TRADITIONAL KAZAKH ARTISTIC AND SYMBOLIC BASIS OF THE CONCEPT “HOME” IN THE ASPECT OF VISUAL SEMIOTICS
- Authors: Shaygozova Z.N.1, Naurzbayeva A.B.2, Nekhvyadovich L.I.3
-
Affiliations:
- Abai Kazakh National Pedagogical University
- Kurmangazy Kazakh National Conservatory
- Altai State University
- Issue: No 2 (2023)
- Pages: 30-49
- Section: ARTICLES
- URL: https://ogarev-online.ru/2312-7899/article/view/270262
- DOI: https://doi.org/10.23951/2312-7899-2023-2-30-49
- ID: 270262
Cite item
Full Text
Abstract
Keywords
About the authors
Zhanerke Nauryzbaevna Shaygozova
Abai Kazakh National Pedagogical University
Email: zanna_73@mail.ru
050002, Республика Казахстан, Алматинская область, г. Алматы, проспект Достык, 13
Almira Beketovna Naurzbayeva
Kurmangazy Kazakh National Conservatory
Email: naurzbaeva_a@mail.ru
Republic of Kazakhstan, Almaty region, Almaty, Abylai Khan Av., 86, 050002
Larisa Ivanovna Nekhvyadovich
Altai State University
Email: lar.nex@yandex.ru
656049, Russian Federation Altai Krai, Barnaul, Lenin Av.,61
References
- Абрамзон 1949 – Абрамзон С. М. Рождение и детство киргизского ребенка (из обычаев и обрядов тяньшанских киргизов) // Сборник Музея антропологии и этнографии. 1949. № 12. С. 78–138.
- Аванесов 2017 – Аванесов С. С. Сакральная топика русского города (4). Интерьер софийского собора: семантика ворот // ΠΡΑΞΗMΑ. Проблемы визуальной семиотики. 2017. Вып. 3 (13). С. 45–70.
- Байбурин 1983 – Байбурин А. К. Жилища в обрядах и представлениях восточных славян. Л. : Наука, 1983. 192 с.
- Барманкулова 2008 – Барманкулова Б. Владимир Стерлигов в России и в Казахстане // Консул. 2008. № 4 (15). С. 58–60.
- Башляр 2004 – Башляр Г. Избранное: поэтика пространства. М. : Рос. полит. энцикл., 2004. 376 с.
- Беленицкий, Мешкерис 1986 – Беленицкий A. M., Мешкерис В. А. Змеи-драконы в древнем искусстве Средней Азии // Советская археология. 1986. № 3. С. 16–27.
- Богуславский 2003 – Богуславский В. В. Славянская энциклопедия. Киевская Русь – Московия. М. : Олма-Пресс, 2003. Т. 1: А–М. 784 с.
- Болотникова 2016 – Болотникова О. Н. Дом, дверь и окно в «Вечерах на хуторе близ Диканьки» Гоголя и восточнославянская семиотика жилища // Имагология и компаративистика. 2016. № 1. С. 153–175.
- Ботякова, Ботякова 1998 – Ботякова Ю. М., Ботякова О. А. Раннее детство в представлениях, обычаях и обрядах туркмен // Детство в традиционной культуре народов Средней Азии, Казахстана и Кавказа, СПб. : МАЭ РАН, 1998. С. 51–84.
- Галиев, Баткалова, Югай 2016 – Галиев А., Баткалова К., Югай М. Модель мира японской культуры // Вестник КазНУ. Сер. востоковедения. 2016. № 1 (76). С. 70–74.
- Герасимов 1957 – Герасимов Г. Г. Архитектурные памятники долины реки Кара-Кенгир. Алма-Ата : Изд-во Акад. наук КазССР, 1957. 54 с.
- Горячев, Потапов, Чернов 2021 – Горячев А. А., Потапов С. А., Чернов М. А. Погребальный комплекс эпохи бронзы урочища Тесик // Вопросы археологии. 2021. № 1. С. 10–33.
