№ 4 (2022)

Обложка

Весь выпуск

СТАТЬИ

КИБЕРСЕМИОТИКА АНАЛИЗА ДАННЫХ В ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СРЕДАХ

Агатова О.А., Червонный М.А., Ермолина К.А.

Аннотация

Представлены результаты исследования анализа данных педагогами и их руководителями в условиях цифровой образовательной среды (ЦОС). Планирование исследования базировалось на авторской трактовке пилотного эксперимента по внедрению цифровой образовательной среды в регионах России, архитектуры данных цифровых образовательных платформ, эволюции поколений киберсемиотических систем аналитики данных и проблемы аналитики данных на цифровых образовательных платформах. Сама трактовка была определена концепцией кибернетики второго порядка. В статье проведено разграничение концептуальных пределов применимости киберсемиотики и постнеклассической семиотики для методологии моделирования массового и элитного образования. Это разграничение позволило акцентировать прагматическую функцию семиотики для анализа визуализированных данных ЦОС. Проведенное исследование зафиксировало дефициты в семиотических компетенциях педагогов для анализа данных при проектировании персонализированного образования и разработки педагогического дизайна конвергентно организованного образовательного контента.
ПРАКСЕМА. Проблемы визуальной семиотики. 2022;(4):9-27
pages 9-27 views

ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В КОНТЕКСТЕ СМАРТ-ОБРАЗОВАНИЯ: РОЛЬ КОНЦЕПТА КАК ОДНОГО ИЗ СПОСОБОВ ВИЗУАЛИЗАЦИИ ЗНАНИЯ

Ардашкин И.Б., Нетесова М.В.

Аннотация

Рассматривается проблема определения термина в теориях терминологического планирования и влияния выявленных подходов на организацию терминологической работы учащегося в условиях смарт-образования. Цель статьи – определение в контексте смарт-образования способов терминологической работы учащегося в зависимости от трактовки термина в рассмотренных теориях терминологического планирования (общая теория терминологии, коммуникативная теория терминологии, социокогнитивная теория терминологии, теория терминологии, основанная на фреймах). Смарт-образование рассматривается как такой формат образования, ключевой характеристикой которого являются максимальная степень самостоятельности учащегося при освоении знаний и современные информационные технологии. Система освоения знаний интерпретируется через терминологическую работу и проблемы означивания терминологии. Установлено, что ключевую роль в определении термина играет концепт, поскольку его статус детерминирует статус термина. В рассмотренных теориях нет единого способа понимания концепта и термина, а следовательно, способа означивания термина.В общей теории терминологии концепт характеризуется как специализированное понятие, в контексте которого определяется значение термина (по правилу, один концепт – один термин). В коммуникативной теории терминологии используется понятие «терминологическая единица»; она состоит из трех компонентов: единица знания (концепт), единица языка (термин), единица коммуникации (ситуация). В социокогнитивной теории терминологии применяется понятие «единица понимания», которая может иметь форму категории (повторяющиеся значения концептов) и форму концепта (уникальное значение). В теории терминологии, основанной на фреймах, значения термина и концепта определяются через фрейм и его структуру, представленную концептуальной составляющей (используются существительные для выражения статических значений термина) и предикативной составляющей (используются глаголы для выражения динамических значений термина).Для смарт-образования важно, что в контексте общей теории терминологии учащийся должен только усваивать специальные значения терминов и не принимает участия в их формировании, в контексте коммуникативной, социокогнитивной и фреймовой теорий (по-разному в каждой) учащийся играет решающую роль в формировании значений концептов и терминов. Ключевую роль в процессах означивания терминологии играют механизмы визуализации и концептуализации, представленные как процессы многоуровневой попеременной смены обозначенных операций при работе с концептами и терминами в сторону повышения степени абстрактности последних.
ПРАКСЕМА. Проблемы визуальной семиотики. 2022;(4):28-62
pages 28-62 views

ЧЕЛОВЕК В СЕТИ: ОДИНОЧЕСТВО И ОБЩЕНИЕ

Гладышев В.И., Миляева Е.Г., Пеннер Р.В.

