Профилированное физкультурное образование: методологическая основа

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Актуальность представленного материала обусловлена необходимостью разрешения противоречия между социальной потребностью в создании и воспроизводстве «человеческого капитала» и недостаточным методологическим обоснованием ценностного потенциала профессиональной физической культуры и профилированного физкультурного образования в воспитании сущностных культурологических характеристик личности профессионала как субъекта «человеческого капитала». Обосновано, что предмет исследования – характеристика компонентов профилированного физкультурного образования, а цель – методологическое обоснование профилированного физкультурного образования в воспитании культурологических характеристик личности профессионала. Показано, что методологическую основу составили личностно-ориентированный и культурологический подходы к организации образовательных процессов. Обосновано, что в воспроизводстве «человеческого капитала» одно из ведущих мест отводится ценностям профессиональной физической культуры, с направленным использованием которых достигается оптимальное соотношение в коррекции телесно-душевно-духовных кондиций человека, его профессионально важных двигательных и личностных потребностей и способностей. Утверждается положение о том, что их качество-количество отражает сформированность профессиональной физической культуры личности, проявления базовой культуры субъекта и в целом характеризует качество «человеческого капитала». Показано, что одним из основополагающих видов профессиональной физической культуры является профилированное физкультурное образование как специально организованный и специфический педагогический процесс развития, обучения и воспитания профессионально значимых ценностных ориентаций, двигательных и личностных потребностей и способностей личности профессионала. Обосновано, что структура профилированного физкультурного образования представлена следующими компонентами: профилированные физкультурное обучение, воспитание и развитие, реализация которых обеспечивают должную комплексность и всесторонность в становлении сущностных культурологических характеристик личности профессионала как субъекта «человеческого капитала». Автор утверждает, что основными задачами профилированного физкультурного обучения являются формирование опыта социально корректного поведения; обучение профессионально важным (прикладным) двигательным умениям и навыкам; освоение системы профессионально ориентированных физкультурно-спортивных знаний и умений физкультурного самосовершенствования. Профилированное физкультурное воспитание имеет задачи доведения до должного состояния системы профессионально важных двигательных качеств; становления (воспроизводства и поддержания) профессионально важных личностных свойств и качеств; формирования системы потребностей и мотивов в профессионально ориентированном физкультурно-спортивном самосовершенствования. Профилированное физкультурное развитие обеспечивает решение задач оптимизации основных профессионально важных адаптационных возможностей; коррекции физического развития и профессионально важных функциональных возможностей; развития профессионально важных психических процессов и их видов.

Об авторах

Сергей Семенович Коровин

Оренбургский государственный педагогический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: kss5656@yandex.ru

Доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и методики спортивных дисциплин, адаптивной физической культуры и медико-биологических основ физического воспитания

Россия, Оренбург

Список литературы

  1. Ключарев Г.А., Диденко Д.В., Латов Ю.В., Латова Н.В. Непрерывное образование – стимул человеческого развития и фактор социально-экономических неравенств / под общ. ред. Ю.В. Латова. М.: ЦСПиМ, 2014. 433 с.
  2. Степин В.С. Культура // Всемирная энциклопедия: Философия / гл. ред. и сост. А.А. Грицанов: М.: АСТ, Мн.: Харвест, Современный литератор. С. 524–526.
  3. Кирьякова А.В. Теория ориентации личности в мире ценностей. Оренбург: Изд-во «Южный Урал», 1996. 188 с.
  4. Бим-Бад Б.М., Петровский А.В. Образование // Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. Т. 2. М-Я / гл. ред. В.В. Давыдов. М.: Большая Российская энциклопедия, 1999. С. 62–63.
  5. Коровин С.С. Введение в теорию и дидактические основания физической культуры: курс лекций по теории и методике физической культуры. Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2006. 132 с.
  6. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М.: Школа-пресс, 1995. 394 с.
  7. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. М.: Физкультура и спорт, 1991. 543 с.
  8. Теория и методика физического воспитания / под общ. ред. Л.П. Матвеева, А.Д. Новикова. В 2 т. Т. 2. М.: Физкультура и спорт, 1976. 304 с.
  9. Теория и методика физической культуры / под ред. Ю.Ф. Курамшина. М.: Советский спорт, 2003. 464 с.
  10. Основы теории и методики физической культуры / под общ. ред. А.А. Гужаловского. М.: Физкультура и спорт, 1986. 352 с.
  11. Теория и методика физического воспитания / под ред. Т.Ю. Круцевич. В 2 т. Т. 2. Киев: Олимпийская литература, 2003. 391 с.
  12. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта. М.: Академия, 2014. 480 с.
  13. Теория и методика физического воспитания / под ред. Б.А. Ашмарина. М.: Просвещение, 1990. 287 с.
  14. Кабачков В.А. Основы физического воспитания с профессиональной направленностью в учебных заведениях профтехобразования: автореф. дис. … д-ра пед. наук. М.: ВНИИФКС, 1996. 63 с.
  15. Кабачков В.А., Полиевский С.А. Профессионально-прикладная физическая подготовка учащихся средних ПТУ. М.: Высшая школа, 1982. 176 с.
  16. Кабачков В.А., Полиевский С.А. Профессиональная направленность физического воспитания в ПТУ. М.: Высшая школа, 1991. 222 с.
  17. Раевский Р.Т. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов технических вузов. М.: Высшая школа, 1985. 138 с.
  18. Ильинич В.И. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов вузов. М.: Высшая школа, 1978. 144 с.
  19. Коровин С.С. Теоретические и методологические основы профессиональной физической культуры учащейся молодежи: автореф. дис. … д-ра пед. наук. М.: ВНИИФКС, 1997. 49 с.
  20. Коровин С.С., Кабачков В.А. Профессиональная физическая культура и формирование личности: монография. Оренбург: Изд-во ОГПУ, 1998. 259 с.
  21. Кабачков В.А., Полиевский С.А., Буров А.Э. Профессиональная физическая культура в системе непрерывного образования молодежи. М.: Советский спорт, 2010. 296 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Коровин С.С., 2021

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».