№ 4 (2023)
Статьи
Профессиональное развитие педагогических кадров в вопросах воспитания и социализации обучающихся с использованием ресурсов городской среды
Аннотация
В статье представлены результаты исследования практики профессионального развития педагогических кадров в вопросах воспитания и социализации обучающихся, в том числе советников директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями; предложен анализ зарубежных и отечественных подходов, моделей, практик и программ профессионального развития педагогических и управленческих кадров в вопросах воспитания и социализации обучающихся, в том числе с использованием ресурсов городской среды. В ходе исследования были использованы различные группы методов, включая метод сравнительно-сопоставительного анализа нормативных, правовых документов; анализ, систематизация и обобщение полученных данных; комплексный анализ, классификация и структуризация информационных и статистических данных; метод моделирования; обобщение результатов исследования. В результате разработаны и теоретически обоснованы модельные решения профессионального развития педагогических и управленческих кадров, в том числе советников директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями, в вопросах воспитания и социализации обучающихся. Следует отметить, что одной из концептуальных идей, которая нашла отражение практически во всех странах, является идея непрерывности и индивидуализации профессионального развития педагогов в сфере воспитания и социализации обучающихся. Непрерывное профессиональное развитие педагогов, в том числе советников директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями, осуществляется через интеграцию формального и неформального образования, а также посредством самообразования и саморазвития. Педагоги, советники директора по воспитанию должны уметь проектировать социокультурную образовательную среду воспитания и позитивной социализации обучающихся, при этом включать социокультурные объекты и ресурсы в образовательную практику.



Профессиональные квалификации педагога в условиях компетентностной модели педагогического роста
Аннотация
Статья рассматривает систему профессиональных квалификаций педагогов предметного обучения и определяет важнейшим критерием получение высшего педагогического образования. В рамках реализации структурной модели педагогического образования выделяются бакалавриат и магистратура. Каждый уровень является самостоятельной системой, но в единстве они формируют модель полного высшего педагогического образования. Настоящим исследованием установлена педагогическая модель профессионального роста выпускника бакалавриата на формальном и неформальном уровнях обучения, а педагогической траекторией выпускника магистратуры определены углубление квалификации и работа в высшей школе. Результаты настоящего исследования отмечают чёткую систему уровней квалификации, однако на уровне её содержания – профессиональной компетентности – отстутствует единое описание составляющих её компетенций. В контексте реализуемого в высшей школе компетентностного подхода в обучении, ключевой составляющей педагогической квалификации определены педагогическая и методическая компетенции для педагога любой квалификации, а также научно-исследовательская компетенция для выпускника магистратуры. На основе анализа предшествующих исследований обучения педагогов в условиях компетентностной модели, нормативных положений и стандартов, определённые ранее компетенции выделены базовыми. Развитие базовых компетенций педагога определено системой профессионального роста и в рамках модели «образование в течение жизни» формирует систему непрерывного педагогического образования. Система профессионального роста в настоящем исследовании определяется достигнутой квалификацией и зависит от системы образования: для педагога среднего образования основой определена модель повышения педагогического мастерства через получение квалификационных категорий, а для педагога высшей школы доступны получение учёной степени, звания и профессиональный рост по должности. Непрерывное образование для педагога в настоящем исследовании также зависит от уровня: в среднем образовании – повышение уровня педагогической и методической деятельности, а в высшей школе – повышение уровня научно-педагогической деятельности в течение всего периода профессиональной деятельности.