Аннотация

Технико-технологические трансформации внешнего мира (интенсивное развитие устройств мобильной связи, высокоскоростных коммуникационных технологий) оказывают значительное влияние на существование человека. При помощи технологий человек создал для себя альтернативную природе цифровую реальность, общение в которой дополняет непосредственное общение в мире реальном. Пандемия COVID-19 резко изменила привычный образ жизни людей в глобальном мире и сократила возможности для непосредственного общения. Обострилась проблема одиночества и возможностей его компенсации. В условиях пандемии изменился статус сетевого общения: из дополняющего оно стало основным, а в некоторых случаях и единственным вариантом общения.В статье анализируются возможности компенсаторного общения в сети, посредством которого восполняются коммуникативные потребности человека, ограниченные в условиях пандемии. Представлен антиномический подход к общению как одновременно единению и обособлению. Общение понимается как необходимое условие полноценного человеческого существования. Представлена идея компенсаторного общения, того варианта общения, который дает человеку возможность преодолеть одиночество, способствует формированию новых социальных навыков, развитию личности. Новые средства коммуникации способствуют реализации компенсаторного общения в сети. Онлайн-коммуникация, опосредованная техническими средствами, позволяет преодолеть расстояние, политические, языковые и культурные границы. Примером сетевого общения является общение геймеров в массовой многопользовательской онлайн-игре (ММО) EVE Online. Пользователи онлайн-игр создают свои миры, вселенные. Эти онлайн-вселенные виртуальные, не ирреальные; они позволяют трансформировать характер привычного времяпровождения геймера (декомпенсация и аддикция) в «полигон» для развития социальных навыков, гармонизирующих бытие человека в мире офлайн. Аудитория EVE Online – геймеры, которые подключаются к игре в поисках реального общения, с целью преодоления «пандемии» одиночества. Совместная онлайн-деятельность геймеров становится поводом для общения в форме прямой компенсации, восполняющей дефицит общения с другими в своеобразном «кружке по интересам». Переживание экзистенциального опыта запускает процесс деанонимизации геймера. Результатом общения геймеров на примере EVE Online становятся партнерские, дружеские отношения, выходящие за пределы виртуального мира ММО.
ПРАКСЕМА. Проблемы визуальной семиотики. 2022;(4):63-81
pages 63-81 views

ВИЗУАЛИЗАЦИЯ ТРАДИЦИОННЫХ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ПРИНЦИПОВ В СОВРЕМЕННОЙ АРХИТЕКТУРЕ ЯПОНИИ

Думнова Э.М.

Аннотация

Представлен результат исследования соотношения традиций и новаций в современной архитектуре Японии. Уникальность современной японской архитектуры состоит в эффективной экспликации традиционных эстетических принципов в визуальном искусстве, развитие которого неизбежно детерминировано социально-историческим контекстом. Прослежена экспликация эстетических принципов (моно-но аварэ, югэн, ваби, саби), сформированных в эпоху Средневековья, в современном социокультурном пространстве Страны восходящего солнца. Эти принципы сохраняют себя в качестве элементов современной эстетической парадигмы, на основе которой происходит развитие архитектуры, и детерминируют формирование кодов архитектурного пространства.Продемонстрировано развитие новых направлений в современной японской архитектуре. Обосновано, что среди них доминирующее значение получили минимализм и метаболизм. Несмотря на влияние западных архитектурных образцов, их представителям удалось сохранить архитектурную самобытность, сформировав новые архитектурные стили. Это оказалось осуществимым благодаря гибкому балансированию между традициями и новациями, а также их эффективному синтезу; современная японская архитектура становится одним из способов сохранения культурной самобытности в контексте влияния западных архитектурных образцов. Выявлены основные архитектурные приемы, являющиеся проводниками традиции в современной архитектуре: позиционирование архитектуры как продолжения природы, чем обусловлено формообразование; воплощение традиционных эстетических принципов посредством элементов архитектурного пространства (пустота–промежуток–тень); использование сочетаний традиционных и современных материалов.
ПРАКСЕМА. Проблемы визуальной семиотики. 2022;(4):82-101
pages 82-101 views

ЧЕЛОВЕК В ЦИФРОВУЮ ЭПОХУ

Дыдров А.А., Невелева В.С., Тихонова С.В., Труфанова Е.О.

