Опыт нравственного взаимодействия студентов с другими людьми: педагогический аспект

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье актуализируется проблема становления человека как нравственной, обладающей добродетелями личности. Обозначаются направления нравственного воспитания, способствующие формированию нравственной личности, и аргументируется необходимость выделения в качестве предмета специального научного исследования формирования опыта нравственного взаимодействия с другими людьми у студентов вуза, как аспект нравственного воспитания. Обосновывается, что опыт нравственного взаимодействия студентов с другими людьми представляет собой результат реализации особого типа отношений, в которых актуализированы нравственные ценности, принимающие форму мотивов действий и поступков студентов по отношению к другим людям, что в таком опыте, отражающем нравственную практику как совокупность реальных поступков студента, реализуется мир нравственности и присущих ей ценностей. Выявляются методологические основания выделения структуры опыта нравственного взаимодействия студентов с другими людьми: научные положения об отражении в принципиальной структуре опыта принципиальной структуры мира; научные положения об индивидуальной нравственности, опосредующей связь между внешними факторами, определяющими поведение личности и внутренним (социальным, нравственным) его смыслом. Выделяются структурные компоненты опыта нравственного взаимодействия студентов с другими людьми: когнитивный, мотивационно-ценностный, коммуникативный и поведенческий компоненты – и аргументируются возможности выделения данных компонентов. Обосновывается, что выделение когнитивного компонента базируется на идее о соответствии поведения знанию; выделение мотивационно-ценностного компонента – на положении о направляющей роли в деятельности человека мотивов, форму которых принимают ценности; выделение коммуникативного компонента – на трактовке общения как одного из видов взаимодействия, имеющего (общение) нравственную составляющую; выделение поведенческого компонента – на положениях о нравственной практике.

Об авторах

Анна Александровна Разумовская

Филиал Мурманского арктического государственного университета в г. Кировске

Автор, ответственный за переписку.
Email: annabalakovo2552@mail.ru

директор

Россия

Список литературы

  1. Словарь по этике / под ред. А.А. Гусейнова, И.С. Кона. 6-е изд. М.: Политиздат, 1989. 447 с.
  2. Кандаурова А.В. К вопросу о структуре социального взаимодействия // Вестник Нижневартовского государственного университета. 2013. № 4. С. 62–66.
  3. Коротаева Е.В. Педагогическое взаимодействие: становление дефиниции // Педагогическое образование в России. 2007. № 1. С. 73–83.
  4. Чиркина Е.А., Копотев С.Л. Диагностика, описание и опыт исследования субъект-субъектного взаимодействия в системах «преподаватель – студент», «преподаватель – студенты» // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 2(9). С. 318–321.
  5. Яковлева Н.Н. Гуманистическое взаимодействие преподавателей и студентов в процессе адаптации студентов // Педагогический опыт: теория, методика, практика. 2016. № 1(6). С. 137–140.
  6. Бездухов А.В. Сущность нравственно-педагогического взаимодействия учителя и учащихся // Образование и саморазвитие. 2011. № 1(23). С. 124–129.
  7. Снежко Т.Ю., Мусинов П.А. К проблеме нравственно-правового взаимодействия в системе «администрация – обучающийся (студент)» в образовательных учреждениях среднего профессионального образования // Мир науки, культуры, образования. 2010. № 3(22). С. 115–119.
  8. Жекибаева Б.А., Садыков К.И., Иманбетов А.Н. Методологические основы формирования готовности будущих учителей к нравственно-эстетическому взаимодействию с учащимися // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. № 5–2. С. 328–331.
  9. Сохранов-Преображенский В.В., Зайтуева С.У. Смысловое взаимодействие как фактор развития готовности личности группы риска к нравственной самоорганизации // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2018. Т. 24, № 4. С. 40–43.
  10. Сиротина Е.А. Ценностно-смысловое взаимодействие как педагогическая категория // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2013. № 10(85). С. 16–20.
  11. Викулина М.А. Личностно-ориентированное взаимодействие «студент – преподаватель» и его роль в формировании личностных качеств студентов вуза // Наука и школа. 2010. № 3. С. 43–44.
  12. Майкова В.П., Молчан Э.М. Формирование духовно-нравственных ценностей личности в контексте диалогического взаимодействия // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2019. № 3. С. 120–127.
  13. Сагатовский В.Н. Философия развивающейся гармонии (философские основы мировоззрения): В 3 ч. Ч. 2. Онтология (Мир и человек: укоренен ли человек во Вселенной?). СПб.: СПбГУ, 1999. 272 с.
  14. Полонский В.М. Большой тематический словарь по образованию и педагогике. М.: Народное образование, 2017. 840 с.
  15. Семенцова К.С. Теоретический обзор исследований опыта личности как психологического феномена // Вестник Псковского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. 2012. № 1. С. 91–97.
  16. Каган М.С. Философская теория ценности. СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1997. 205 с.
  17. Швырев В.С. Деятельностный подход к пониманию «феномен человека»: Попытка современного осмысления // Наука глазами гуманитария. М.: Прогресс-Традиция, 2005. С. 345–383.
  18. Лапина Т.С. Проблема индивидуальной нравственности // Мораль и этическая теория. М.: Наука, 1974. С. 106–143.
  19. Христофоров С.В. Опыт как педагогическая категория // Вестник Оренбургского государственного университета. 2005. № 7. С. 180–184.
  20. Ефимчук Е.Г. Общая структура познавательного опыта студентов вуза и критерии его развития // Человек и образование. 2016. № 1(46). С. 76–79.
  21. Лапицкая Е.В. Содержание и структура субъектного опыта студентов в образовательной деятельности // Историческая и социально-образовательная мысль. 2015. Т. 7, № 6–1. С. 348–351.
  22. Гончарова Е.Н. Формирование опыта нравственного поведения школьников: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. Самара, 2011. 26 с.
  23. Адорно Т.В. Проблемы философии морали. М.: Республика, 2000. 239 с.
  24. Бодалев А.А. Психология общения. М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. 256 с.
  25. Каган М.С. Человеческая деятельность (Опыт системного анализа). М.: Политиздат, 1974. 328 с.
  26. Мелекесов Г.А. Аксиологический потенциал личности будущего педагога: становление и развитие. М.: МПГУ, 2002. 288 с.
  27. Архангельский Л.М. Марксистская этика: предмет, структура, основные направления. М.: Мысль, 1985. 239 с.
  28. Смоленцев Ю.А. Мораль и нравы: диалектика взаимодействия. М.: МГУ, 1989. 200 с.
  29. Василенко В.А. Мораль и общественная практика. М.: МГУ, 1983. 176 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Разумовская А.А., 2021

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».