Развитие умений активного слушания у будущих учителей иностранного языка
Аннотация
Умения слушания являются важной составляющей коммуникативной компетенции учителя иностранного языка. Эффективное слушание предполагает использование специальных техник, одной из которых является техника активного слушания. Применение учителем активного слушания на уроке позволяет создать доверительную атмосферу на занятии и мотивировать учащихся к активному общению на изучаемом языке, что способно существенно повысить эффективность образовательного процесса. Для того, чтобы обеспечить овладение студентами-будущими учителями данной техникой, необходимо уделять отдельное внимание ее развитию в процессе профессиональной подготовки в ВУЗе. Между тем, методические особенности формирования данного умения не нашли достаточного освещения в научной литературе, что диктует необходимость в проведении научных исследований по этой проблеме. Целью настоящего исследования является изучение методики обучения технике активного слушания студентов-будущих учителей иностранного языка в процессе профессиональной подготовки в ВУЗе. Исследование проводится на основе методов наблюдения и анализа научной литературы и опирается на такие подходы, характерные для современного образования, в том числе языкового и педагогического образования, как: компетентностный подход, коммуникативный подход, интегрированный подход, рефлексивный подход, личностно-ориентированный подход. В результате проведения исследования были выделены основные группы приемов активного слушания, определены этапы организации работы по обучению технике активного слушания, а также предложены примеры заданий. Описанный способ предполагает как теоретическое, так и практическое обучение и призван обеспечить готовность будущих учителей иностранного языка применять технику активного слушания на своих уроках. Это, в свою очередь, позволит достичь более высокого уровня сформированности такого компонента коммуникативной компетенции учителя, как компетенция педагогического слушания, в результате чего существенно повысится эффективность профессиональной деятельности педагога. Актуальной проблемой при этом является разработка качественного научно-методического обеспечения, что представляет перспективное направление дальнейшего научного поиска.



Цивилизационный подход в изучении проблемы этнокультурной идентичности
Аннотация
Проблема этнокультурной идентичности как представление человека о себе, сформированного при осознании им собственной причастности к тому или иному этносу по определённым параметрам этногенеза: расово-биологическим (родовые корни), климатически-географическим (историческая территория) и социокультурным (история своего народа, этнические символы культуры и религии и др.) – непосредственно связана с проблемой изучения культурно-исторических особенностей развития отдельных стран и регионов в контексте цивилизационного подхода. Целью данной работы является теоретический анализ цивилизационного подхода, возможность его применения в изучении проблемы формирования этнокультурной идентичности молодёжи на основе народных традиций, обычаев и обрядов. Источником материала послужили статьи, опубликованные в периодических изданиях (Identities-Global Studies in Culture and Power, Journal of Multicultural Counseling and Development European Journal of Social Theory и др.), а также публикации известных исследователей (Венгеров А.Б., Корнетов Г.Б., Панарин А.С., Тойнби А.Дж., Шпенглер О., Хантингтон С.П. и др.). Следующие общенаучные методы исследования использованы для достижения поставленной цели: анализ научных источников и синтез различных теорий и концепций по исследуемой проблеме, их сравнение, обобщение результатов исследования, выявление особенностей цивилизационного подхода с точки зрения изучения возможных путей формирования этнокультурной идентичности. Применение диалектического анализа обозначенной проблемы позволило изучить феномен этнокультурной идентичности во всеобщей взаимосвязи философских, социологических и педагогических наук, выявить закономерности и тенденции, присущие процессу формирования этнокультурной идентичности, которые объединили все многогранные аспекты в единую целостность и выявили на основе этого общую целостную картину процесса формирования этнокультурной идентичности. Определены возможные направления в работе по формированию данного феномена: опора на совокупный опыт человечества, на достижения всех наук и культуры в целом; изучение этнокультуры и всех её структурных элементов; изучение всемирного историко-педагогического процесса, в центре которого – человек, осваивающий созданную предшествующими поколениями культуру и преобразующий эту культуру и себя в ходе этого освоения. Значимость полученных результатов в том, что цивилизационный подход позволяет, во-первых, осуществить ретроспективный анализ проблемы формирования этнокультурной идентичности молодёжи на основе народных традиций, обычаев и обрядов в контексте динамики прошлого, настоящего и будущего; во-вторых, обосновать необходимость формирования этнокультурной идентичности молодёжи на основе народных традиций, обычаев и обрядов как одной из значимых составляющих в системе представлений личности о себе; в-третьих, обосновать возможность использования этнокультуры, ядром которой являются традиции, обычаи и обряды как базисные ценности каждого народа в процессе формирования этнокультурной идентичности молодёжи в современных социокультурных условиях.



