Метод проектов как средство формирования лингвокультурной компетенции на уроках английского языка в средней школе

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В данной статье рассматривается лингвокультурологический подход в обучении иностранному языку, метод проектов как один из наиболее эффективных методов в процессе формирования лингвокультурной компетенции у обучающихся средней школы. Авторами рассматриваются этапы работы над краткосрочными (урочными) проектами. Авторы предлагают соблюдать четыре этапа: подготовка, планирование, исследование, защита и оценка результатов проектной деятельности. Анализ учебно-методического комплекса Spotlight 8 позволил авторам предложить трансформацию заданий разделов с пометкой «Project» из заданий на развитие письменного навыка в полноценные урочные проекты, разработав все необходимые этапы, критерии оценивания, варианты выполнения и развития проекта. В статье предлагаются разработки краткосрочных проектов к модулям учебника Spotlight 8. В разработки входят полноценный сценарий занятия по урочному проекту в определенном модуле, критерии оценивания, которые могут быть полезными учителю для оценивания как индивидуального, так и парного, группового проекта. Статья может быть интересна учителям иностранного языка, методистам, преподавателям образовательных организаций дополнительного образования, педагогам, руководящим проектной деятельностью. Разработанная схема оценивания, подробно описанные этапы работы над урочным проектом будут интересны и полезны начинающему учителю английского языка.

Об авторах

Ольга Александровна Кулаева

Самарский государственный социально-педагогический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: olga-kulaeva@mail.ru

кандидат филологических наук, доцент кафедры английской филологии и межкультурной коммуникации

Россия, Самара

Алена Игоревна Золотухина

Самарский государственный социально-педагогический университет

Email: alena.zolotuhina.99@mail.ru

студент факультета иностранных языков

Россия, Самара

Список литературы

  1. Худойбердиев Г.М. Значимость лингвокультурологического подхода в обучении иностранным языкам // Восточно-Европейский научный журнал. 2017. № 3–3 (19). С. 8–10.
  2. Герфанова Э.Ф. Лингвокультурологический подход в обучении иностранному языку // Язык, культура, этнос: сб. ст.: к 65-летнему юбилею профессора З.К. Дербишевой. СПб.: Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина, 2017. С. 396–402.
  3. Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. Лингвострановедческая теория слова. М.: Русский язык, 1980. 320 с.
  4. Зубрицкий О.А. Роль лингвокультурологии в современной лингвистике // Романо-германская филология и межкультурная коммуникация: межвуз. сб. науч. работ студентов, магистрантов, аспирантов. Белгород: Политерра, 2018. С. 10–14.
  5. Маслова В.А. Лингвокультурология: учеб. пособие. М.: Академия, 2001. 208 с.
  6. Шарипова Н.Э. Лингвокультурология как новое направление в системе преподавания иностранного языка // Молодой ученый. 2015. № 3 (83). С. 993–995.
  7. Назарматова Р.Р. Проектная деятельность как средство формирования социокультурной компетенции обучающихся // Социально-гуманитарные проблемы образования и профессиональной самореализации (Социальный инженер – 2020): сб. мат-лов всерос. конф. молодых исследователей с междунар. участием (Москва, 7–10 декабря 2020 года). М.: Российский государственный университет имени А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство), 2020. С. 124–128.
  8. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие. 2-е изд., стер. / под ред. Е.С. Полат. М.: Академия, 2005. 272 с.
  9. Турчен Д.Н. Проектная деятельность как один из методических приемов формирования универсальных учебных действий // Интернет-журнал Науковедение. 2013. № 6 (19). С. 202.
  10. Чилингарян М.В. Системно-деятельностный подход при обучении иностранному языку в средней школе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017. Т. 33. С. 103–105.
  11. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования: Приказ Министерства просвещения РФ от 31.05.2021 № 287 [Электронный ресурс] // https://garant.ru/products/ipo/prime/doc/401333920.
  12. Kilpatrick W.H. Dangers and difficulties of the project method and how to overcome them: introductory statement and definition of terms // Teachers College Record. 1921. № 4. P. 282–287.
  13. Максимова К.С. Особенности обучения иностранному языку на средней ступени средней общеобразовательной школы // Педагогический форум: сб. ст. II междунар. науч.-практ. конф. (Пенза, 30 июня 2020 года). Пенза: Наука и просвещение, 2020. С. 108–110.
  14. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды / под ред. В.В. Давыдова, В.П. Зинченко. М.: Педагогика, 1989. 560 с.
  15. Ваулина Е.Ю., Дули Д., Подоляко О.Е., Эванс В. Английский язык: книга для учителя. 8 класс: учеб. пособие. М.: Просвещение, 2012. 145 с.
  16. Ваулина Е.Ю., Дули Д., Подоляко О.Е., Эванс В. Английский язык. 8 класс: учебник. М.: Просвещение, 2012. 216 с.
  17. Ваулина Е.Ю., Дули Д., Подоляко О.Е., Эванс В. Английский язык. Рабочая тетрадь. 8 класс: учеб. пособие. М.: Просвещение, 2012. 83 с.
  18. Карпов А.О. Генеративная учебная среда: конструкционная и креативная модели // Педагогика. 2018. № 9. С. 3–12.
  19. Кулаева О.А. Становление юного исследователя: среда, условия, мотивация // От учебного проекта к исследованиям и разработкам: междунар. конф. по исслед. образованию школьников (Москва, 23–26 марта 2020 года). М.: Научно-техническая ассоциация «Актуальные проблемы фундаментальных наук», 2020. С. 185–192.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Кулаева О.А., Золотухина А.И., 2022

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».