Речевой жанр отзыва потребителя и его трансформация в цифровую эпоху (на материале отзывов о докторах)

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Анализируется влияние новых технологий коммуникативного взаимодействия в сети интернет на трансформацию речевого жанра отзыва потребителей. В качестве материала использованы отзывы о врачах и медицинских услугах на сайтах профильных сетевых изданий и форумах. Осуществляется сопоставление современного интернет-отзыва потребителя с жанром-прототипом – отзывом в книге жалоб и предложений. Определено основное направление жанровой трансформации, обусловленное каналом коммуникации и изменением позиции адресата: интернет-отзыв приобретает все свойства публичного медиажанра, поскольку его адресат становится массовым. Изменения затрагивают и образ автора: доступ к неограниченной аудитории обусловливает трансформацию текста в сторону массмедийного и рекламного дискурсов, с их базовыми функциями воздействия и регуляции поведения и образа мыслей массового адресата. Коммуникативно-прагматическое исследование отзыва строится на основании одного из существенных жанрообразующих признаков – интенции адресата, которая выражается, прежде всего, в положительной или отрицательной оценке медицинской услуги. Выявляются структурно-семантические модели двух типов отзывов. Анализируются тактики оценивания в текстах отзывов. Указаны коммуникативные и правовые риски, обусловленные публичным характером негативного отзыва, распространенного в сети. Отмечены прагматические характеристики положительного отзыва потребителя, сближающие его с рекламным текстом.

Об авторах

Оксана Сергеевна Иссерс

Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского

ORCID iD: 0000-0003-4027-6346
Scopus Author ID: 57188724084
ResearcherId: AAT-7518-2020
644077, г. Омск, проспект Мира, д. 55-А