Мотивационная готовность курсантов вузов МЧС России к выполнению профессиональных задач
Аннотация
Статья описывает исследование мотивационной готовности курсантов вузов МЧС России к выполнению профессиональных задач. В работе выявлены главные факторы мотивации, которые влияют на уровень готовности курсантов к выполнению задач профессиональной деятельности. Кроме этого, авторы также анализируют различные методы и средства, которые могут быть использованы для повышения мотивации курсантов в образовательном учреждении, в том числе организационные меры, обучение и поощрение. Целью статьи является анализ и определение ключевых факторов, влияющих на мотивацию и готовность обучающихся к изучению дисциплин, особенно в контексте обучения в вузах МЧС России. Авторы отмечают, что подобные исследования важны не только для специализированных учебных заведений МЧС России, но и для любого другого вуза реализующих образовательные программы по специальности пожарная и техносферная безопасность. Также в статье приводятся результаты исследования, проведенного среди курсантов вузов МЧС России, нацеленного на изучение основных факторов мотивации и готовности к выполнению профессиональных задач. Анализируется взаимосвязь мотивации и готовности к обучению на всех этапах учебного процесса. В заключении авторы подводят итоги и делают выводы о том, что мотивационная готовность к выполнению профессиональных задач является важнейшим элементом эффективного образовательного процесса. Статья будет полезной для исследователей и преподавателей, занимающихся проблемами мотивации и профессиональной готовности, а также для курсантов и специалистов в области пожарной безопасности, которые заинтересованы в повышении своей мотивации и готовности к профессиональным задачам, а также тем, кто заинтересован в повышении мотивации и готовности студентов к изучению любой темы.



Развитие лидерских компетенций: из опыта реализации форума «Yugra International 2023»
Аннотация
В статье предлагается обзор наиболее интересных практик при работе со студентами иностранцами в рамках развития их лидерских компетенций. Особое внимание авторы уделяют проблеме межкультурного диалога в иноязычной среде обучающихся в России и технологических решений для установления взаимодействия между студенческой молодежью. Публикуемые материалы являются результатом проведения Форума студентов – лидеров Ханты-Мансийского Автономного округа-Югры «Yugra International 2023» и несут рекомендательный характер как для различных форумных кампаний, так и для прямой работы с иностранными студентами.



Апробация дипломного исследования по интеграции интернет-ресурсов в обучение английскому языку
Аннотация
Целью настоящего исследования является обмен опытом в организации процедуры апробации дипломной работы в качестве неотъемлемой части профессиональной подготовки будущих преподавателей английского языка в областном университете имени Ахмета Байтурсынова, педагогический институт им. Умырзака Султангазина (Казахстан). Цели исследования включают краткое описание процесса профессиональной подготовки в упомянутом выше высшем учебном заведении в части подготовки будущих учителей английского языка; представление основной идеи и содержания дипломного проекта; обмен опытом процесса организации апробации. Основные методы, используемые в настоящем исследовании, включают научный анализ и синтез, описание, обсуждение, моделирование уроков, наблюдение, анкетирование. Результаты исследования подтверждают повышение профессиональной компетентности будущих преподавателей английского языка и успешный практический опыт применения интернет-ресурсов в преподавании английского языка, совершенствование учебного процесса и рост базовых знаний иностранного языка участников апробации. Выводы, сделанные на основе исследования, показывают, как организация апробации способствовала развитию профессионального мастерства будущего учителя английского языка, а также как интеграция интернет-ресурсов повлияла на образовательный процесс как с положительным, так и с негативным эффектом. Материалы исследования оригинальны и получены в ходе профессиональной подготовки будущего преподавателя английского языка, который в июне 2023 года окончила вышеуказанный вуз и после успешной сдачи обязательного Национального профессионального тестирования учителей начала свою профессиональную деятельность. Дальнейшие исследования направлены на реализацию результатов нынешнего этапа в профессиональной подготовке преподавателей английского языка с последующим представлением полученных результатов в профессиональных журналах и конференциях.



