Состояние проблемы развития учащихся в теории и практике отечественной школы до 1917 года (на примере естествознания)
- Авторы: Ламехова Е.А.1
-
Учреждения:
- Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
- Выпуск: Том 7, № 1 (2018)
- Страницы: 269-275
- Раздел: 13.00.00 – педагогические науки
- URL: https://ogarev-online.ru/2309-4370/article/view/25385
- DOI: https://doi.org/10.17816/snv201871309
- ID: 25385
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье рассматривается проблема взаимосвязи обучения, воспитания и развития учащихся в процессе изучения естественных наук, всегда интересовавшая педагогов и методистов. Особенно актуальна эта проблема сейчас в связи с дальнейшим внедрением ФГОС среднего общего образования, нацеливающего школу на создание условий для развития и самореализации обучающихся. Более подробно в статье рассматривается трактовка взаимосвязи обучения, воспитания и развития в образовательном процессе в отечественной педагогике в период до 1917 года. Отмечается, что педагоги России и Европы к идее взаимосвязи воспитания и развития в ходе обучения детей пришли примерно в одно и то же время. На протяжении всего исторического периода наблюдалась борьба между сторонниками нового образования, выступающими за сближение с передовой российской и западноевропейской наукой, и русским духовенством, проповедовавшим церковные догмы, и их противниками, отрицающими всякое развитие вообще. Достаточно долго нерешенными проблемами были отсутствие общепринятых программ для всех учебных заведений и согласованных сроков обучения. Принципиальные изменения в системе отечественного образования связаны с научной и педагогической деятельностью М.В. Ломоносова и его последователей. Подчеркивается важность появившейся в трудах педагогов в середине XIX века идеи о целесообразности учета возрастных и индивидуальных склонностей детей и разработке новой методики, построенной на активности и самостоятельности детей, которая позволила перейти к индуктивному пути обучения. Процесс изучение естествознания еще с XIX рассматривается как реальное и эффективное средство развития органов чувств, логического мышления и наблюдательности. Также дается объяснение необходимости сочетания индуктивного и дедуктивного метода обучения и обосновывается необходимость использования натуральных объектов, опытов и наблюдений в природе для развития учащихся.
Ключевые слова
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Елена Анатольевна Ламехова
Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: dobry_bobr@mail.ru
кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей биологии и физиологии
Россия, ЧелябинскСписок литературы
- Ламехова Е.А. К возможности реализации развивающей функции обучения в преподавании биологии // Сборник научных статей аспирантов Челябинского государственного педагогического университета / под ред. проф. В.Я. Рушанина. Челябинск: ЧГПУ, 1997. С. 36-38.
- Ламехова Е.А. О реализации развивающей функции обучения в преподавании ботаники в средней школе // Развивающее образование: современные проблемы: сборник трудов российской конф. (30-31 октября 1997 г.). Челябинск / под ред. проф. Н.Н. Тулькибаевой. Челябинск: ООО «Факел», 1997. С. 77-78.
- Ламехова Е.А. Реализация развивающей функции обучения в преподавании биологии в средней школе: дис. … канд. пед. наук: 13.00.02. М., 1998. 189 с.
- Ламехова Е.А. Анализ состояния проблемы развития детей в процессе обучения в трудах ученых XIX века // Проблемы внедрения результатов инновационных разработок: сборник статей междунар. науч.-практ. конф. (25 ноября 2015 г., Пермь) / под ред. А.А. Сукиасяна. Уфа: Аэтерна, 2015. С. 182-184.
- Хрестоматия по истории школы и педагогики в России (до Великой Октябрьской социалистической революции) / сост. С.Д. Егоров. М.: Просвещение, 1986. 432 с.
- Райков Б.Е. Пути и методы натуралистического просвещения. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. 485 с.
- Зверев И.Д., Трайтак Д.И. Методика преподавания биологии: исторический очерк // Биология в школе. 1987. № 5. С. 22-26.
- Теряев А.М. Начальные основания ботанической философии. СПб.: Изд-во при Имп. Акад. наук, 1829. 156 с.
- Кастальский И. Ботаника для юношества, содержащая начальные основания ботаники и изображения 102 растений. СПб.: Глазунов, 1826. 276 с.
- Коротов В.М. Основоположник теории развития личности // Педагогика. 1994. № 4. С. 79-88.
- Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. Т. 2 / под ред. Н.И. Пискунова. М.: Педагогика, 1974. 438 с.
- Бекетов А.Н. О приложении индуктивного метода мышления к преподаванию естественной истории в гимназиях // ЖМН Пр. 1863. № 12. С. 14-18.
- Богданов А.П. Зоология и зоологическая хрестоматия: В 3 т. М.: Грачев и Ко, 1862. 1865. 3 т.
- Любен А. Руководство к систематическому изучению ботаники для школ и самообучения: В 2 т. СПб.: Головачев, 1869.
- Раевский Н.И. Ботаника для реальных училищ. М.: Лисснер и Ромон, 1890. 270 с.
- Михайлов Д.С. Приготовительный курс зоологии. СПб.: Огризко, 1862. 139 с.
- Сент-Илер К.К. Элементарный курс зоологии. СПб.: Товарищество «Общественная польза», 1874. 250 с.
- Трайтак Д.И. Александр Яковлевич Герд (1841-1888) // Биология в школе. 1988. № 6. С. 20-21.
- Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение: В 2 т. СПб.: Товарищество художественной печати, 1900.
- Половцов В.В. Основы общей методики естествознания. М.: Сытин, 1907. 276 с.
- Игнатьев Б., Соколов С. Наблюдай природу. М.; Петроград: Госиздат, 1923. 96 с.
- Спенсер Г. Воспитание умственное, нравственное и физическое. СПб.: Губинский, 1906. 230 с.
- Рибо Т. Опыт исследования творческого воображения: Пер. с фр. СПб.: Пантелеев, 1901. 232 с.
- Бинэ А., Симон Т. Развитие интеллекта детей. М.: Саблин, 1911. 162 с.
- Румянцев Е. Как изучалась и изучается душевная жизнь детей? // Душевная жизнь детей. М., 1910. С. 4-65.
- Севрук Л.С. Методика начального курса естествоведения. СПб., 1902. 428 с.
Дополнительные файлы
