Инструментальные и технологические подходы к организации рефлексии в смешанном обучении (на примере дисциплин гуманитарного профиля)
- Авторы: Байганова М.В.1, Калинкина М.В.1
-
Учреждения:
- Самарский государственный социально-педагогический университет
- Выпуск: Том 10, № 3 (2021)
- Страницы: 208-214
- Раздел: Педагогические науки
- URL: https://ogarev-online.ru/2309-4370/article/view/90491
- DOI: https://doi.org/10.17816/snv2021103301
- ID: 90491
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье проводится анализ инновационных моделей организации учебного процесса на основе дистанционных технологий с применением сервисов ИКТ, их особенностей и дидактической ценности. Речь идет об основных моделях технологии смешанного обучения: смена рабочих зон, перевернутое обучение, автономная группа, индивидуальная траектория. Реализация каждой из моделей помогает достичь определенных целей: дифференциация и индивидуализация учебного процесса, развитие навыков самостоятельной работы и самоорганизации обучающихся, более рациональное распределение учебного времени на уроке, обеспечение гибкости учебного процесса и т.д. Анализ публикаций по данной теме показал, что исследователей интересует широкий спектр вопросов, связанных с реализацией моделей смешанного обучения на уроках по различным дисциплинам, таких как: использование различного инструментария, анализ эффективности моделей, использование электронных ресурсов, мотивация и оценивание обучающихся, роль учителя и т.д. Однако при этом мало внимания уделяется вопросам организации рефлексии. В статье анализируется роль рефлексии в процессе обучения, а также ее место на уроке в моделях перевернутого обучения и смены рабочих зон. Представлены примеры методик и инструментов организации рефлексии в рамках занятий по дисциплинам гуманитарного профиля.
Ключевые слова
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Мария Владимировна Байганова
Самарский государственный социально-педагогический университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: bayganova@gmail.com
старший преподаватель кафедры информационно-коммуникационных технологий в образовании
РоссияМарина Викторовна Калинкина
Самарский государственный социально-педагогический университет
Email: kalinkinamv@gmail.com
старший преподаватель кафедры информационно-коммуникационных технологий в образовании
РоссияСписок литературы
- Андреева Н.В., Рождественская Л.В., Ярмахов Б.Б. Шаг школы в смешанное обучение. М.: Буки Веди, 2016. 280 с.
- Брыксина О.Ф., Пономарева Е.А. Смешанное обучение как тренд современной системы образования: обзор образовательных моделей // Научное отражение. 2017. № 5–6 (9–10). С. 36–37.
- Хуторской А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному?: пособие для учителя. М.: Изд-во Владос-Пресс, 2005. 383 с.
- Чернобровкина Е.П. Международный опыт смешанного обучения в преподавании иностранных языков // Евразийский союз ученых. 2015. № 10–4 (19). С. 114–116.
- Розанова Я.В. Технология ротационной модели метода смешанного обучения в неязыковом вузе // Magister Dixit. 2014. № 2 (14). С. 70–76.
- Попова Т.П., Ненашева Т.А. Информационные технологии в обучении иностранным языкам в вузе (модель смешанного обучения) // Историческая и социально-образовательная мысль. 2016. Т. 8, № 6/1. С. 218–226.
- Никольская Г.А., Новоселова Г.П. Математика и смешанное обучение. Сохранилось ли качество обучения? // Международный научно-исследовательский журнал. 2016. № 5–4 (47). С. 77–79.
- Лученкова Е.Б., Носков М.В., Шершнева В.А. Смешанное обучение математике: практика опередила теорию // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2015. № 1 (31). С. 54–59.
- Просвиркина И.И., Садретдинова Т.А., Яхно М.Д., Фролова А.М. Использование моделей смешанного обучения при обучении говорению // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2017. № 12–4 (78). С. 202–205.
- Литвинова Н.М., Сажнева Т.В., Баян Е.М. Смешанное обучение химии в школе: от теории к практике // Образовательные технологии и общество. 2016. № 1. С. 377–388.
