Развитие геоинформационных компетенций у студентов, обучающихся по образовательной программе «История; География» по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В данной статье приводятся основные принципы разработки и использования геоинформационных программно-методических комплексов (ПМК) при организации дистанционного обучения в университете. Актуальность темы работы обусловлена необходимостью оптимизации образовательного процесса в вузе при изучении ряда учебных дисциплин, предполагающих использование геоинформационных систем (ГИС). В условиях активно развивающихся технологий дистанционного обучения применение в образовательном процессе традиционных методических приемов, к сожалению, не обеспечивает должного уровня формирования картографических и геоинформационных компетенций у студентов, в первую очередь это происходит из-за невозможности пользоваться компьютерными классами и другими компонентами образовательной среды вуза. Основное внимание в данной работе уделяется принципам разработки и использования учебно-методических геоинформационных проектов, базирующихся на информации данных дистанционного зондирования Земли, электронных карт, атрибутивных таблиц и специализированных баз данных. Базовая концепция разработки геоинформационных программно-методических комплексов построена на основе теории неогеографии. В работе приводится авторская трактовка термина «геоинформационная компетенция» студентов, которая соотносится с основными планируемыми результатами обучения в контексте требований ФГОС ВО. Разработанные методы и подходы позволяют современному преподавателю вуза эффективно управлять процессом создания студентами учебно-исследовательских проектов географической направленности. Предполагается использование бесплатного программного обеспечения и исходных данных, которые позволяют получать высококачественные картографические материалы современного уровня и способствуют формированию геоинформационных компетенций студентов. Результаты исследования применяются для организации учебного процесса у студентов, обучающихся по педагогическому направлению подготовки, в аспекте развития геоинформационных компетенций. Проводится сравнительный анализ и оценка эффективности современного геоинформационного инструментария для использования специализированных ГИС, программно-методических комплексов и веб-сервисов преподавателями и студентами. В результате работы даются рекомендации по организации образовательного процесса, которые способствуют формированию геоинформационных компетенций у студентов – будущих учителей истории и географии в условиях дистанционного обучения в современном университете.

Об авторах

Дмитрий Сергеевич Марков

Шуйский филиал Ивановского государственного университета

Email: sgpu@mail.ru

кандидат географических наук, доцент кафедры истории, географии и экологии

Россия, Шуя, Ивановская область

Владимир Иванович Гинко

Шуйский филиал Ивановского государственного университета

Email: vigin220177@rambler.ru

кандидат педагогических наук, доцент кафедры безопасности жизнедеятельности и адаптивной физической культуры

