Instrumental and technological approaches to the organization of reflection in blended learning (on the example of humanities)

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The paper analyzes innovative models of the educational process organization based on distance technologies with the ICT application services, their features and didactic value. It’s about the main models of blended learning technology: station rotation, flipped classroom, lab rotation, individual rotation. The implementation of each model helps to achieve certain goals: differentiation and individualization of the educational process, development of students’ skills for individual work and self-organization, a more rational distribution of educational time in the classroom, ensuring the flexibility of the educational process, etc. The analysis of publications on this topic showed that researchers are interested in a wide range of issues related to the implementation of blended learning models at the lessons by different disciplines, such as: the usage of various tools, the analysis of models effectiveness, the usage of electronic resources, students’ motivation and evaluation, the role of the teacher, etc. However, little attention is paid to the organization of reflection. The paper analyzes the role of reflection in the learning process and its place at the lessons based on the models of flipped classroom and station rotation. The authors also give examples of methods and tools for organizing reflection at the lessons of humanities.

About the authors

Mariia Vladimirovna Baiganova

Samara State University of Social Sciences and Education

Author for correspondence.
Email: bayganova@gmail.com

senior lecturer of Information and Communication Technologies in Education Department

Russian Federation

Marina Viktorovna Kalinkina

Samara State University of Social Sciences and Education

Email: kalinkinamv@gmail.com

senior lecturer of Information and Communication Technologies in Education Department

