The analysis of modern approaches to the development of students’ professional competencies at transport universities
- Authors: Polovinkina A.Y.1, Mikhelkevich V.N.2
-
Affiliations:
- Samara State Transport University
- Samara State Technical University
- Issue: Vol 9, No 4 (2020)
- Pages: 330-336
- Section: Pedagogical Sciences
- URL: https://ogarev-online.ru/2309-4370/article/view/59514
- DOI: https://doi.org/10.17816/snv202094312
- ID: 59514
Cite item
Full Text
Abstract
The paper discusses the recent qualitative changes in the country system of training students of transport universities. Based on the opinions of scientists and considerable experience in higher education, the authors of the paper state the timeliness of reforming the current system of professional training of prospective railway engineers. Taking into account the requirements of employers and the new generation of professional standards being introduced, it is planned to improve the forms and training methods. At the same time, it is recommended to focus on professional competencies development among students of the transport university, which will undoubtedly contribute to their successful industrial activities in the future. The paper analyzes the experience of applying various approaches that allow to form necessary professional competencies in engineering activities (design, research, operational and technological, organizational and managerial) for students of transport universities as part of the development of the program 23.05.03 The Railway Rolling Stock. The authors have described in details the essence, value and practical expediency of using context-based, activity-based and personality-oriented approaches in the system of transport education for students’ professional competencies development in engineering activities.
Full Text
##article.viewOnOriginalSite##About the authors
Anna Yuryevna Polovinkina
Samara State Transport University
Author for correspondence.
Email: polovinkina-a.y@mail.ru
senior lecturer of Carriage Department
Russian Federation, SamaraValentin Nikolaevich Mikhelkevich
Samara State Technical University
Email: j918@yandex.ru
doctor of technical sciences, professor of Psychology and Pedagogy Department
Russian Federation, SamaraReferences
- Послание Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию (20.02.2019 г.) [Электронный ресурс] // http://www.kremlin.ru/events/president/news/59863.
- Чугунова С.В., Овчинникова Л.П., Михелькевич В.Н. Содержательные компоненты готовности выпускников транспортного вуза к профессиональной деятельности // Наука и образование транспорту: мат-лы XII междунар. науч.-практ. конф. Т. 2. 6–7 ноября 2019 г., г. Самара, Российская Федерация. Самара: СамГУПС, 2019. С. 355–357.
- Половинкина А.Ю. Содержание образовательной деятельности, обеспечивающей формирование профессиональных компетенций у студентов транспортного вуза // Наука и образование транспорту: мат-лы XII междунар. науч.-практ. конф. Т. 2. 6–7 ноября 2019 г., г. Самара, Российская Федерация. Самара: СамГУПС, 2019. С. 310–312.
- Михелькевич В.Н., Мякинькова С.Н., Овчинникова Л.П. Проблемы трудоустройства, профессионально-замещаемости, психологической и трудовой адаптации выпускников технических вузов в условиях неопределенности рынка труда // Высшее и среднее профессиональное образование России в начале 21-го века: состояние, проблемы, перспективы развития: мат-лы 12-й междунар. науч.-практ. конф. Т. 2. 17 мая 2018 г. Казань: Редакционно-издательский центр «Школа», 2018. С. 131–134.
- Вербицкий А.А. Контекстное обучение: понятие и содержание // Эксперимент и инновации в школе. 2009. № 4. С. 8–13.
- Райцев А.В., Тахохов Б.А. О профессиональной компетентности выпускника вуза // Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени Коста Левановича Хетагурова. 2014. № 4. С. 268–273.
- Тахохов Б.А. Управление качеством образовательного процесса современного вуза // Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени Коста Левановича Хетагурова. 2014. № 4. С. 283–287.
- Федотова О.И. Контекстное обучение в компетентностном подходе // Вестник развития науки и образования. 2009. № 3. С. 80–81.
- Вербицкий А.А. Контекстно-компетентностный подход к модернизации образования // Высшее образование в России. 2010. № 5. С. 32–37.
- Вербицкий А.А. Контекстное обучение в системе дополнительного образования педагога // Нижегородское образование. 2012. № 1. С. 36–42.
- Албегова Д.У. Контекстный подход в системе высшего профессионального образования [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 5. – http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=22213.
- Швецова М.Н. Контекстное обучение в условиях открытого образования (система «школа-вуз») // Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании. 2012. № 5 (20). С. 7–10.
- Иванов М.С., Данилов Д.А. Деятельностный подход к подготовке компетентных агроинженеров: монография. Якутск: Изд. дом Северо-Восточного федерального ун-та, 2011. 88 с.
- Рубинштейн С.Л. Проблема деятельности и сознания в системе советской психологии // Ученые записки МГУ. Психология. Движение и деятельность. 1945. Вып. 90. С. 6–21.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд. М.: Политиздат, 1977. 604 с.
- Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека: учеб. пособие для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Изд. корпорация «Логос», 1996. 318 с.
- Купавцев А.В. Деятельностный подход к профессиональной подготовке в системе многоуровневого инженерного образования // Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Серия «Естественные науки». 2006. № 4. С. 106–120.
- Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования – специалитет по специальности 23.05.03 Подвижной состав железных дорог: Приказ Минобрнауки России от 27.03.2018 № 215.
- Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного образования. М.: Изд-во «Сентябрь», 2000. 176 с.
- Якиманская И.С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения // Вопросы психологии. 1995. № 2. С. 31–42.
- Якиманская И.С. Основы личностно-ориентированного образования: монография. М.: Изд-во «Бином», Лаборатория знаний, 2013. 222 с.
- Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. Ростов-на-Дону: Изд-во РГПУ, 2000. 352 с.
- Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. 2003. № 2. С. 58–64.
- Хуторской А.В. Компетентностный подход в обучении: науч.-метод. пособие. М.: Изд-во «Эйдос», 2013. 73 с.
- Соколова И.Ю. Психологические основы учебно-педагогической деятельности: учебное пособие. Томск: Изд-во ТПУ, 2003. 306 с.
- Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования образовательных систем. М.: Изд-во «Логос», 1999. 272 с.
- Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. М.: Изд-во «Знание», 1980. 96 с.
- Половинкина А.Ю., Овчинникова Л.П., Михелькевич В.Н. Обоснование личностно-ориентированного подхода при выборе студентами транспортного вуза вида будущей инженерной деятельности // Современные проблемы науки и образования. 2020. № 7. С. 197–201.
- Левин Б.А. Повышение качества отраслевого инженерного транспортного образования // Качество инженерного образования: мат-лы общерос. науч.-практ. конф. 24–26 ноября 2014 г., г. Томск, Российская Федерация / гл. ред. Ю.П. Похолков. Томск: ТПУ, 2014. С. 104–114.
Supplementary files