Подготовка вожатых в вузе к работе в детском лагере в условиях инклюзивного образования
Аннотация
Целью исследования является анализ состояния проблемы подготовки в вузе вожатых для работы с детьми, в том числе с особыми образовательными потребностями, в детском лагере в условиях инклюзивного образования. В статье описаны международный и отечественный подходы к инклюзивному образованию, цели и проблемы его развития в педагогической науке и практике на современном этапе, представлены подходы к определению категории детей с особыми образовательными потребностями. Представлено описание содержания рекомендованной программы модуля «Основы вожатской деятельности» (МПГУ, 2018), целей программы, основных разделов, отражающих актуальные вопросы организации индивидуальной и совместной деятельности детей, в том числе с особыми образовательными потребностями, в детском лагере, а также проведен анализ программ подготовки вожатых вузах применительно к цели исследования с учетом основных подходов к определению категории детей с особыми образовательными потребностями. Авторами статьи представлен опыт разработки рабочей программы дисциплины «Основы вожатской деятельности» на основе рекомендованной программы модуля «Основы вожатской деятельности» МПГУ (2018), описан фрагмент рабочей программы, разработанные вузом индикаторы достижения общепрофессиональной компетенции, описан пример оценочного средства рабочей программы и критерии его оценки. Перспективы исследования заключаются в разработке проблемы организации психолого-педагогического, социально-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями в детском лагере, разработке методических комплексов по организации совместной и индивидуальной воспитательной работы с детьми в детском лагере в условиях инклюзивного образования с учетом общих и специфичных образовательных потребностей различных категорий отдыхающих воспитанников.



Институциональная модель организации профессионального образования спортсменов на протяжении спортивной карьеры
Аннотация
В статье представлен материал, посвящённый проблеме профессионального образования спортсменов. В качестве методологической основы исследования применялся системный подход, позволяющий рассматривать профессиональное партнёрство субъектов спорта, образования, государственного управления и предпринимательства в качестве институциональной модели построения академической и спортивной карьеры, являющейся элементом системы социальной адаптации спортсменов. Теоретическую основу исследования составили деятельностный подход, культурологический подход, антропологический подход, аксиологический подход. Целью исследования явилось выявление институциональной модели организации профессионального образования спортсменов на протяжении спортивной карьеры, сложившейся в Германии в форме общественно-профессионального партнёрства между субъектами спорта, образования, государственного управления и предпринимательства. На основе изучения материалов периодической печати и сети Internet обоснована целесообразность построения академической и спортивной карьеры, а также представлен опыт организации профессионального образования параллельно со спортивной подготовкой в рамках проекта «Duale Karriere» Олимпийской спортивной конфедерации Германии. Определена сущность и механизмы партнёрства в рамках проекта «Partner hochschulen des Spitzen sports» между заинтересованными сторонами – центрами олимпийской подготовки, Олимпийской спортивной конфедерацией Германии, Немецким фондом помощи спорту, организациями высшего образования Германии и др. Представлены примеры формирования институциональной среды для построения академической и спортивной карьеры на основе применения документов лапидарного характера, документов делового оборота рамочного характера, документов саморегулирования национальных спортивных организаций. Обоснован институциональный характер взаимодействия Олимпийской спортивной конфедерации Германии, Общегерманской ассоциации студенческого спорта, спортивных федераций, центров олимпийской подготовки, органов государственного управления и организаций высшего образования на основе документов, регламентирующих их отношения в рамках общественно-профессионального партнёрства.



