Развитие геоинформационных компетенций у студентов, обучающихся по образовательной программе «История; География» по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование
- Авторы: Марков Д.С.1, Гинко В.И.1, Малыгин А.Д.1
-
Учреждения:
- Шуйский филиал Ивановского государственного университета
- Выпуск: Том 11, № 1 (2022)
- Страницы: 307-313
- Раздел: Педагогические науки
- URL: https://ogarev-online.ru/2309-4370/article/view/108362
- DOI: https://doi.org/10.55355/snv2022111308
- ID: 108362
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В данной статье приводятся основные принципы разработки и использования геоинформационных программно-методических комплексов (ПМК) при организации дистанционного обучения в университете. Актуальность темы работы обусловлена необходимостью оптимизации образовательного процесса в вузе при изучении ряда учебных дисциплин, предполагающих использование геоинформационных систем (ГИС). В условиях активно развивающихся технологий дистанционного обучения применение в образовательном процессе традиционных методических приемов, к сожалению, не обеспечивает должного уровня формирования картографических и геоинформационных компетенций у студентов, в первую очередь это происходит из-за невозможности пользоваться компьютерными классами и другими компонентами образовательной среды вуза. Основное внимание в данной работе уделяется принципам разработки и использования учебно-методических геоинформационных проектов, базирующихся на информации данных дистанционного зондирования Земли, электронных карт, атрибутивных таблиц и специализированных баз данных. Базовая концепция разработки геоинформационных программно-методических комплексов построена на основе теории неогеографии. В работе приводится авторская трактовка термина «геоинформационная компетенция» студентов, которая соотносится с основными планируемыми результатами обучения в контексте требований ФГОС ВО. Разработанные методы и подходы позволяют современному преподавателю вуза эффективно управлять процессом создания студентами учебно-исследовательских проектов географической направленности. Предполагается использование бесплатного программного обеспечения и исходных данных, которые позволяют получать высококачественные картографические материалы современного уровня и способствуют формированию геоинформационных компетенций студентов. Результаты исследования применяются для организации учебного процесса у студентов, обучающихся по педагогическому направлению подготовки, в аспекте развития геоинформационных компетенций. Проводится сравнительный анализ и оценка эффективности современного геоинформационного инструментария для использования специализированных ГИС, программно-методических комплексов и веб-сервисов преподавателями и студентами. В результате работы даются рекомендации по организации образовательного процесса, которые способствуют формированию геоинформационных компетенций у студентов – будущих учителей истории и географии в условиях дистанционного обучения в современном университете.
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Дмитрий Сергеевич Марков
Шуйский филиал Ивановского государственного университета
Email: sgpu@mail.ru
кандидат географических наук, доцент кафедры истории, географии и экологии
Россия, Шуя, Ивановская областьВладимир Иванович Гинко
Шуйский филиал Ивановского государственного университета
Email: vigin220177@rambler.ru
кандидат педагогических наук, доцент кафедры безопасности жизнедеятельности и адаптивной физической культуры
Россия, Шуя, Ивановская областьАлександр Дмитриевич Малыгин
Шуйский филиал Ивановского государственного университета
Автор, ответственный за переписку.
Email: alextruemal@inbox.ru
старший преподаватель кафедры истории, географии и экологии
Россия, Шуя, Ивановская областьСписок литературы
- Котляренко Ю.Ю., Симонова О.Б. Электронное обучение или дистанционное обучение (эмпирическое исследование на примере иностранного языка) // Казанский педагогический журнал. 2020. № 3 (140). С. 75-83.
- Hedlund A. COVID-19, remote teaching, and the school ecosystem: a delicate relationship // Professional Discourse & Communication. 2021. Vol. 3, № 1. P. 85-91. doi: 10.24833/2687-0126-2021-3-l-85-91.
- Марков Д.С., Поликарпова Е.А. Направления организации учебной деятельности школьников с использованием картографических материалов // Актуальные вопросы естествознания: мат-лы V всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием, Иваново, 24 марта 2020 года / сост. О.В. Хонгорова, М.Г. Есина. Иваново: ИПСА ГПС МЧС России, 2020. С. 233-236.
