Everyday business activity of Orenburg post-reform merchants engaged in trade at fairs

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The paper examines specifics of the business activity of Orenburg merchants during the post-reform era in the area of trade at fairs. The paper analyzes the conditions of this branch of commerce, including how comfortable the premises used for trade were, what features the nature and climate of Orenburg Region had, how the goods reached the consumer and what the internal atmosphere of major All-Russian fairs was. The study reveals the attitude of provincial entrepreneurs of the Great Reform period towards seasonal itinerant trade within their region. The narrowness of the domestic market, the difficulty of transporting goods by horse-drawn transport, the periodic cycle of operation of fairs, which didn’t allow merchants to receive profits consistently, and the lack of comfortable retail outlets were the reasons why Orenburg merchants eventually abandoned intraregional seasonal trade. Since the 1880s, active construction of railways began throughout the empire, which made the Nizhny Novgorod Fair one of the centers of the empire’s commercial life, more available to the provincial merchants, and Orenburg entrepreneurs continued to visit it in the first decade and a half of the 20th century. However, one of the main reasons why merchants were interested in traveling to the Nizhny Novgorod Fair was the fact that all sorts of entertainment and pleasures were available at the fair, which were more difficult to enjoy at home due to family and marital obligations. The source base of the study consists of documents from the archives of Orenburg and Chelyabinsk Regions that reflect the problems of organizing fairs during the post-reform period.