Russian Federation

References

  1. Андреева Н.В., Рождественская Л.В., Ярмахов Б.Б. Шаг школы в смешанное обучение. М.: Буки Веди, 2016. 280 с.
  2. Брыксина О.Ф., Пономарева Е.А. Смешанное обучение как тренд современной системы образования: обзор образовательных моделей // Научное отражение. 2017. № 5–6 (9–10). С. 36–37.
  3. Хуторской А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному?: пособие для учителя. М.: Изд-во Владос-Пресс, 2005. 383 с.
  4. Чернобровкина Е.П. Международный опыт смешанного обучения в преподавании иностранных языков // Евразийский союз ученых. 2015. № 10–4 (19). С. 114–116.
  5. Розанова Я.В. Технология ротационной модели метода смешанного обучения в неязыковом вузе // Magister Dixit. 2014. № 2 (14). С. 70–76.
  6. Попова Т.П., Ненашева Т.А. Информационные технологии в обучении иностранным языкам в вузе (модель смешанного обучения) // Историческая и социально-образовательная мысль. 2016. Т. 8, № 6/1. С. 218–226.
  7. Никольская Г.А., Новоселова Г.П. Математика и смешанное обучение. Сохранилось ли качество обучения? // Международный научно-исследовательский журнал. 2016. № 5–4 (47). С. 77–79.
  8. Лученкова Е.Б., Носков М.В., Шершнева В.А. Смешанное обучение математике: практика опередила теорию // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2015. № 1 (31). С. 54–59.
  9. Просвиркина И.И., Садретдинова Т.А., Яхно М.Д., Фролова А.М. Использование моделей смешанного обучения при обучении говорению // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2017. № 12–4 (78). С. 202–205.
  10. Литвинова Н.М., Сажнева Т.В., Баян Е.М. Смешанное обучение химии в школе: от теории к практике // Образовательные технологии и общество. 2016. № 1. С. 377–388.
  11. Морсковатых М.Ю. Смешанное обучение в преподавании МХК в старшей школе // Вестник научной ассоциации студентов и аспирантов исторического факультета Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия: Stadia Historica Jenium. 2018. № 1 (14). С. 269–274.
  12. Скоробогатов Я.О. Структура построения курсов обучения программированию школьников 7–11 классов в форме смешанного обучения // Педагогика и просвещение. 2017. № 2. С. 87–94.
  13. Бекишева Т.Г. Смешанное обучение: современные тенденции в вузах // Russian Journal of Education and Psychology. 2016. № 11–2 (67). С. 37–42.
  14. Авдеева Ю.А., Устиновская А.А. Проблематика внедрения смешанного обучения в вузах // Управление образованием: теория и практика. 2018. № 2 (30). С. 34–39.
  15. Печинская Л.И. Проблемы смешанного обучения в высшем образовании // Вопросы методики преподавания в вузе. 2012. № 1 (15). С. 79–83.
  16. Кречетников К.Г. Информационные технологии при смешанном обучении в вузе // Социально-экономические исследования, гуманитарные науки и юриспруденция: теория и практика. 2015. № 4. С. 93–97.
  17. Кашпарова В.С., Синицын В.Ю. О практике использования смешанного обучения // Обучение и воспитание: методики и практика. 2013. № 10. С. 89–92.
  18. Демидова А.В. Электронный учебник в контексте технологии смешанного обучения // Школьные технологии. 2017. № 5. С. 89–92.
  19. Стародубцев В.А. Персонализированные МООК в смешанном обучении // Высшее образование в России. 2015. № 10. С. 133–144.
  20. Шкунова А.А., Прохорова М.П., Лабазова А.В., Белоусова К.В., Булганина А.Е. Реализация технологии смешанного обучения средствами LMS Moodle // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2019. № 2 (36). С. 108–115.
  21. Виштак Н.М. Использование лекционного электронного комплекса в условиях смешанного обучения // Научные исследования в образовании. 2010. № 1. С. 18–22.
  22. Никитина М.С. Преподаватель как субъект образовательного процесса в системе смешанного обучения // Научный журнал КубГАУ. 2013. № 86. С. 799–808.
  23. Тимкин С.Л. Мотивация студента в модели смешанного обучения // Высшее образование в России. 2008. № 9. С. 116–119.
  24. Соколова Н.Ф. Оценивание образовательных результатов обучающихся в условия смешанного обучения // Территория науки. 2018. № 4. С. 58–64.
  25. Скокова Л.В., Дамбуева А.Б. Самостоятельная работа студентов в контексте смешанного обучения // Сибирский педагогический журнал. 2014. № 4. С. 39–42.
  26. Dewey J. How we think: a restatement of the relation of reflective thinking to the educative process. Boston: D.C. Heath, 1933. 301 с.
  27. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897. 46 с.
  28. Карпов А.В. Психология рефлексивных механизмов деятельности. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2013. 424 с.
  29. Ермачкова С.О. Рефлексия в современном учебном процессе: значение применения и методика проведения её на уроках русского языка // Инновации. Наука. Образование. 2010. № 15. С. 455–465.
  30. Казакова С.Ю. Методы рефлексии эмоционального состояния на уроках английского языка // Научно-методический журнал «Поиск». 2020. № 2 (70). С. 29–32.
  31. Миронова Д.С. Использование приемов рефлексии на уроках русского языка и литературы // Профессионально-педагогическая культура: опыт прошлого – вызов современности: мат-лы VI междунар. науч.-практ. конф. Белгород: Издательский дом «Белгород», 2017. С. 71–73.
  32. Седлова О.В. Формирование рефлексивных умений обучающихся на уроках истории и обществознания // Методология, теория и практика инновационного развития регионального образования: мат-лы всерос. с междунар. уч. науч.-практ. конф. М.: Издательство «Перо», 2019. С. 322–326.
  33. Гунина О.В. Рефлексия как этап современного урока истории и обществознания в условиях ФГОС // Современный урок в условиях внедрения ФГОС: опыт, проблемы, перспективы: сб. ст. всерос. науч.-метод. конф. Оренбург: Оренбургский государственный педагогический университет, 2017. С. 80–81.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML
2. Fig. 1

Download (6KB)
3. Fig. 2

Download (42KB)
4. Fig. 3

Download (21KB)

Copyright (c) 2021 Baiganova M.V., Kalinkina M.V.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».