Publ.; 2000. 480 p. (In Russ.)
- Makhmutov MI. Problem-Based Learning: Main Issues of Theory. Moscow: Pedagogika Publ.; 1975. 367 p. (In Russ.)
- Sazonova TA. The art of giving a lesson. Actual Problems of Pedagogy and Psychology. 2021;2(6):26–30 (In Russ.) EDN: LNYTOV
- Yakimanskaya IS. Technology of Personality-Oriented Education. Moscow: Sentyabr Publ.; 2000. 176 p. (In Russ.)
- Bosova LL, Natelauri NK (ed.). Current Problems of the Methodology of Teaching Computer Science in Modern School. Materials of the International Scientific-Practical Online Conference, 24–26 April 2018, Moscow. Moscow: Moscow Pedagogical State University Publ.; 2018. (In Russ.) Available from: https://znanium.com/catalog/product/1020611 (accessed: 10.12.2025).
Дополнительные файлы