- Дульгеру 2014 – Дульгеру Е. Д. Сакральное в киноискусстве Андрея Тарковского. Архетип дома // ΠΡΑΞΗMΑ. Проблемы визуальной семиотики. 2014. Вып. 2 (2). С. 88–100.
- Ибраева 1994 – Ибраева К. Казахский орнамент. Алматы : Өнер, 1994. 128 с.
- Каирбекова 2005 – Каирбекова А. Р. Узор алаши ложится как стих… (о казахских тканых коврах) // Деловой Усть-Каменогорск. 2005. № 6. С. 48–49.
- Лотман 1996 – Лотман Ю. М. Внутри мыслящих миров. Человек–текст–семиосфера–история. М. : Языки русской культуры, 1996. 464 с.
- Маргулан 1947 – Маргулан А. Х. Архитектурные памятники в долине р. Кенгир // Вестник Академии наук КазССР. 1947. № 11. С. 62–71.
- Маргулан 1986 – Маргулан А. Х. Казахское народное прикладное искусство. Алма-Ата : Өнер, 1986. Т. 1. 256 с.
- Медоев 1993 – Медоев А. Камень и эстетика номадов // Кочевники. Эстетика: познание мира казахским искусством. Алматы : Гылым, 1993.
- Наурзбаева, Шайгозова, Кульсариева 2021 – Наурзбаева А. Б., Шайгозова Ж. Н., Кульсариева С. П. Финно-угорский и тюркский ритуал инициации невесты: общее и специфическое в традиционных сакральных знаниях поиски аналогий (на примере обских угров и казахов) // Вестник угроведения. 2021. Т. 11, № 2. С. 388–397.
- Нурланова 1993 – Нурланова К. Символика мира в традиционном искусстве казахов // Кочевники. Эстетика: познание мира казахским искусством. Алматы : Гылым, 1993.
- Союнова 1987 – Союнова А. Колыбель в обрядах и верованиях туркмен // Материалы по исторической этнографии туркмен. Ашхабад : Наука, 1987. С. 71–83.
- Старостина 2009 – Старостина Т.Г. Детская люлька эвенков // Тальцы. 2009. № 1. С. 35–39.
- Фирштейн 1978 – Фирштейн Л. А. О некоторых обычаях и поверьях, связанных с рождением и воспитанием ребёнка у узбеков Южного Хорезма // Семья и семейные обряды у народов Средней Азии и Казахстана. М. : Наука, 1978. С. 189–206.
- Цивьян 1978 – Цивьян Т. В. Дом в фольклорной модели мира (на материале балканских загадок) // Семиотика культуры: труды по знаковым системам. Тарту : Тартуский гос. ун-т, 1978. С. 65–85.
- Шакенова 1993 – Шакенова Э. Художественное освоение мира // Кочевники. Эстетика: познание мира казахским искусством. Алматы : Гылым, 1993. С. 62–94.
- Элиаде 2000 – Элиаде М. Избранные сочинения: Миф о вечном возвращении. Образы и символы. Священное и мирское. М. : Ладомир, 2000. 414 с.
- Celhay, Remaud 2018 – Celhay F., Remaud H. What does your wine label mean to consumers? A semiotic investigation of Bordeaux wine visual codes // Food Quality and Preference. 2018. Vol. 65. P. 129–145 doi: 10.1016/j.foodqual.2017.10.020
- Lourenção, Giraldi, Oliveira 2020 – Lourenção M., Giraldi J. М. Е., de Oliveira J. H. C. Destination advertisement semiotic signs: Analysing tourists' visual attention and perceived ad effectiveness // Annals of Tourism Research. 2020. Vol. 84. doi: 10.1016/j.annals.2020.103001
- Pane, Fachrudin, Fibriasari 2018 – Pane I. F., Fachrudin H. T., Fibriasari H. The Role of Semiotics in Reviewing Architecture // Proceedings of the International Conference of Science, Technology, Engineering, Environmental and Ramification Researches. 2018. P. 307–311.
Supplementary files
