Нравственная грамотность как личностная характеристика курсанта ведомственного вуза ФСИН России
- Авторы: Субботин С.П.1
-
Учреждения:
- Самарский юридический институт ФСИН России
- Выпуск: Том 13, № 4 (2024)
- Страницы: 171-175
- Раздел: Педагогические науки
- URL: https://ogarev-online.ru/2309-4370/article/view/284650
- DOI: https://doi.org/10.55355/snv2024134314
- ID: 284650
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье актуализируется проблема нравственного воспитания курсантов ведомственного вуза ФСИН России, одним из направлений которого становится формирование нравственной грамотности курсантов. Осуществляется анализ понятия «грамотность» и выявляются виды грамотности в целом и виды грамотности сотрудников УИС, формируемые в процессе профессиональной подготовки в ведомственных вузах ФСИН России. Раскрывается тенденция рассмотрения понятия «грамотность» в контексте различных аспектов нравственности при отсутствии в научном поле трудов, непосредственно посвященных нравственной грамотности курсантов. Обосновывается, что нравственная грамотность курсанта ведомственного вуза ФСИН России представляет собой устойчивую личностную характеристику курсанта, позволяющую ему осознанно реализовывать нравственные ценности в профессиональной деятельности, осуществляя ответственное, сострадательное и справедливое отношение к людям, вовлеченным в сферу деятельности исправительных учреждений, ориентироваться в сложных моральных ситуациях и принимать обоснованные решения, соответствующие общепринятым нормам морали и этическим стандартам службы. Раскрывается содержание нравственной грамотности курсантов ведомственного вуза ФСИН России через выделение когнитивного, мотивационно-ценностного и поведенческого компонентов, наполнение которых базируется на требованиях к личности сотрудника УИС. Предлагается содержание когнитивного компонента, образуемого знаниями о нравственности, о морали, о профессиональной этике, о моральных нормах, о нравственных убеждениях, о нравственной устойчивости. Обосновывается состав мотивационно-ценностного компонента: ценности «добро», «верность», «долг», «достоинство», «милосердие», «ответственность», «совесть», «свобода», «справедливость», «уважение», «честь». Обозначается содержание поведенческого компонента: нравственные качества «доброта», «обязательность», «благородство», «сострадание», «терпимость», «честность», «требовательность», «самостоятельность», «совестливость», «великодушие», «надежность».
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Сергей Петрович Субботин
Самарский юридический институт ФСИН России
Автор, ответственный за переписку.
Email: wildcadet@mail.ru
старший преподаватель кафедры организации режима, охраны и конвоирования
РоссияСписок литературы
- Кевля Ф.И. Нравственный облик сотрудника уголовно-исполнительной системы Российской Федерации // Петербургские пенитенциарные конференции: мат-лы конф. В 4 т., Т. 3. СПб.: Санкт-Петербургский университет ФСИН России, 2021. С. 8–9.
- Яковлева С.Л. К вопросу о нравственных и волевых качествах сотрудников уголовно-исполнительной системы // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2016. № 48. С. 19–23.
- Афанасьева С.И. Феномен нравственности и понятие нравственного воспитания личности сотрудника УИС // Уголовно-исполнительное право. 2010. № 1. С. 62–66.
- Клычков С.А. Роль нравственных оснований деятельности сотрудника УИС в формировании ценностного отношения курсантов ведомственного вуза к человеку // Мир образования – образование в мире. 2022. № 2 (86). С. 229–238.
- Сизарова Е.Г. Нравственные проблемы профессиональной деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2012. № 11 (126). С. 32–36.
- Панарин Д.А., Луканин В.В. Опыт духовно-нравственного воспитания курсантов на примере академии ФСИН России // Человек: преступление и наказание. 2017. Т. 25, № 4. С. 681–684.
- Сухобская Г.С. Психологические аспекты образования и функциональной грамотности взрослого человека // Проблемы функциональной грамотности взрослых: сборник научных трудов. СПб.: РАО, 1993. С. 47–54.
- Добринская Е.И. Функциональная грамотность и культура личности в контексте современной философии образования // Проблемы функциональной грамотности взрослых: сб. науч. тр. СПб.: РАО, 1993. С. 17–25.
- Стец А.И. Понятийный аппарат исследования воспитания правовой грамотности курсантов военных вузов // ЦИТИСЭ. 2023. № 2(36). С. 202–211.
- Куратов А.О. Формирование социальной грамотности у курсантов в информационной образовательной среде военного вуза: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.02. Кострома, 2006. 18 с.
- Шадрина И.М. Нравственная грамотность учителя // Вестник Оренбургского государственного университета. 2015. № 2(177). С. 160–167.
- Шадрина И.М. О понятии «нравственная грамотность учителя» // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2015. № 2. С. 65–72.
- Ахметжанова Н.Н. Медиа-информационная грамотность как одно из условий идейно-нравственного воспитания сотрудников полиции // Проблемы и перспективы совершенствования законодательства и правоприменительной практики органов внутренних дел: мат-лы междунар. дистанц. науч.-практ. конф., посв. 30-летию независимости Республики Казахстан. Караганда: Карагандинская академия Министерства внутренних дел Республики Казахстан им. Б. Бейсенова», 2021. С. 7–11.
- Гулякина С.И., Минат В.Н. Понятие «грамотность» как основа духовно-нравственного развития личности // Донецкие чтения 2018: образование, наука, инновации, культура и вызовы современности: мат-лы III междунар. науч. конф. / под общ. ред. С.В. Беспаловой. Т. 6. Донецк: Донецкий национальный университет, 2018. С. 44–47.
- Полканова Н.А. Концепт «грамотность» как базовая категория духовно-нравственного развития личности // Актуальные проблемы развития профессионального образования: мат-лы всерос. науч.-практ. конф. Лесниково: Курганская государственная сельскохозяйственная академия им. Т.С. Мальцева, 2017. С. 153–156.
- Груздева М.В. Повышение аксиологической грамотности учителя начальной школы как ведущий фактор формирования нравственного поведения у школьников в современных условиях // XXVII Царскосельские чтения. Год педагога и наставника: мат-лы междунар. науч. конф.: в 2 т. Т. 1. СПб.: Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина, 2023. С. 141–144.
- Дегтярев П.Я. Актуальные теоретико-методологические проблемы повышения квалификации учителей обществознания // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2023. № 1 (54). С. 62–73.
- Стрижова И.В. Особенности формирования нравственной устойчивости личности // Познание и переживание. 2021. Т. 2, № 1. С. 30–46.
- Афанасьева С.И. Нравственное воспитание сотрудников уголовно-исполнительной системы в процессе профессиональной подготовки. Исторический аспект // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2010. № 12–1. С. 114–118.
- Назарова М.Г. Проблема нравственного воспитания личности сотрудника УИС в современной культурно-образовательной среде [Электронный ресурс] // Гуманитарные научные исследования. 2019. № 6. https://human. snauka.ru/2019/06/25947.
- Самойлик Н.А. Духовно-нравственная основа профессионально-ценностных ориентаций сотрудников уголовно-исполнительной системы // Современная психология: мат-лы IV междунар. науч. конф. Казань: Бук, 2016. С. 37–41.
Дополнительные файлы
