Образ инициативного учителя

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Создание и развитие студентом – будущим педагогом собственного «Я учителя» невозможно без формирования целостного образа педагога (внутреннего и внешнего). Образ учителя – это не просто изображение, постепенно вырисовывающееся в сознании студента с момента начала обучения в педагогическом учреждении. Это – глубинные субъектные связи, прорастающие в ценности, мысли и поступки, проявляющиеся во внешнем облике, стиле мышления и деятельности, регулятором которой и становится визуализируемое «Я – педагог». Однако недостаточно широкое исследование образа инициативного педагога связано с отсутствием единого определения, а значит, и видения сути профессиональной инициативности педагога.Целью исследования стало изучение глубинных и поверхностных трактовок образа на основе комплексного анализа философских и педагогических источников, направленных на теоретические обоснования знаковых моделей, характеристик понятий «образ», «имидж», «идеал» применительно к образовательной деятельности, к педагогу и обобщение собирательного образа инициативного учителя глазами самих учителей (опытных и будущих). Его задачи включают: уточнение понятия «образ» и смежных по отношению к нему понятий; cистематизацию и обобщение представлений о современном инициативном учителе; конкретизацию примеров проявления инициатив, инициативности в учебной и внеучебной профессиональной педагогической деятельности; выявление представлений будущих учителей (студентов педагогического вуза) и опытных учителей об образе инициативного учителя; определение положительных характеристик инициативного учителя, связи профессиональной педагогической инициативы и качества обучения и воспитания, специфики восприятия такого учителя студентами педагогического университета.Устный опрос опытных преподавателей, учителей позволил выявить ряд положительных характеристик образа инициативного учителя. Однако при этом большая часть опрошенных относится к проявлению инициативности со сдержанным оптимизмом, что может быть свойственно начинающим педагогам.Установлено, что образ инициативного учителя для студентов, как правило, не имеет четких гендерных и возрастных границ, хотя, скорее, это – молодая женщина. Такой учитель компетентен, умен, высококвалифицирован, обладает чувством юмора. Не так важны его внешняя красота, увлеченность и видимая для всех активность. Его уважает и поддерживает администрация школы, но не исключается и «использование» в тех или иных целях. Каждый четвертый студент придерживается мнения, что в коллективе инициативного учителя могут недолюбливать его коллеги, обучающиеся же, наоборот, уважают и поддерживают. Прослеживается прямая взаимозависимость между инициативностью учителя и его способностями хорошо преподавать и быть хорошим классным руководителем, наставником.Ценность исследования состоит в расширении теоретических знаний, представлений об образе учителя в сознании студентов (будущих учителей) и детализирующих его характеристиках, в фиксации видения молодыми специалистами сути профессиональной инициативности педагога.

Об авторах

Ольга Николаевна Игна

Томский государственный педагогический университет

Email: onigna@tspu.edu.ru
доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры романо-германской филологии и методики обучения иностранным языкам института иностранных языков и международного сотрудничества Томск, Россия

Михаил Александрович Червонный

Томский государственный педагогический университет

Email: mach@tspu.edu.ru
доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры физики и методики обучения физике физико-математического факультета Томск, Россия

Бин Ли

Северо-китайский университет водных ресурсов и гидроэнергетики

Email: lib187@nenu.edu.cn
кандидат педагогических наук, старший преподаватель Чжэнчжоу, Китай

Игорь Николаевич Яковлев

Томский государственный педагогический университет

Email: yakovlevig97@yandex.ru
аспирант кафедры педагогики и управления образованием института развития педагогического образования Томск, Россия