- Богословский В.И., Аниськин В.Н., Янкевич О.А. Формирование информационной картины мира студентов вузов в условиях концепции цифровой платформы образования // Вестник Димитровградского инженерно-технологического института. 2019. № 3 (20). С. 113-117.
- Поздняк С.Н., Орехова А.В. Формирование геоинформационной компетентности учащихся на основе применения ГИС-технологий // Инновации в практике образования. 2013. № 2. С. 121-127.
- Варакин Л.Е. Глобальное информационное общество: Критерии развития и социально-экономические аспекты. М.: Международная академия связи, 2001. 43 с.
- Синицын И.С. Интеграция средств информационно-коммуникационных технологий в процессе подготовки студентов по профилю «Географическое образование» // Ярославский педагогический вестник. 2014. Т. 2, № 2. С. 161-166.
- Роберт И.В. Толкование слов и словосочетаний понятийного аппарата информатизации образования // Информатика и образование. 2004. № 6. С. 63-70.
- Сайфулин И.И. Формирование геоинформационной компетентности учащихся на основе применения ГИС-технологий // Туризм и рекреация: инновации и ГИС-технологии: мат-лы XII междунар. науч.-практ. конф., Астрахань, 22-23 мая 2020 года / сост. И.С. Шарова, М.М. Иолин. Астрахань: Новая Линия, 2020. С. 163-165.
- Turner А.Introduction to neogeography. N.Y.: O'Reilly Media, Inc, 2006. 54 p.
- Щевелева Г.М., Манухов В.Ф. Развитие информационной культуры студенчества в образовательной среде университета // Гуманитарные науки и образование. 2019. Т. 10, № 1 (37). С. 80-89.
- Воронина М.А. Работа с веб-сайтом Европейского Союза при изучении географии Зарубежной Европы // Современное географическое образование: проблемы и перспективы развития: мат-лы V всерос. науч.-практ. конф., Москва, 12-13 декабря 2020 года. М.: Издательство «Перо», 2021. С. 54-58.
- Лягинова О.Ю. О формировании ИКТ-компетенций бакалавров технических направлений подготовки // Вестник Череповецкого государственного университета. 2014. № 4 (57). С. 141-144.
- Айманова Е.Е., Искалиев Д.Ж. Информационные технологии в формировании специалиста с высшим географическим образованием // Вестник Западно-Казахстанского государственного университета. 2015. № 2 (58). С. 126-134.
- Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки): приказ Министерства образования и науки РФ от 22.02.2018 № 125 [Электронный ресурс] // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. https://docs.cntd.ru/document/542619637.
- Орехова А.В. Формирование геоинформационной компетентности учащихся в процессе изучения географии на основе применения ГИС-технологий // Вестник ЧГПУ им. И.Я. Яковлева. 2014. № 1 (81). С. 150-157.
- Крейдер О.А. ГИС-технологии и формирование компетентностного подхода // Системный анализ в науке и образовании. 2012. № 4. С. 171-180.
- Азарова А.С. Изучение геоинформационных технологий в обучении школьников // Студенческая наука для развития информационного общества: сб. мат-лов VIII всерос. науч.-техн. конф., Ставрополь, 22-23 мая 2018 года. Ставрополь: Северо-Кавказский федеральный университет, 2018. С. 362-368.
- Максаковский В.П. Географическая культура. М.: Гуманит. изд. центр «Владос», 1998. 416 с.
- Шишкин А.Р. Принципы разработки цифровых образовательных Интернет-ресурсов // Альманах научных работ молодых ученых. 2011. № 5. С. 120-123.
- Каримов Д.М., Дамеков О.Ж. Электронные географические атласы и исторические карты для школ Казахстана // Образовательная среда сегодня: теория и практика: сб. мат-лов IV междунар. науч.-практ. конф., Чебоксары, 09 декабря 2017 года / редкол.: О.Н. Широков и др. Чебоксары: Интерактив плюс, 2017. С. 64-68.
Дополнительные файлы
