Heterogeneous electronic information and educational environment of the university – a problem or an opportunity?

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

E-learning technologies in the context of full-time and distance education have long passed the stage of innovation and have become an integral part of modern professional education. However, a number of issues related to the implementation and maintenance of the educational process based on e-learning are still relevant. This paper analyzes the problem of unification of software products, cloud technologies and services that form the electronic information and educational environment (EIEE) of a university. The authors interpret «homogeneity» and «heterogeneity» concepts in the context of the EIEE and illustrate the industry specifics of requirements and expectations for homogeneity. It is clearly proved that the heterogeneous EIEE of the university acts as a useful object/model of study when training specialists for work in cultural institutions in the fields of computer science and computer engineering, applied computer science. In these cases the EIEE structure of the university through the provision of experience develops students’ readiness for subsequent formal and non-formal life-long training. The paper also presents tools for assessing the existing level of heterogeneity of the EIEE and a method of expert evaluation that allows to predict the optimal level of heterogeneity-homogeneity for the EIEE of a particular university.

About the authors

Tatiana Valerianovna Dobudko

Samara State University of Social Sciences and Education

Author for correspondence.
Email: tdobudko@mail.ru

doctor of pedagogical sciences, professor, head of Computer Science, Applied Mathematics and Teaching Methods Department

Russian Federation, Samara

Natalia Vladimirovna Malova

Samara State Institute of Culture

Email: natvm@rambler.ru

candidate of pedagogical sciences, assistant professor of Philology and Philosophy Department

Russian Federation, Samara

Olga Isaakovna Pugach

Samara State University of Social Sciences and Education

Email: olpugach@yandex.ru

candidate of pedagogical sciences, associate professor of Computer Science, Applied Mathematics and Teaching Methods Department

Russian Federation, Самара

References

  1. Охлупина О.В. Вузы перед лицом пандемии: актуальные аспекты организации самостоятельной работы студентов в условиях дистанционного образования // Высшее образование сегодня. 2020. № 7. С. 24–28.
  2. Бедрина Е.Б., Фаизова А.Р. Оценка готовности высших учебных заведений России к вынужденному переходу на дистанционную форму обучения студентов в условиях пандемии // Социокультурное пространство России и зарубежья: общество, образование, язык. 2020. № 9. С. 11–19.
  3. Формирование информационно-технологической компетентности будущих педагогов в электронной информационно-образовательной среде вуза / В.В. Болгова и др. Самара: Изд-во Самар. гос. экон. ун-та, 2019. 168 с.
  4. Functional monitoring and control in electronic information and educational environment / T.V. Dobudko, A.V. Ochepovsky, S.V. Gorbatov, W. Hashim, A. Maseleno // International Journal of Recent Technology and Engineering. 2020. Vol. 8, iss. 2. P. 1383–1386.
  5. Махаметова М.М. Плюсы и минусы онлайн-обучения // Современная педагогика. 2017. № 5 (54). С. 1–2.
  6. Финогеев А.Г., Маслов В.А., Финогеев А.А. Структура электронной образовательной среды с использованием гетерогенных сетей для доступа к информационным ресурсам // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Технические науки. 2011. № 1 (17). С. 106–116.
  7. Мкртчян В.С., Бершадский А.М., Бождай А.С. Разработка теоретических основ и моделей для организации сервис-ориентированных взаимодействий интеллектуальных самоорганизующихся компонентов в межгосударственных электронных образовательных системах, сетях и средах // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2015. № 177. С. 94–99.
  8. Соловьёв И.В. Гетерогенная компьютерная игра как образовательная технология // Образовательные ресурсы и технологии. 2015. № 4 (12). С. 8–16.
  9. Использование потенциала холистичной информационно-образовательной среды вуза на этапе перехода к цифровому обучению / В.И. Богословский, В.Н. Аниськин, А.Л. Бусыгина, Т.В. Добудько // Региональная информатика (РИ–2020): мат-лы XVII Санкт-Петербургской междунар. конф. 28–30 октября 2020 г., г. Санкт-Петербург. СПб.: Изд-во «Региональная общественная организация «Санкт-Петербургское Общество информатики, вычислительной техники, систем связи и управления», 2020. С. 35–37.
  10. Кузьминов Я.И., Фрумин И.Д. Онлайн-обучение: как оно меняет структуру образования и экономику университета. Открытая дискуссия Я.И. Кузьминов – М. Карной // Вопросы образования. 2015. № 3. С. 8–43.
  11. Каракозов С.Д., Маняхина В.Г. Профессионально-ориентированные компоненты электронной образовательной среды педагогического университета // Преподаватель ХХI века. 2017. № 1–1. С. 31–39.
  12. Развитие электронной информационно-образовательной среды педагогического вуза / Т.В. Добудько, С.В. Горбатов, А.В. Добудько [и др.] // Научное отражение. 2017. № 5–6 (9–10). С. 59–61.
  13. Ахметзянов Л.М. Электронная информационно-образовательная среда в вузе: состояние, проблемы // Провинциальные научные записки. 2016. № 1 (3). С. 57–61.
  14. Гущин А.В. Модель проект-концепции электронной информационно-образовательной среды педагогического вуза // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 3. С. 233.
  15. Балакин М.А., Балакина М.О. Автоматизация управления образовательным процессом в вузе: опыт создания электронной информационно-образовательной среды // Успехи современной науки и образования. 2017. Т. 2, № 5. С. 70–72.
  16. Доднина И.А., Воднева С.Н. Электронная информационно-образовательная среда вуза как фактор повышения качества и доступности образования // Педагогический вестник. 2019. № 8. С. 28–30.
  17. Дыльков А.Г. Электронная информационно-образовательная среда вуза как инструмент преподавателя групповых дисциплин // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 6 (79). С. 198–201.
  18. Кабальнов Ю.С., Минасов Ш.М., Минасова Н.С., Тархов С.В. Организация обучения в гетерогенных информационно-обучающих средах на основе автономных программируемых учебных модулей // Вестник Уфимского государственного авиационного технического университета. 2007. Т. 9, № 4. С. 68–76.
  19. Сорочинский М.А. Анализ готовности преподавателей к работе в электронной образовательной среде вуза // Общество: социология, психология, педагогика. 2018. № 8 (52). С. 103–106.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML
2. Figure 1 - Current and optimal homogeneity index of EIOS (opinion of expert teachers of Samara universities)

Download (13KB)

Copyright (c) 2021 Dobudko T.V., Malova N.V., Pugach O.I.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».