Россия, Шуя, Ивановская область

Александр Дмитриевич Малыгин

Шуйский филиал Ивановского государственного университета

Автор, ответственный за переписку.
Email: alextruemal@inbox.ru

старший преподаватель кафедры истории, географии и экологии

Россия, Шуя, Ивановская область

Список литературы

  1. Котляренко Ю.Ю., Симонова О.Б. Электронное обучение или дистанционное обучение (эмпирическое исследование на примере иностранного языка) // Казанский педагогический журнал. 2020. № 3 (140). С. 75-83.
  2. Hedlund A. COVID-19, remote teaching, and the school ecosystem: a delicate relationship // Professional Discourse & Communication. 2021. Vol. 3, № 1. P. 85-91. doi: 10.24833/2687-0126-2021-3-l-85-91.
  3. Марков Д.С., Поликарпова Е.А. Направления организации учебной деятельности школьников с использованием картографических материалов // Актуальные вопросы естествознания: мат-лы V всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием, Иваново, 24 марта 2020 года / сост. О.В. Хонгорова, М.Г. Есина. Иваново: ИПСА ГПС МЧС России, 2020. С. 233-236.
  4. Богословский В.И., Аниськин В.Н., Янкевич О.А. Формирование информационной картины мира студентов вузов в условиях концепции цифровой платформы образования // Вестник Димитровградского инженерно-технологического института. 2019. № 3 (20). С. 113-117.
  5. Поздняк С.Н., Орехова А.В. Формирование геоинформационной компетентности учащихся на основе применения ГИС-технологий // Инновации в практике образования. 2013. № 2. С. 121-127.
  6. Варакин Л.Е. Глобальное информационное общество: Критерии развития и социально-экономические аспекты. М.: Международная академия связи, 2001. 43 с.
  7. Синицын И.С. Интеграция средств информационно-коммуникационных технологий в процессе подготовки студентов по профилю «Географическое образование» // Ярославский педагогический вестник. 2014. Т. 2, № 2. С. 161-166.
  8. Роберт И.В. Толкование слов и словосочетаний понятийного аппарата информатизации образования // Информатика и образование. 2004. № 6. С. 63-70.
  9. Сайфулин И.И. Формирование геоинформационной компетентности учащихся на основе применения ГИС-технологий // Туризм и рекреация: инновации и ГИС-технологии: мат-лы XII междунар. науч.-практ. конф., Астрахань, 22-23 мая 2020 года / сост. И.С. Шарова, М.М. Иолин. Астрахань: Новая Линия, 2020. С. 163-165.
  10. Turner А.Introduction to neogeography. N.Y.: O'Reilly Media, Inc, 2006. 54 p.
  11. Щевелева Г.М., Манухов В.Ф. Развитие информационной культуры студенчества в образовательной среде университета // Гуманитарные науки и образование. 2019. Т. 10, № 1 (37). С. 80-89.
  12. Воронина М.А. Работа с веб-сайтом Европейского Союза при изучении географии Зарубежной Европы // Современное географическое образование: проблемы и перспективы развития: мат-лы V всерос. науч.-практ. конф., Москва, 12-13 декабря 2020 года. М.: Издательство «Перо», 2021. С. 54-58.
  13. Лягинова О.Ю. О формировании ИКТ-компетенций бакалавров технических направлений подготовки // Вестник Череповецкого государственного университета. 2014. № 4 (57). С. 141-144.
  14. Айманова Е.Е., Искалиев Д.Ж. Информационные технологии в формировании специалиста с высшим географическим образованием // Вестник Западно-Казахстанского государственного университета. 2015. № 2 (58). С. 126-134.
  15. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки): приказ Министерства образования и науки РФ от 22.02.2018 № 125 [Электронный ресурс] // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. https://docs.cntd.ru/document/542619637.
  16. Орехова А.В. Формирование геоинформационной компетентности учащихся в процессе изучения географии на основе применения ГИС-технологий // Вестник ЧГПУ им. И.Я. Яковлева. 2014. № 1 (81). С. 150-157.
  17. Крейдер О.А. ГИС-технологии и формирование компетентностного подхода // Системный анализ в науке и образовании. 2012. № 4. С. 171-180.
  18. Азарова А.С. Изучение геоинформационных технологий в обучении школьников // Студенческая наука для развития информационного общества: сб. мат-лов VIII всерос. науч.-техн. конф., Ставрополь, 22-23 мая 2018 года. Ставрополь: Северо-Кавказский федеральный университет, 2018. С. 362-368.
  19. Максаковский В.П. Географическая культура. М.: Гуманит. изд. центр «Владос», 1998. 416 с.
  20. Шишкин А.Р. Принципы разработки цифровых образовательных Интернет-ресурсов // Альманах научных работ молодых ученых. 2011. № 5. С. 120-123.
  21. Каримов Д.М., Дамеков О.Ж. Электронные географические атласы и исторические карты для школ Казахстана // Образовательная среда сегодня: теория и практика: сб. мат-лов IV междунар. науч.-практ. конф., Чебоксары, 09 декабря 2017 года / редкол.: О.Н. Широков и др. Чебоксары: Интерактив плюс, 2017. С. 64-68.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рисунок 1 – Окно ГИС MapInfo Professional 7.5 (MapInfo) с открытой картой, таблицей атрибутивных характеристик и исторической фотографией одного из объектов

Скачать (842KB)
3. Рисунок 2 – Основное диалоговое окно ГИС «Шуя»

Скачать (261KB)

© Марков Д.С., Гинко В.И., Малыгин А.Д., 2022

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».