Visual markers of cultural identity in the perceptions of educational advisors to principals of contemporary Russian schools

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

A new position has now been introduced in Russian schools: advisor to the director for educational work and interaction with public organizations. This study analyzes the results of a free-association survey conducted among three focus groups – schoolchildren, university students, and educational advisors – regarding their interpretation of the concept of “cultural sovereignty”. The findings indicate that the concept is predominantly perceived from the standpoint of “ensuring independence” and “protection from destructive influence”, with less association to the preservation of “cultural identity”. The category of identity was present in the definitions of only 14.5% of the schoolchildren, 23.5% of the students, and 16% of the educators. Subsequently, the research focused on identifying the presence of visual markers of cultural identity. It was determined that such markers are characteristic primarily of educators (found in 100% of their responses), indicating the presence of specific imagery in their understanding of identity. The responses of schoolchildren and students were more abstract and generalized. The visual field of the concept “cultural identity” for all the respondent groups is built around connections with folk culture: traditions, crafts, folklore, and language. Images of cultural spaces and art were also fairly common. Notably absent were visual markers demonstrating a connection to locality (cities, landscapes), science, technology, or modern achievements. This suggests a predominance of a cultural-historical perspective in the perception of sovereignty and identity, but it also points to a degree of stereotyping and a disconnect from modernity. A direct associative method implemented with the educators confirmed these results. The educational practices of the advisors are primarily concentrated on traditional formats (e.g., conversations) or officially established programs (e.g., “Conversations about Important Things”). Over half of the educators experienced difficulties in defining methodological approaches aimed at fostering a value-based attitude towards the concepts “cultural sovereignty” and “identity”, highlighting a clear need for enhancing the preparation of teachers for this work. It has been concluded that there is a shortage of a semiotic approach to the implementation of this training.

About the authors

Elena Aleksandrovna Poleva

Tomsk State Pedagogical University

Email: poleva@tspu.ru
Tomsk, Russian Federation

Nataliya Albertovna Semenova

Tomsk State Pedagogical University

Email: Natalsem@tspu.ru
Tomsk, Russian Federation

Zhamyansuren Enkhtuyaa

Russian Language Center, Secondary School No. 84

Email: jenkhtuya280@yahoo.com
Ulaanbaatar, Mongolia

References

  1. Акопова, Альбеков, Полуботко 2014 – Акопова Е. С., Альбеков А. У., Полуботко А. А. Национально-государственный суверенитет в условиях глобализации: дискурс идентичности // Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ). 2014 № 4 (48). С. 11–16.
  2. Афанасьевская 2024а – Афанасьевская Н. В. Потенциал визуальной культуры в современных исследованиях этнокультурной идентичности // Культура и искусство. 2024. № 10. С. 110–120.
  3. Афанасьевская 2024б – Афанасьевская Н. В. Визуальная культура как пространство формирования и репрезентации этнокультурной идентичности // Ярославский педагогический вестник. 2024. № 3 (138). С. 208–213.
  4. Водопьян, Хамаганова 2018 – Водопьян В. Г., Хамаганова К. В. Визуальные коды культурной идентичности в современном медиапространстве // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2018. № 32. С. 229–235.
  5. Воеводина, Хубаева 2021 – Воеводина Л. Н., Хубаева А. М. Конструирование идентичности в актуальной визуальной культуре // Культура и образование: научно-информационный журнал вузов культуры и искусств. 2021. № 1 (40). С. 29–35.
  6. Иванов, Титова 2023 – Иванов Е. В., Титова Е. В. О культурной идентичности и её значении для будущих педагогов // Человек и образование. 2023. № 4 (77). С. 54–62.
  7. Ковалев 2023 – Ковалев А. А. Влияние современной трансформации маркеров национальной идентичности на доминанты национального менталитета // Наука. Искусство. Культура. 2023. № 4 (40). С. 59–73.
  8. Лига, Гомбоева, Захаров 2025 – Лига М. Б., Гомбоева Я. З., Захаров М. А. Культурная идентичность и культурная гибридность: актуальные теоретико-методологические подходы к исследованию // Гуманитарный вектор. 2025. Т. 20, № 1. С. 33–43.
  9. Лисенкова 2018 – Лисенкова А. А. Особенности формирования российской культурной идентичности // Ценности и смыслы. 2018. № 2. С. 55–68.
  10. Макаренко,Мелик-Гайказян, Смышляева 2023 – Макаренко А. Н., Мелик-Гайказян И. В., Смышляева Л. Г. Астигматизм цифровизации образования: постановка задачи для семиотической диагностики последствий // ΠΡΑΞΗMΑ. Проблемы визуальной семиотики. 2023. № 3. С. 90–110. doi: 10.23951/2312-7899-2023-3-90-110
  11. Матвеева 2018 – Матвеева Е. В. Маркеры культурной идентичности молодёжи // Байкальские встречи – Х: культурная память и культурная идентичность в условиях глобализации: материалы междунар. науч.-практ. конф., Улан-Удэ, 20–22 сентября 2018 г. Улан-Удэ: Изд.-полиграф. комплекс «ВСГИК», 2018. С. 521–528.
  12. Мелик-Гайказян 2008 – Мелик-Гайказян И. В. Моделирование образовательных систем: исследовательская программа // Высшее образование в России. 2008. № 9. С. 89–94.
  13. Мелик-Гайказян 2014 – Мелик-Гайказян И. В. Семиотика образования или «ключи» и «отмычки» к моделированию образовательных систем // Идеи и идеалы. 2014. Т. 6, № 4 (22). С. 14–27.
  14. Мелик-Гайказян 2022 – Мелик-Гайказян И. В. Семиотическая диагностика расщепления траекторий мечты о прошлом и мечты о будущем // Электронный научно-образовательный журнал «История». 2022. Т. 13, № 4. doi: 10.18254/S207987840021199-7. URL: https://history.jes.su/s207987840021199-7-1/
  15. Нагой 2022 – Нагой А. А. Уровни формирования культурной идентичности // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2022. Вып. 2 (299). С. 109–119.
  16. Налбандян 2023 – Налбандян Э. Н. Визуальные репрезентации как способ конструирования смыслов в культуре // Культурная жизнь Юга России. 2023. № 4 (91). С. 134–141.
  17. О внесении изменений в Основы государственной культурной политики… 2023 – О внесении изменений в Основы государственной культурной политики, утверждённые Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 г. № 808: Указ Президента Российской Федерации от 25.01.2023 г. № 35 // Президент России. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/48855
  18. Острикова, Надолинский 2023 – Острикова Г. Н., Надолинский П. Е. Экспериментальное исследование культурной идентичности школьников // Гуманитарные и социальные науки. 2023. Т. 100, № 5. С. 152–157.
  19. Пакина 2024 – Пакина Л. Е. Феномен культурной идентичности в контексте глобализации // Международный научно-исследовательский журнал. 2024 № 4 (142). С. 43–47.
  20. Розенберг, Карпова 2024 – Розенберг Н. В., Карпова М. К. Символы государственной идентичности в представлениях российской студенческой молодёжи // Наука. Общество. Государство. 2024. № 2 (46). С. 120–130.
  21. Токарев 2024 – Токарев Г. В. О лингвокультурологической интерпретации проблемы идентичности // Тульский научный вестник. Сер. История. Языкознание. 2024. № 2 (18). С. 69–75.
  22. Эксакусто, Голубева 2025 – Эксакусто Т. В., Голубева Ш. А. Парциальные характеристики ментальных репрезентаций этнической идентичности молодых людей // Общество: социология, психология, педагогика. 2025. № 2. С. 70–79.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».