Список литературы

  1. Балашова Л. В., Дементьев В. В. Русские речевые жанры. М. : Издательский Дом ЯСК, 2022. 832 с.
  2. Большой толковый словарь русского языка / гл. ред. С. А. Кузнецов. СПб. : Норинт, 1998. 1534 c. URL: http://www.gramota.ru/slovari/info/ (дата обращения: 12.11.2022).
  3. Говорунова Л. Ю. Отзыв туриста как новый речевой жанр туристического интернет-дискурса // Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 1 (292). C. 198–203.
  4. Голошубина О. К. Разговор в мессенджере как специфический жанр Интернет-коммуникации // Вестник Омского университета. 2015. № 1. С. 208–212.
  5. Горошко Е. И., Жигалина Е. А. Виртуальное жанроведение: устоявшееся и спорное // Ученые записки Таврического национального университета им. В. И. Вернадского. Сер. Филология. Социальные коммуникации. 2011. Т. 24 (63), № 1. C. 105–123.
  6. Горошко Е. И., Полякова Т. Л. К построению типологии жанров социальных медиа // Жанры речи. 2015. № 2. С. 119–127.
  7. Горошко Е. И. Интернет-коммуникация: проблема жанра // Жанры и типы текста в научном и медийном дискурсе : межвуз. сб. науч. тр. / отв. ред. А. Г. Пастухов. Орел : ОГИИК, 2006. Вып. 4. С. 165–175.
  8. Горошко Е. И. Современная интернет-коммуникация: структура и основные параметры // Интернет-коммуникация как новая речевая формация: кол. монография / науч. ред. Т. Н. Колокольцева, О. В. Лутовинова. М. : Флинта: Наука, 2012. С. 9–52.
  9. Горошко Е. И. Теоретический анализ интернет-жанров: к описанию проблемной области // Жанры речи: сб. науч. тр. Вып. 4. Саратов : ГосУНЦ «Колледж», 2007. С. 111–127.
  10. Гусева С. В. Консьюмеристский дискурс как интеракционная модель социальной коммуникации (к определению понятия) // Журнал социологии и социальной антропологии. 2011. Т. 14, вып. 5. С. 313–320.
  11. Дементьев В. В. Коммуникативная генристика: речевые жанры как средство формализации социального взаимодействия // Жанры речи : сб. науч. ст. Вып. 3. Саратов : ГосУНЦ «Колледж», 2002. С. 18–40.
  12. Еремина М. А. Речевой жанр отзыва в коммуникативном пространстве Интернета // Научный диалог. 2016. № 5 (53). С. 34–45.
  13. Индакова А. Н. Речевой жанр отзыва о турпоездке (на материале интернет-текстов) // Молодёжь и наука : сб. материалов VII Всерос. науч.-техн. конф. студентов, аспирантов и молодых учёных, посвященной 50-летию первого полета человека в космос. Красноярск : Сибирский федеральный университет, 2011. http://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/5840 (дата обращения: 02.08.2022).
  14. Иссерс О. С. Отзыв о путешествии как жанр блогосферы: между правдой и фейком // Русский язык сегодня. Вып. 6. Одиннадцатые Шмелевские чтения (23–25 февраля 2015 г.). Речевые жанры современного общения: сб. докл. междунар. конф. М. : Азбуковник, 2015. С. 68–71.
  15. Иссерс О. С. Отзывы о медицинских услугах и их конфликтогенный потенциал в эпоху цифровизации // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2. Языкознание. 2022. Т. 21, № 3. С. 66–76. https://doi.org/10.15688/jvolsu2.2022.3.6
  16. Кот Дм. Продающие тексты: модель для сборки. Копирайтинг для всех. СПб. : Питер, 2018. 192 с.
  17. Ксенофонтова И. В. Специфика коммуникации в условиях анонимности: меметика, имиджборды, троллинг // Интернет и фольклор : сб. статей. М. : ГРЦРФ, 2009. С. 285–291.
  18. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Рос. акад. наук, Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова. 4-е изд., доп. М. : Азбуковник, 1997. 938 с.
  19. Орлова Н. В. Коммуникативная ситуация – речевой жанр – языковая личность (на материале «Книги отзывов и предложений») // Жанры речи : сб. науч. ст. Вып. 2. Саратов : ГосУНЦ «Колледж», 1999. С. 227– 235.
  20. Осадчий М. А., Чистова Е. В. Динамика жанров СМИ в эпоху Интернета // Русский язык за рубежом. 2018. № 3. С. 73–78.
  21. Погорелова И. В. Лингвосемиотический аспект интернет-отзыва // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2017. № 10 (76), ч. 3. C. 149– 152. URL: http://www.gramota.net/materials/2/2017/10–3/42.html (дата обращения: 23.09.2022).
  22. Портнягина М. Нате жалобную книгу! URL: https://www.kommersant.ru/doc/3053437 (дата обращения: 14.09.2022).
  23. Рогачева Н. Б. Язык и стиль вторичных речевых жанров: на материале Интернет-общения // Жанры речи : сб. науч. ст. Вып. 6. Саратов : ГосУНЦ «Колледж», 2009. С. 127–149.
  24. Седов К. Ф. Анатомия жанров бытового общения // Вопросы стилистики: Человек и текст. Саратов : Издательство Саратовского университета, 1998. Вып. 27. С. 9–20.
  25. Сиротинина О. Б. Некоторые размышления по поводу терминов «речевой жанр» и «риторический жанр» // Жанры речи : сб. науч. ст. Вып. 2. Саратов : ГосУНЦ «Колледж», 1999. С. 26–30.
  26. Терских М. В. Жанр интернет-отзыва в туристическом дискурсе (маркетинговый потенциал) // Политическая лингвистика. 2014. № 4 (50). C. 274–283.
  27. Цветкова А. А., Цветкова К. А. Отзывы потребителей как элемент интернет-маркетинга // Символ науки. 2015. № 6. С. 169–172.
  28. Чаплыгина А. О. Особенности трансформации традиционных информационных жанров журналистики в федеральных интернет-СМИ // Медиасреда. 2017. № 12. С. 302–306.
  29. Чистова Е. В. Трансформация жанра жалобы в современной коммуникативной практике (на примере коммуникации в социальных сетях) // Международный аспирантский вестник. Русский язык за рубежом. 2019. № 3. С. 73–79.
  30. Чистова Е. В. Трансформация речевого жанра в русскоязычном сегменте Интернета (на материале жанров кинорецензии и жалобы) : автореф. дис. … канд. филол. наук. М., 2021. 24 с.
  31. Шавлохова Ф. В. Речевой жанр отзыва потребителя в интернет – коммуникации: особенности языкового воплощения // Гуманитарные научные исследования. 2019. № 5. URL: https://human.snauka.ru/2019/05/25823 (дата обращения: 02.06.2022).
  32. Щипицина Л. Ю. Дигитальные жанры: проблема дифференциации и критерии описания // Коммуникация и конструирование социальных реальностей: сб. науч. статей : в 2 ч. / отв. ред. О. Г. Филатова. СПб. : Роза мира, 2006. Ч. 1. С. 377–389.
  33. Юлин Д., Игнатович Е. (2018) Почему нельзя верить отзывам в Интернете? URL: https://www.tourdom.ru/hotline/professionalnye-otzyvy/pochemu-nelzya-veritotzyvam-v-internete/ (дата обращения: 20.01.2023).

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Жанры речи, 2024

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».