Аннотация

В ситуации цивилизационных (экономических, политических, технологических и др.) вызовов и стремительно меняющихся реалий одной из принципиально значимых задач философии является формирование обобщающего, концептуального высказывания о человеке и, шире, достижение определенного уровня понимания человека в трансформирующемся мире. Между тем в среде философов и специалистов в области социально-гуманитарных наук, занимающихся антропологической проблематикой, распространено убеждение, что все проекты человека исчерпали свой ресурс и – в радикальной вариации – что человек «умер». Цифровая эпоха, характеризующаяся интенсификацией развития соответствующих технологий и внедрением Интернета во все сферы жизни общества, является благодатной почвой для формирования иной, «постчеловеческой» формации. Радикализм обозначенных убеждений побуждает к формированию гуманитарной альтернативы, учитывающей современные технологические тренды и вызовы эпохи.Ретроспективный взгляд на историю цифровых технологий позволяет утверждать, что Интернет претерпел своеобразную «десакрализацию», превратившись из «волшебного» места в пространство деловых публичных отношений. Вторая и третья части статьи посвящены обсуждению цифрового человека как модели нового человека и социального аспекта бытия digital human. Авторы предпринимают попытку концептуализации цифрового человека и дают два варианта интерпретации digital human. Наконец, в заключительной части статьи рассматривается проблематика персональной идентичности в эпоху цифровых технологий. Утверждается, что интернет-технологии на современном этапе стимулировали «бунт индивидуальностей», актуализацию «Я-значимости».
ПРАКСЕМА. Проблемы визуальной семиотики. 2022;(4):102-122
pages 102-122 views

«ЧЕЛОВЕК РИСУЮЩИЙ» В ПРОСТРАНСТВЕ КУЛЬТУРНОГО ЛАНДШАФТА

Круткин В.Л.

Аннотация

Рисование и рассматривание изображений тесно связаны с воображением, фундаментальной характеристикой человеческого интеллекта. Прогресс цифровой техники сегодня делает возможным производство техногенных изображений, но обнаруживается, что здесь все равно нужен какой-то опыт обычного рисования, вдобавок необходимо обладать еще и философским пониманием обстоятельств, приводящих к фигуре «человека рисующего». Между ландшафтом и рисованием существует двойная связь: нарисованный ландшафт часто рассматривается как событие эстетическое, он становится предметом искусствознания; вместе с тем рисование разворачивается внутри ландшафта. Тогда рисунок выступает уже как артефакт, как событие онтологическое, относящееся к порядку бытия. Исследования «человека рисующего» (Homo pictor) – это не узкая область эстетического опыта и художественного воспитания, это проблема философской антропологии. При каких обстоятельствах и для решения каких задач складывалась такая способность рисующего воображения? Ответ на данный вопрос (и соподчиненные ему вопросы) получен с помощью методов феноменологии и на основе обсуждения отдельных работ в области нейробиологии. Актуализирована идея, что рисунок – это вынесенный вовне паттерн восприятия, способный играть роль медиа, служить базой эмоций и чувств. В статье исследование «человека рисующего» привело к формулировке (и / или уточнению) новых для философии проблем: связи когнитивного и аффективного в опыте телесности, связи презентативного и репрезентативного в опыте видения. Полученный ракурс побуждает ставить под вопрос основные дихотомии модерна в понимании человеческого творчества.
ПРАКСЕМА. Проблемы визуальной семиотики. 2022;(4):123-141
pages 123-141 views

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ФОКУСИРОВКИ И КОНТЕКСТЫ

Мирошниченко А.Г., Смышляева Л.Г., Сошенко И.И., Подкладова Т.Д., Окороков А.О.