Формирование российского патриотизма у подростков-мигрантов на материалах курсов повышения квалификации фгаоу ДПО «Академия Минпросвещения России»
Аннотация
Актуальность исследования обусловлена тем, что в последние десятилетия на территорию Российской Федерации прибывает большое количество трудовых мигрантов. Часть из них переезжают в Россию вместе со своими детьми. Станет ли новое место жительство для подростков-мигрантов новой Родиной? Смогут ли они стать патриотами России? Как в общеобразовательных организациях проводить работу по формированию патриотического воспитания у подростков-мигрантов? Как же педагогу подготовиться к формированию патриотического воспитания подростков-мигрантов? Современная система дополнительного профессионального педагогического образования предлагает педагогическим работникам большое разнообразие программ повышения квалификации, в том числе по формированию патриотического воспитания. ФГАОУ ДПО «Академия Минпросвещения России» ведет федеральный реестр дополнительных профессиональных программ повышения квалификации, в котором размещено около 2100 программ, из которых порядка 200 программ – это программы ФГАОУ ДПО «Академия Минпросвещения России». Большая доля программ посвящена теме воспитания и, в частности, направлена на совершенствование профессиональных компетенций педагогических работников в формировании патриотического воспитания у обучающихся. В статье рассмотрена программа ФГАОУ ДПО «Академия Минпросвещения России» «Школа современного учителя (предмет): достижения российской науки» (60 час.). Ее цель – совершенствование профессиональных компетенций учителей в области формирования личностных результатов обучающихся – ценностей научного познания, гражданского понимания роли российской науки, патриотического отношения к достижениям российских ученых. Категории слушателей этих программ – учителя русского языка и литературы, истории и обществознания, биологии, географии, физики, химии, математики и информатики. Каждому предмету соответствует своя программа. Программа состоит из двух частей: базовой и предметно-методической. Базовая часть программы содержит модуль, посвященный изучению государственных символов Российской Федерации. В нем отражены вопросы основных функций государственных символов РФ, основные вехи истории герба, гимна и флага РФ. Знания и представления о российской символике, заложенные в материалах модуля, представляют основу формирования уважительного к ней отношения. Далее авторы описывают предметно-методическую часть программы ПК. Патриотическое воспитание заложено в каждом школьном уроке и материалы программ ПК показывают нам научные достижения в том или ином предмете, при ознакомлении с которыми и формируется патриотизм. Таким образом, материалы программ повышения квалификации «Школа современного учителя (предмет): достижения российской науки» возможно использовать для формирования российского патриотизма у подростков-мигрантов.



Обучение иностранному языку в условиях импортзамещения информационных технологий
Аннотация
Целью данной статьи является анализ отечественных программных продуктов в процессе обучения иностранному языку. Авторы обосновывают возможность импортзамещение существующих зарубежных средств обучения. Предложены программные продукты, которые могут быть использованы в обучении профессиональному иностранному языку. Представлены результаты применения программного продукта в образовательном процессе вуза. Проведена диагностика продуктивности предложенных программных продуктов в иноязычном образовании. Проанализированы этапы реализации педагогического эксперимента на базе учебно-тренировочного класса (компьютерного класса). Авторы определяют основные перспективы совершенствования образовательного процесса в условиях санкций. Подчеркнуто, что отечественные электронные средства обучения английскому языку эффективнее аутентичных. Изложение материалов является доступным и наглядным, поскольку включает аудио и видео фрагменты по профессиональной направленности.



Представление о браке у студенческой молодежи: гендерный аспект
Аннотация
Авторы статьи рассматривают проблему представлений о браке у современной студенческой молодежи. Представлены краткие результаты исследования, выполненные на выборке из числа студентов педагогического вуза. Общее количество испытуемых – 100 человек. Целью в работе являлось изучение особенностей и сопоставление представления о браке у юношей и девушек в возрасте от 18 до 21 года. Задачами исследования были: выявление особенности представлений о браке у девушек и юношей; сравнение и анализ гендерных особенностей представлений о браке в юношеском возрасте. На основе разработанных критериев были применены методики диагностики, результаты которых отражены в данной статье. В результате анализа эмпирических данных было выявлено, что гендерные особенности представления о браке среди студенческой молодежи следующие: существует некоторая взаимосвязь между полом и представлениями о браке, которая заключается в желании девушек «быть как все», иметь семью, выбор партнера иного социального происхождения, любящего детей; в предпочтении юношей во внешне привлекательной супруге с общими интересами, взглядами и здоровым образом жизни, в желании мужчины зарабатывать и распределять семейный бюджет, а так же совпадении взглядов обеих полов на факторы вступления в брак - любовь, взаимную симпатию; верность, как основу отношений и желание иметь детей. Практическая значимость исследования очевидна: полученные результаты можно использовать в процессе семейного воспитания юношества в рамках учебных курсов по психологии семьи и семейному консультированию.