Список литературы

  1. Алексеева 2020 – Алексеева Е. А. Возможен ли искусственный преподаватель? // Технологос. 2020. № 4. С. 40–55. doi: 10.15593/perm.kipf/2020.4.04
  2. Бабич, Зюбанов, Горбулёва 2024 – Бабич В. В., Зюбанов В. Ю., Горбулёва М. С. Семиотическая диагностика целей преподавания философии в педагогическом образовании // Идеи и идеалы. 2024. Т. 16, № 1, ч. 2. С. 398–414. doi: 10.17212/2075-0862-2024-16.1.2-398-414
  3. Белоусова 2013 – Белоусова Ю. В. Образ с точки зрения семиотики // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2013. Т. 14, вып. 4. С. 237–241.
  4. Богдан 2016 – Богдан Л. В. Психологические составляющие образа учителя на современном этапе развития общества // Новая наука: проблемы и перспективы. 2016. № 6-2 (85). С. 30–34.
  5. Гончарова 2012 – Гончарова Н. Ю. Общетеоретические основы изучения понятия «образ» // Вестник Вятского государственного университета. 2012. № 3-2. С. 33–37.
  6. Горбулёва, Мелик-Гайказян, Первушина 2020 – Горбулёва М. С., Мелик-Гайказян И. В., Первушина Н. А. Инициативы педагогической биоэтики // Высшее образование в России. 2020. T. 29, № 6. С. 122–128. doi: 10.31992/0869-3617-2020-6-122-128
  7. Горбулёва, Мелик-Гайказян, Первушина 2021 – Горбулёва М. С., Мелик-Гайказян И. В., Первушина Н. А. Образовательная среда педагогического университета: интеграция коммуникативных форматов // Высшее образование в России. 2021. Т. 30, № 10. С. 137–142. doi: 10.31992/0869-3617-2021-30-10-137-142
  8. Дорофеев 2023 – Дорофеев Д. Ю. Человек как визуальное сообщение: семиотика и эстетика человеческого образа // ΠΡΑΞΗMΑ. Проблемы визуальной семиотики. 2023. Вып. 1 (35). С. 48–77. doi: 10.23951/2312-7899-2023-1-48-77
  9. Игна, Червонный, Уалиханова 2023 – Игна О. Н., Червонный М. А., Уалиханова Б. С. «Миражи» и «явь» визуализации в современном образовательном процессе // ΠΡΑΞΗMΑ. Проблемы визуальной семиотики. 2023. № 3 (37). С. 9–36. doi: 10.23951/2312-7899-2023-3-9-36
  10. Касаткина, Анохин 2017– Касаткина С. Н., Анохин Е. А. Идеал учителя как философско-педагогическая категория // Модернизация содержания педагогического образования: проблема и пути решения: материалы педагогических, психологических социологических исследований междунар. науч.-практ. конф.: сб. ст. / под общ. ред. Р. К. Серёжниковой. Калуга: Калужский гос. ун-т им. К.Э. Циолковского, 2017. С. 259–267.
  11. Кирикова 2017 – Кирикова М. И. Формирование имиджа педагога // Социально-гуманитарные исследования: сб. науч.-метод. тр. М.: ПеРо, 2017. С. 37–49.
  12. Ковжуть, Чекина 2019 – Ковжуть А. А., Чекина Е. В. Профессиональная инициативность как значимое качество будущего педагога // Вестник Полоцкого государственного университета. Сер. E. Педагогические науки. 2019. № 7. С. 7–11.
  13. Комарова 2012 – Комарова З. И. Методология, метод, методика и технология научных исследований в лингвистике: учеб. пособие. Екатеринбург: Изд-во УрФУ, 2012. 818 с.
  14. Король 2013 – Король А. Д. Стереотип как образовательная проблема // Вопросы философии. 2013. № 10. С. 156–161.
  15. Люрья 2020а – Люрья Н. А. Семиотическая диагностика: методология измерения эффективности трансформаций в образовании // Высшее образование в России. 2020. № 11. С. 122–127. doi: 10.31992/0869-3617-2020-29-11-122-127
  16. Люрья 2020б – Люрья Н. А. Семиотическое измерение социального запроса на креативное образование // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2020. № 58. С. 283–287.
  17. Макаренко, Мелик-Гайказян, Смышляева 2023 – Макаренко А. Н., Мелик-Гайказян И. В., Смышляева Л. Г. Астигматизм цифровизации образования: постановка задачи для семиотической диагностики последствий // ΠΡΑΞΗMΑ. Проблемы визуальной семиотики. 2023. Вып. 3 (37). С. 90–110. doi: 10.23951/2312-7899-2019-4-194-205
  18. Мелик-Гайказян 2014 – Мелик-Гайказян И. В. Семиотика образования или «ключи» и «отмычки» к моделированию образовательных систем // Идеи и идеалы. 2014. № 4 (22), т. 1. С. 14–27.
  19. Мечковская 2007 – Мечковская М. Б. Семиотика: Язык. Природа. Культура: курс лекций. М.: Академия, 2007. 432 с.
  20. Нестерова 2022 – Нестерова А. А. Образ учителя: от народной педагогики до профессионального стандарта // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2022. № 10 (75). URL: https://scipress.ru/pedagogy/articles/obraz-uchitelya-ot-narodnoj-pedagogiki-do-professionalnogo-standarta.html (дата обращения: 31.10.2022).
  21. Опфер 2017 – Опфер Е. А. Имидж современного педагога: учеб. пособие для студентов направления «Педагогическое образование». Волгоград: Принт, 2017. 84 с.
