Профилированное физкультурное образование: методологическая основа
- Авторы: Коровин С.С.1
-
Учреждения:
- Оренбургский государственный педагогический университет
- Выпуск: Том 10, № 1 (2021)
- Страницы: 326-330
- Раздел: Педагогические науки
- URL: https://ogarev-online.ru/2309-4370/article/view/70352
- DOI: https://doi.org/10.17816/snv2021101308
- ID: 70352
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Актуальность представленного материала обусловлена необходимостью разрешения противоречия между социальной потребностью в создании и воспроизводстве «человеческого капитала» и недостаточным методологическим обоснованием ценностного потенциала профессиональной физической культуры и профилированного физкультурного образования в воспитании сущностных культурологических характеристик личности профессионала как субъекта «человеческого капитала». Обосновано, что предмет исследования – характеристика компонентов профилированного физкультурного образования, а цель – методологическое обоснование профилированного физкультурного образования в воспитании культурологических характеристик личности профессионала. Показано, что методологическую основу составили личностно-ориентированный и культурологический подходы к организации образовательных процессов. Обосновано, что в воспроизводстве «человеческого капитала» одно из ведущих мест отводится ценностям профессиональной физической культуры, с направленным использованием которых достигается оптимальное соотношение в коррекции телесно-душевно-духовных кондиций человека, его профессионально важных двигательных и личностных потребностей и способностей. Утверждается положение о том, что их качество-количество отражает сформированность профессиональной физической культуры личности, проявления базовой культуры субъекта и в целом характеризует качество «человеческого капитала». Показано, что одним из основополагающих видов профессиональной физической культуры является профилированное физкультурное образование как специально организованный и специфический педагогический процесс развития, обучения и воспитания профессионально значимых ценностных ориентаций, двигательных и личностных потребностей и способностей личности профессионала. Обосновано, что структура профилированного физкультурного образования представлена следующими компонентами: профилированные физкультурное обучение, воспитание и развитие, реализация которых обеспечивают должную комплексность и всесторонность в становлении сущностных культурологических характеристик личности профессионала как субъекта «человеческого капитала». Автор утверждает, что основными задачами профилированного физкультурного обучения являются формирование опыта социально корректного поведения; обучение профессионально важным (прикладным) двигательным умениям и навыкам; освоение системы профессионально ориентированных физкультурно-спортивных знаний и умений физкультурного самосовершенствования. Профилированное физкультурное воспитание имеет задачи доведения до должного состояния системы профессионально важных двигательных качеств; становления (воспроизводства и поддержания) профессионально важных личностных свойств и качеств; формирования системы потребностей и мотивов в профессионально ориентированном физкультурно-спортивном самосовершенствования. Профилированное физкультурное развитие обеспечивает решение задач оптимизации основных профессионально важных адаптационных возможностей; коррекции физического развития и профессионально важных функциональных возможностей; развития профессионально важных психических процессов и их видов.
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Сергей Семенович Коровин
Оренбургский государственный педагогический университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: kss5656@yandex.ru
Доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и методики спортивных дисциплин, адаптивной физической культуры и медико-биологических основ физического воспитания
Россия, ОренбургСписок литературы
- Ключарев Г.А., Диденко Д.В., Латов Ю.В., Латова Н.В. Непрерывное образование – стимул человеческого развития и фактор социально-экономических неравенств / под общ. ред. Ю.В. Латова. М.: ЦСПиМ, 2014. 433 с.
- Степин В.С. Культура // Всемирная энциклопедия: Философия / гл. ред. и сост. А.А. Грицанов: М.: АСТ, Мн.: Харвест, Современный литератор. С. 524–526.
- Кирьякова А.В. Теория ориентации личности в мире ценностей. Оренбург: Изд-во «Южный Урал», 1996. 188 с.
- Бим-Бад Б.М., Петровский А.В. Образование // Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. Т. 2. М-Я / гл. ред. В.В. Давыдов. М.: Большая Российская энциклопедия, 1999. С. 62–63.
- Коровин С.С. Введение в теорию и дидактические основания физической культуры: курс лекций по теории и методике физической культуры. Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2006. 132 с.
- Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М.: Школа-пресс, 1995. 394 с.
- Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. М.: Физкультура и спорт, 1991. 543 с.
- Теория и методика физического воспитания / под общ. ред. Л.П. Матвеева, А.Д. Новикова. В 2 т. Т. 2. М.: Физкультура и спорт, 1976. 304 с.
- Теория и методика физической культуры / под ред. Ю.Ф. Курамшина. М.: Советский спорт, 2003. 464 с.
- Основы теории и методики физической культуры / под общ. ред. А.А. Гужаловского. М.: Физкультура и спорт, 1986. 352 с.
- Теория и методика физического воспитания / под ред. Т.Ю. Круцевич. В 2 т. Т. 2. Киев: Олимпийская литература, 2003. 391 с.
- Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта. М.: Академия, 2014. 480 с.
- Теория и методика физического воспитания / под ред. Б.А. Ашмарина. М.: Просвещение, 1990. 287 с.
- Кабачков В.А. Основы физического воспитания с профессиональной направленностью в учебных заведениях профтехобразования: автореф. дис. … д-ра пед. наук. М.: ВНИИФКС, 1996. 63 с.
- Кабачков В.А., Полиевский С.А. Профессионально-прикладная физическая подготовка учащихся средних ПТУ. М.: Высшая школа, 1982. 176 с.
- Кабачков В.А., Полиевский С.А. Профессиональная направленность физического воспитания в ПТУ. М.: Высшая школа, 1991. 222 с.
- Раевский Р.Т. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов технических вузов. М.: Высшая школа, 1985. 138 с.
- Ильинич В.И. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов вузов. М.: Высшая школа, 1978. 144 с.
- Коровин С.С. Теоретические и методологические основы профессиональной физической культуры учащейся молодежи: автореф. дис. … д-ра пед. наук. М.: ВНИИФКС, 1997. 49 с.
- Коровин С.С., Кабачков В.А. Профессиональная физическая культура и формирование личности: монография. Оренбург: Изд-во ОГПУ, 1998. 259 с.
- Кабачков В.А., Полиевский С.А., Буров А.Э. Профессиональная физическая культура в системе непрерывного образования молодежи. М.: Советский спорт, 2010. 296 с.
Дополнительные файлы
