К вопросу об организации текущего контроля образовательных результатов студентов педагогического вуза

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Статья посвящена проблеме оценивания образовательных результатов студентов педагогического вуза, в частности проведению текущего контроля. Рассматриваются понятия «оценивание», «контроль», «измерение» образовательных результатов. Цель статьи состоит в анализе системы оценивания, видах контроля образовательных результатов студентов естественно-географического факультета Самарского государственного социально-педагогического университета, а также в описании средств оценивания качества профессиональной подготовки, в частности педагогического тестирования. Авторами проанализированы основные профессиональные образовательные программы высшего образования, реализуемые на естественно-географическом факультете, рабочие программы дисциплин, балльно-рейтинговые карты и фонды оценочных средств с целью определения системы оценивания образовательных результатов студентов педагогического вуза. В статье представлены результаты анкетирования профессорско-преподавательского состава с целью выявления методических подходов к контролю и оцениванию результатов профессиональной подготовки студентов. Авторами выявлена роль тестирования в оценке образовательных результатов в рамках дистанционного обучения и описан опыт использования образовательной платформы «Online Test Pad» при организации контроля. Также в статье приведены результаты анкетирования студентов с целью выявления их отношения к современным средствам оценивания результатов обучения. Использование различных современных средств оценивания в профессиональном образовании дает возможность определения соответствия содержания, уровня и качества подготовки студентов, а систематическое проведение контроля и оценивания позволяет определить уровень и качество образовательных результатов, а также качество профессиональной подготовки студентов педагогического вуза.

Об авторах

Екатерина Сергеевна Степанова

Самарский государственный социально-педагогический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: katia1405@mail.ru

кандидат педагогических наук, доцент кафедры химии, географии и методики их преподавания

Россия, Самара

Екатерина Александровна Макарова

Самарский государственный социально-педагогический университет

Email: ekaterinamakarova@yandex.ru

кандидат педагогических наук, доцент кафедры биологии, экологии и методики обучения

Россия, Самара

Список литературы

  1. Гулидов И.Н. Педагогический контроль и его обеспечение: учеб. пособие. М.: Форум, 2005. 240 с.
  2. Коляда Л.А. Контроль качества профессиональной подготовки будущих педагогов: автореф. дис. … канд. пед. наук. Саратов, 2007. 23 с.
  3. Ефремова Н.Ф. Тестовый контроль качества учебных достижений в образовании: автореф. дис. … канд. пед. наук. Ростов-на-Дону, 2003. 18 с.
  4. Михалева Т.Г., Хлебников В.А. Проблемы оценки учебных достижений // Вопросы тестирования в образовании. 2000. № 1. С. 62–70.
  5. Непопалова Е.С. Современные средства контроля качества профессиональной подготовки учителя географии и биологии // Инновационные технологии и методы в профессиональном образовании студентов университета: мат-лы науч.-метод. конф., г. Астрахань, 30–31 марта 2009 г. Астрахань: Изд. дом «Астраханский университет», 2009. С. 80–83.
  6. Самылкина Н.Н. Современные средства оценивания результатов обучения. М.: Бином. Лаборатория знаний, 2007. 172 с.
  7. Степанова (Непопалова) Е.С. Средства оценивания результатов обучения в профессиональной подготовке учителя географии // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2009. Т. 11, № 4 (30). С. 881–887.
  8. Субетто А.П., Панасюк В.П., Яковлев Ю.Е. Понятийный аппарат качества в образовании // Профессиональное образование. 1999. № 10. С. 14–16.
  9. Чернилевский Д.В., Лузик Э.В. Подходы к диагностике качества обучения. М.: МГТА, 2000. 27 с.
  10. Звонников В.И., Челышкова М.Б. Современные средства оценивания результатов обучения: учеб. пособие. М.: Издательский центр «Академия», 2007. 224 с.
  11. Дятлова К.Д. Системный подход к составлению и анализу качества педагогических тестов по биологии: монография. Нижний Новгород: НГСХА, 2006. 239 с.
  12. Челышкова М.Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов: учеб. пособие. М.: Логос, 2002. 125 с.
  13. Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. (Как выбирать, создавать и использовать тесты для целей образования). М.: Интеллект-Центр, 2001. 296 с.
  14. Михайлычев Е.А. Дидактическая тестология. М.: Народное образование, 2001. 432 с.
  15. Михайлычев Е.А. Дидактические тесты как средство педагогических измерений // Школьные технологии. 2001. № 3. С. 170–178.
  16. Науменко О.В., Лецко В.А., Чандр М.Ю. Педагогическое тестирование в высшей школе: проблемы и решения: учебно-методическое пособие. Волгоград: Перемена, 2005. 68 с.
  17. Челышкова М.Б., Савельев Б.А. Методические рекомендации по разработке педагогических тестов для комплексной оценки подготовленности студентов в вузе. М.: ИЦ ПКПС, 1995. 94 с.
  18. Аванесов В.С. Научные проблемы тестового контроля знаний. М.: ИЦ ПКПС, 1994. 110 с.
  19. Ковалева Г.С. Зарубежный опыт построения и актуальные проблемы развития тестовых систем // Российский и зарубежный опыт построения систем образовательного тестирования: мат-лы к семинару «Актуальные проблемы построения системы национальных образовательных стандартов и тестирования». М., 2000. 148 с.
  20. Гутгарц Р.Д. Особенности дистанционного тестирования в Интернете // Современные проблемы экономики региона: сб. науч. тр. Иркутск: Изд-во ИГЭА, 2001. С. 79–88.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Степанова Е.С., Макарова Е.А., 2021

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».