Development of geoinformation competencies among students majoring in History and Geography (44.03.05 Pedagogical Education)

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

This paper provides basic principles for the development and use of geoinformation software and methodological complexes of pedagogical education in the organization of distance learning at the university. The relevance of the topic of the work is due to the need to optimize the educational process at the university when studying a number of academic disciplines involving the use of geoinformation systems. In the context of increasingly and actively developing distance learning technologies, the use of traditional methodological techniques in the educational process reduces the effectiveness of cartographic and geoinformation competencies development among students, primarily due to the inability to use computer classes and other elements of the educational environment of the university. The main attention in this work is paid to the principles of development and use of educational and methodological geoinformation projects based on information from Earth remote sensing data, electronic maps, attribute tables and specialized databases. The basic concept of geoinformation software and methodological complexes development is based on the theory of neogeography. The paper presents the authors’ interpretation of the term «geoinformation competence», which correlates with the main planned learning outcomes in the context of the requirements of the Federal State Educational Standard. The proposed methods and approaches allow a modern university teacher to effectively manage the process of creating educational and scientific projects of geographical orientation by students. Free software and source data are supposed to be used as they allow obtaining high-quality cartographic materials of modern level and contribute to students’ geoinformation competencies development. The research results are used to organize the educational process among students majoring in pedagogical education in the aspect of geoinformation competencies development. The authors have carried out a comparative analysis and evaluation of the effectiveness of modern geoinformation tools for the use of specialized GIS, software and methodological complexes and web services by teachers and students. As a result of the work, recommendations are given on the organization of the educational process, which contribute to geoinformation competencies development among students – prospective teachers in the context of distance learning at a modern university.

About the authors

Dmitry Sergeevich Markov

Shuya Branch of Ivanovo State University

Email: sgpu@mail.ru

candidate of geographical sciences, associate professor of History, Geography and Ecology Department

Russian Federation, Shuya, Ivanovo Region

Vladimir Ivanovich Ginko

Shuya Branch of Ivanovo State University

Email: vigin220177@rambler.ru

candidate of pedagogical sciences, associate professor of Life Safety and Adaptive Physical Education Department

Russian Federation, Shuya, Ivanovo Region

Aleksandr Dmitrievich Malygin

Shuya Branch of Ivanovo State University

Author for correspondence.
Email: alextruemal@inbox.ru

senior lecturer of History, Geography and Ecology Department

Russian Federation, Shuya, Ivanovo Region

References

  1. Котляренко Ю.Ю., Симонова О.Б. Электронное обучение или дистанционное обучение (эмпирическое исследование на примере иностранного языка) // Казанский педагогический журнал. 2020. № 3 (140). С. 75-83.
  2. Hedlund A. COVID-19, remote teaching, and the school ecosystem: a delicate relationship // Professional Discourse & Communication. 2021. Vol. 3, № 1. P. 85-91. doi: 10.24833/2687-0126-2021-3-l-85-91.
  3. Марков Д.С., Поликарпова Е.А. Направления организации учебной деятельности школьников с использованием картографических материалов // Актуальные вопросы естествознания: мат-лы V всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием, Иваново, 24 марта 2020 года / сост. О.В. Хонгорова, М.Г. Есина. Иваново: ИПСА ГПС МЧС России, 2020. С. 233-236.
  4. Богословский В.И., Аниськин В.Н., Янкевич О.А. Формирование информационной картины мира студентов вузов в условиях концепции цифровой платформы образования // Вестник Димитровградского инженерно-технологического института. 2019. № 3 (20). С. 113-117.
  5. Поздняк С.Н., Орехова А.В. Формирование геоинформационной компетентности учащихся на основе применения ГИС-технологий // Инновации в практике образования. 2013. № 2. С. 121-127.
  6. Варакин Л.Е. Глобальное информационное общество: Критерии развития и социально-экономические аспекты. М.: Международная академия связи, 2001. 43 с.
  7. Синицын И.С. Интеграция средств информационно-коммуникационных технологий в процессе подготовки студентов по профилю «Географическое образование» // Ярославский педагогический вестник. 2014. Т. 2, № 2. С. 161-166.
  8. Роберт И.В. Толкование слов и словосочетаний понятийного аппарата информатизации образования // Информатика и образование. 2004. № 6. С. 63-70.
  9. Сайфулин И.И. Формирование геоинформационной компетентности учащихся на основе применения ГИС-технологий // Туризм и рекреация: инновации и ГИС-технологии: мат-лы XII междунар. науч.-практ. конф., Астрахань, 22-23 мая 2020 года / сост. И.С. Шарова, М.М. Иолин. Астрахань: Новая Линия, 2020. С. 163-165.
  10. Turner А.Introduction to neogeography. N.Y.: O'Reilly Media, Inc, 2006. 54 p.
  11. Щевелева Г.М., Манухов В.Ф. Развитие информационной культуры студенчества в образовательной среде университета // Гуманитарные науки и образование. 2019. Т. 10, № 1 (37). С. 80-89.
  12. Воронина М.А. Работа с веб-сайтом Европейского Союза при изучении географии Зарубежной Европы // Современное географическое образование: проблемы и перспективы развития: мат-лы V всерос. науч.-практ. конф., Москва, 12-13 декабря 2020 года. М.: Издательство «Перо», 2021. С. 54-58.
  13. Лягинова О.Ю. О формировании ИКТ-компетенций бакалавров технических направлений подготовки // Вестник Череповецкого государственного университета. 2014. № 4 (57). С. 141-144.
  14. Айманова Е.Е., Искалиев Д.Ж. Информационные технологии в формировании специалиста с высшим географическим образованием // Вестник Западно-Казахстанского государственного университета. 2015. № 2 (58). С. 126-134.
  15. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки): приказ Министерства образования и науки РФ от 22.02.2018 № 125 [Электронный ресурс] // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. https://docs.cntd.ru/document/542619637.
  16. Орехова А.В. Формирование геоинформационной компетентности учащихся в процессе изучения географии на основе применения ГИС-технологий // Вестник ЧГПУ им. И.Я. Яковлева. 2014. № 1 (81). С. 150-157.
  17. Крейдер О.А. ГИС-технологии и формирование компетентностного подхода // Системный анализ в науке и образовании. 2012. № 4. С. 171-180.
  18. Азарова А.С. Изучение геоинформационных технологий в обучении школьников // Студенческая наука для развития информационного общества: сб. мат-лов VIII всерос. науч.-техн. конф., Ставрополь, 22-23 мая 2018 года. Ставрополь: Северо-Кавказский федеральный университет, 2018. С. 362-368.
  19. Максаковский В.П. Географическая культура. М.: Гуманит. изд. центр «Владос», 1998. 416 с.
  20. Шишкин А.Р. Принципы разработки цифровых образовательных Интернет-ресурсов // Альманах научных работ молодых ученых. 2011. № 5. С. 120-123.
  21. Каримов Д.М., Дамеков О.Ж. Электронные географические атласы и исторические карты для школ Казахстана // Образовательная среда сегодня: теория и практика: сб. мат-лов IV междунар. науч.-практ. конф., Чебоксары, 09 декабря 2017 года / редкол.: О.Н. Широков и др. Чебоксары: Интерактив плюс, 2017. С. 64-68.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML
2. Figure 1 – GIS MapInfo Professional 7.5 (MapInfo) window with an open map, a table of attribute characteristics and a historical photo of one of the objects

Download (842KB)
3. Figure 2 – The main dialog box of GIS "Shuya"

Download (261KB)

Copyright (c) 2022 Markov D.S., Ginko V.I., Malygin A.D.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».