- Морсковатых М.Ю. Смешанное обучение в преподавании МХК в старшей школе // Вестник научной ассоциации студентов и аспирантов исторического факультета Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия: Stadia Historica Jenium. 2018. № 1 (14). С. 269–274.
- Скоробогатов Я.О. Структура построения курсов обучения программированию школьников 7–11 классов в форме смешанного обучения // Педагогика и просвещение. 2017. № 2. С. 87–94.
- Бекишева Т.Г. Смешанное обучение: современные тенденции в вузах // Russian Journal of Education and Psychology. 2016. № 11–2 (67). С. 37–42.
- Авдеева Ю.А., Устиновская А.А. Проблематика внедрения смешанного обучения в вузах // Управление образованием: теория и практика. 2018. № 2 (30). С. 34–39.
- Печинская Л.И. Проблемы смешанного обучения в высшем образовании // Вопросы методики преподавания в вузе. 2012. № 1 (15). С. 79–83.
- Кречетников К.Г. Информационные технологии при смешанном обучении в вузе // Социально-экономические исследования, гуманитарные науки и юриспруденция: теория и практика. 2015. № 4. С. 93–97.
- Кашпарова В.С., Синицын В.Ю. О практике использования смешанного обучения // Обучение и воспитание: методики и практика. 2013. № 10. С. 89–92.
- Демидова А.В. Электронный учебник в контексте технологии смешанного обучения // Школьные технологии. 2017. № 5. С. 89–92.
- Стародубцев В.А. Персонализированные МООК в смешанном обучении // Высшее образование в России. 2015. № 10. С. 133–144.
- Шкунова А.А., Прохорова М.П., Лабазова А.В., Белоусова К.В., Булганина А.Е. Реализация технологии смешанного обучения средствами LMS Moodle // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2019. № 2 (36). С. 108–115.
- Виштак Н.М. Использование лекционного электронного комплекса в условиях смешанного обучения // Научные исследования в образовании. 2010. № 1. С. 18–22.
- Никитина М.С. Преподаватель как субъект образовательного процесса в системе смешанного обучения // Научный журнал КубГАУ. 2013. № 86. С. 799–808.
- Тимкин С.Л. Мотивация студента в модели смешанного обучения // Высшее образование в России. 2008. № 9. С. 116–119.
- Соколова Н.Ф. Оценивание образовательных результатов обучающихся в условия смешанного обучения // Территория науки. 2018. № 4. С. 58–64.
- Скокова Л.В., Дамбуева А.Б. Самостоятельная работа студентов в контексте смешанного обучения // Сибирский педагогический журнал. 2014. № 4. С. 39–42.
- Dewey J. How we think: a restatement of the relation of reflective thinking to the educative process. Boston: D.C. Heath, 1933. 301 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897. 46 с.
- Карпов А.В. Психология рефлексивных механизмов деятельности. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2013. 424 с.
- Ермачкова С.О. Рефлексия в современном учебном процессе: значение применения и методика проведения её на уроках русского языка // Инновации. Наука. Образование. 2010. № 15. С. 455–465.
- Казакова С.Ю. Методы рефлексии эмоционального состояния на уроках английского языка // Научно-методический журнал «Поиск». 2020. № 2 (70). С. 29–32.
- Миронова Д.С. Использование приемов рефлексии на уроках русского языка и литературы // Профессионально-педагогическая культура: опыт прошлого – вызов современности: мат-лы VI междунар. науч.-практ. конф. Белгород: Издательский дом «Белгород», 2017. С. 71–73.
- Седлова О.В. Формирование рефлексивных умений обучающихся на уроках истории и обществознания // Методология, теория и практика инновационного развития регионального образования: мат-лы всерос. с междунар. уч. науч.-практ. конф. М.: Издательство «Перо», 2019. С. 322–326.
- Гунина О.В. Рефлексия как этап современного урока истории и обществознания в условиях ФГОС // Современный урок в условиях внедрения ФГОС: опыт, проблемы, перспективы: сб. ст. всерос. науч.-метод. конф. Оренбург: Оренбургский государственный педагогический университет, 2017. С. 80–81.
Дополнительные файлы