About the authors

Konstantin Alekseevich Abdrakhmanov

Orenburg State Pedagogical University

Author for correspondence.
Email: kostya.abdrakhmanov@mail.ru

candidate of historical sciences, senior lecturer of Russian History Department

Russian Federation, Orenburg

References

  1. Безобразов В.П. Очерки Нижегородской ярмарки. М.: Университетская типография Катков и К°, 1865. 170 с.
  2. Туган-Барановский М.И. Русская фабрика в прошлом и настоящем. Историческое развитие русской фабрики в XIX веке (Серия «Памятники экономической мысли»). М.: Наука, 1997. 735 с.
  3. Лященко П.И. История народного хозяйства СССР. Т. II. Капитализм. Издание третье. М.: Государственное издательство политической литературы, 1952. 738 с.
  4. Яковцевский В.Н. Купеческий капитал в феодально-крепостнической России. М.: Изд-во АН СССР, 1953. 203 с.
  5. Щеглова Т.К. Ярмарки юга Западной Сибири в XIX – начале ХХ века. Из истории формирования и развития всероссийского рынка. Барнаул: Алтайский гос. ун-т, 2001. 504 с.
  6. Щеглова Т.К. Ярмарки Западной Сибири и Степных областей во второй половине XIX века. Из истории российско-азиатской торговли. Барнаул: Изд-во Барнаульского гос. пед. ун-та, 2002. 326 с.
  7. Шахеров В.П. Городские ярмарки и формирование межрегиональных экономических связей в Сибири XVIII–XIX вв. // Известия Иркутской государственной экономической академии. 2003. № 3–4. С. 109–114.
  8. Меньшикова Е.Н. Ярмарки в Курской и Воронежской губернии во второй половине XIX – начале ХХ века как место реализации деловой активности провинциального купечества // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2013. № 5 (31). Ч. I. С. 128–130.
  9. Банникова Е.В. «Ехал на ярмарку ухарь-купец…»: ярмарочная торговля в деловой повседневности уральского дореформенного купечества // Торговля, купечество и таможенное дело в России в XVI–XIX вв.: сб. мат-лов третьей междунар. науч. конф. Коломна: Московский государственный областной социально-гуманитарный институт, 2015. С. 146–153.
  10. Авдаков И.Ю. История торговли России со странами Востока на Нижегородской ярмарке // Вестник Института востоковедения РАН. 2019. № 2 (8). С. 203–213.
  11. Шкунов В.Н. Сбыт импортных товаров на ярмарках Симбирской губернии в первой половине XIX века // Известия Самарского научного центра РАН. Исторические науки. 2019. № 4 (4). С. 25–29.
  12. Списки населенных мест Российской империи, составленные и издаваемые Центральным статистическим комитетом Министерства внутренних дел. Вып. 28: Оренбургская губерния. СПб.: Изд. Центр. стат. ком. Мин. внутр. дел, 1871. 108 с.
  13. Алеврас Н.Н. Челябинск в XVIII – начале ХХ века: социально-демографические процессы // Magistra Vitae: электронный журнал по историческим наукам и археологии. 2000. № 1 (11). С. 20–35.
  14. Черемшанский В.М. Описание Оренбургской губернии в хозяйственно-статистическом, этнографическом и промышленном отношениях. Уфа: Тип. Оренбургского губ. правления, 1859. 472 с.
  15. Орлов А.В. Челябинск // Памятная книжка Оренбургской губернии на 1865 год. Оренбург: Оренбургская губернская типография, 1865. С. 83–102.
  16. Шицкова М.А. История книгораспространения в Оренбургской губернии во второй половине XIX – начале XX века. Челябинск: Челябинский государственный институт культуры, 2014. 155 с.
  17. Объединенный государственный архив Челябинской области (ОГАЧО). Ф. И-77. Оп. 1. Д. 203.
  18. ОГАЧО. Ф. И-77. Оп. 1. Д. 163.
  19. Государственный архив Оренбургской области (ГАОО). Ф. 6. Оп. 6. Д. 14132.
  20. ГАОО. Ф. 10. Оп. 2. Д. 30.
  21. ОГАЧО. Ф. Р-290. Оп. 1. Д. 40.
  22. Алекторов А. Очерки Внутренней Киргизской Орды (окончание) // Известия Оренбургского отдела Императорского русского географического общества. Вып. 3. 1894. С. 1–32.
  23. Хроника г. Оренбурга за 1864 г. СПб.: Типография товарищества «Общественная польза», 1865. 35 с.
  24. Ильин В.Ф. Статистические заметки о городе Троицке // Памятная книжка Оренбургской губернии на 1865 год. Оренбург: Оренб. губ. типография, 1865. С. 1–21.
  25. Игнатьев Р.Г. Верхнеуральск // Памятная книжка Оренбургской губернии на 1865 год. Оренбург: Оренб. губ. типография, 1865. С. 103–132.
  26. Глуховский В.Ф. История предпринимательства в Оренбуржье (XVIII – начало XX вв.). Оренбург: Издательский центр ОГАУ, 2002. 124 с.
  27. Гельмгольц О. Оренбургский меновой двор // Известия Оренбургского отдела Императорского русского географического общества. 1894. Вып. 3. С. 34–53.
  28. Экономическая история мира. Европа. Т. 2 / под общ. ред. М.В. Конотопова. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2005. 636 с.
  29. Таиров Н.И. Татарские предприниматели на всероссийских ярмарках (вторая половина XIX – начало ХХ вв.) // Ученые записки Казанского государственного университета. Т. 150. Кн. 1. Гуманитарные науки. 2008. С. 92–99.
  30. Мельников А.П. Столетие Нижегородской ярмарки. 1817–1917. Очерки бытовой истории нижегородской ярмарки. Н. Новгород: Изд. нижегородского ярмарочного купечества, 1917. 288 с.
  31. Абакумов О.Ю. Сексуальные ритмы нижегородской ярмарки // Экономическая психология: прошлое, настоящее, будущее. 2016. № 3–1. С. 98–105.
  32. Бондаренко Ф.Б. Ярмарка – культурный феномен в общественном быту горожан Пермской губернии (конец XVIII – первая половина XIX в.) // Емельяновские чтения: мат-лы всерос. науч.-практ. конф. Курган: Курганский государственный университет, 2009. С. 64–66.
  33. Малышева С.Ю. Профессионалки, «арфистки», «любительницы»: проститутки в российском провинциальном городе второй половины XIX – начала XX вв. // Клио. 2012. № 3 (63). С. 72–79.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2021 Abdrakhmanov K.A.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».