Аннотация

Концептуальные позиции и следствия семиотической диагностики (сформулированные И.В. Мелик-Гайказян) инициировали разного рода запросы на проведение эмпирического исследования, связанного с изменениями педагогических контекстов в системе отечественного высшего медицинского образования. Идея предпринятого изыскания сводится к «обратному отражению» исследовательской программы педагогической биоэтики, инициирующей внедрение прагматики подготовки будущих врачей в синтаксис учебных программ будущих учителей. «Обратным отражением» является нахождение способа внедрения фокусировок педагогической биоэтики в семантику учебных курсов в системе высшего медицинского образования (ВМО). Релевантным выбор такого «зеркала» делает анализ новаций в практиках медицинского образования, вбирающих палитру ролевого репертуара современного врача, а саму эту палитру сделала легитимной биоэтика. Таким образом, целью статьи, представляющей результаты эмпирического исследования, является обоснование видения направлений, характера и содержания изменений в действующей системе ВМО. Выяснены причины запроса на обновление смысловых фокусировок, обусловливающих преобразования педагогических характеристик отечественной системы ВМО. Приведены данные эмпирического исследования, доказывающие актуальность такого преобразования как на уровне управления вузами, осуществляющими программы высшего медицинского образования, так и на уровне обновления повестки научно-педагогических исследований в данной сфере образования. Статья содержит материалы междисциплинарных научных и проектных разработок авторского коллектива исследователей двух вузов: Сибирского государственного медицинского университета и Томского государственного педагогического университета. Данная коллаборация стала возможной в рамках реализации стратегического проекта «Трансформация медицинского и фармацевтического образования» программы развития Сибирского государственного медицинского университета на 2021–2030 годы (Приоритет – 2030). Зафиксирована актуальность восполнения дефицита семиотических исследований как для решения задач управления вузами, осуществляющими программы ВМО, так и для решения задач научно-педагогических изысканий в данной сфере образования. Сформулированы основные направления необходимых изменений отечественных практик ВМО.
ПРАКСЕМА. Проблемы визуальной семиотики. 2022;(4):142-165
pages 142-165 views

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОСТЬ И ЖИВО-ПИСАНИЕ КАК ДВА КОНЦЕПТА ВИДЕНИЯ

Нехаева И.Н.

Аннотация

На примере реальной ситуации, однажды разыгравшейся между известным художником и теоретиком искусства Иоханессом Иттеном и его учениками на одном из уроков учебного курса (форкурса) в Баухаусе, в Высшей школе строительства и художественного конструирования, существовавшей в Германии в период с 1919 по 1933 год, выявляется оптическая двойственность визуального поля натюрморта. Задача исследования заключается в прояснении природы двух различных концептов вúдения – изобразительного и живо-писного. Методологическая основа исследования задана философией языка, аналитикой визуальных практик, философией действия, практической философией с элементами кантианской эстетики. В исследовании показано, что изображение как схематизирующий способ репрезентации выполняет роль инструмента вúдения возможных, а не реальных объектов. Напротив, в опыте живо-писания сами действия становятся источником вúдения. В области визуальных практик оно позволяет сместить аналитический приоритет с языковых структур как универсального способа упорядочивания элементов изображения на мир непосредственных практических действий художников, позволяющих им выходить за пределы привычных созерцательных способов репрезентации. В результате анализа выявлены характеристики и отличия изобразительного и живо-писного концептов как двух различных визуальных модусов современной художественной оптики. Сформулированы выводы о роли практического ресурса в реконструкции процесса вúдения как «того, что есть», а не «того, что, возможно, есть». В области визуальных практик важным объектом исследования становится их флюидность, природа которой дает о себе знать в различных живописных аспектах, таких как пластичность, изменчивость, действие, реакция, намерение, состояние, в противовес чисто изобразительным аспектам, таким как созерцание, схема, техника и наблюдение. Процесс живо-писного вúдения напрямую связан с подвижностью той среды, сквозь которую проходит наш взгляд, поэтому особое значение здесь обретает качество самого движения, берущее на себя роль знака происходящих в среде изменений. Соответственно, концепт живо-писания есть чистое намерение, то есть само это действие, тогда как концепт изобразительности есть, скорее, готовый инструмент – схема, для которой наибольшую ценность представляют техника и точность исполнения. Эмоциональная структурированность визуального поля натюрморта не сводится к простым механическим действиям агентов (как это было показано в рисунках учеников Иттена), а проявляет себя как неоднородная динамическая совокупность их живых реакций, способных образовывать не строгие правила репрезентации предметов натюрморта, а тенденции чувственности самих художников. Акцент на практической составляющей визуальности дает интересный материал для междисциплинарных исследований, помогая сконцентрироваться на самом процессе формирования различных типов и форм зримости.
ПРАКСЕМА. Проблемы визуальной семиотики. 2022;(4):166-181
pages 166-181 views

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».