  22. Первушина 2019 – Первушина Н. А. Семиотическая диагностика учебных принадлежностей в эпоху нейропедагогики // ΠΡΑΞΗMΑ. Проблемы визуальной семиотики. 2019. Вып. 4 (22). С. 194–205 doi: 10.23951/2312-7899-2019-4-194-205
  23. Рогов 2023 – Рогов Е. И. Роль позитивного образа учителя в формировании личности школьников // Мир университетской науки: культура, образование. 2023. № 7. С. 99–106.
  24. Сидорская 2021 – Сидорская И. В. Об употреблении терминов «образ» и «имидж» в русскоязычных исследованиях проблемы медиапрезентации территорий // Вестник Московского университета. Сер. 10. Журналистика. 2021. № 3. С. 173–197. doi: 10.30547/vestnik.journ.3.2021.173197
  25. Стырова 2018 – Стырова Е. А. Образ современного педагога глазами участников образовательного процесса // Санкт-Петербургский образовательный вестник. 2018. № 4-5 (20-21). С. 12–14.
  26. Ткаченко 2012 – Ткаченко А. А. Технология имиджирования как элемент процесса совершенствования профессионализма учителя // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2012. № 1. С. 121–126.
  27. Фомин 2018 – Фомин И. В. О семиотической модели образа // Слово.ру: балтийский акцент. 2018. Т. 9, № 2. С. 37–51. doi: 10.5922/2225-5346-2018-2-3
  28. Шакак Хайят 2021 – Шакак Хайят Х. М. Образ и имидж: соотношение понятий // Вестник Российского нового университета. Сер. Человек в современном мире. 2021. № 2. С. 107–112. doi: 10.25586/RNU.V925X.21.02.P.107
  29. Шалгимбекова 2008– Шалгимбекова А. Б «Идеал учителя» как научное понятие: историко-педагогический аспект // Вестник КГПИ. 2008. № 1. С. 43–48.
  30. Шестаков 2023 – Шестаков С. Образ-портрет идеального педагога-учителя-наставника // Юрист ВУЗа. 2023. № 9. С. 12–15.
  31. Шипулина 2010 – Шипулина Н. Б. Образ учителя в советском и современном российском кинематографе // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2010. № 52 (8). С. 4–16.
  32. Ширшов 2017 – Ширшов Е. В. Информация, образование, дидактика, история, методы и технологии обучения: словарь ключевых понятий и определений: учеб. пособие. М.: Изд. дом Академии Естествознания, 2017. 138 с.
  33. Ширяева, Ананко 2022 – Ширяева В. Г., Ананко А. В. Создание медийного образа педагога в интернет-пространтсве // Инновационные и традиционные технологии естественнонаучного и математического образования детей дошкольного и младшего школьного возраста: сб. материалов исследовательских работ преподавателей и студентов педагогического вуза, учителей общеобразовательной школы. Ульяновск: Зебра, 2022. С. 33–37.
  34. Jörg et al. 2023 – Jörg V., Hartmann U., Philipp A., Kunter M. Teachers' proactive behaviour: Interactions with job characteristics and professional competence in a longitudinal study // British Journal of Educational Psychology. 2023. Vol. 94 (1). e12642. doi: 10.1111/bjep.12642
  35. Juraeva, Rakhmonova, Xayitova 2023 – Juraeva S. N., Rakhmonova N. A., Xayitova Z. M. Structural Model of The Image of a Modern Teacher // Journal of Advanced Zoology. 2023. Vol. 44, is. S-6. P. 302–310.
  36. Kamilova et al. 2021 – Kamilova D. N., Saydalikhujaeva Sh. Kh., Rakhmatullaeva D. M., Makhmudova M. Kh., Tadjieva Kh. S. Professional image of a teacher and a doctor // British Medical Journal. 2021. Vol. 1 (4). P. 4–14.
  37. Li et al. 2017 – Li M., Wang Z., Gao J., You X. Proactive Personality and Job Satisfaction: the Mediating Effects of Self-Efficacy and Work Engagement in Teachers // Current Psychology. 2017. Vol. 36. P. 48–55. doi: 10.1007/s12144-015-9383-1
  38. Pan, Song, Wang 2021 – Pan B., Song Z., Wang Y. The relationship between preschool teachers’ proactive personality and innovative behavior: the chain-mediated role of error management climate and self-efficacy // Frontiers in Psychology. 2021. Vol. 12. Art. 734484. doi: 10.3389/fpsyg.2021.734484
  39. Samoylenko, Zharko, Georgiadi 2020 – Samoylenko N. B., Zharko L. N., Georgiadi A. A. Teacher’s professional image: reimagining the future // Teacher Professionalism: Psychological and Pedagogical Support of a Successful Career: International Scientific and Practical Conference (ICTP 2020). 2020. Vol.87. Art. 00063. doi: 10.1051/shsconf/20208700063
  40. Yücel, Koçak, Cula 2010 – Yücel A. S., Koçak C., Cula S. An Analysis on Proactive-reactive personality profiles in student-teacher relationship through the metaphorical thinking approach // Eurasia Journal of Mathematics, Science & Technology Education. 2010. № 6 (2). P. 129–137.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».