Проблемы профессиональной замещаемости и дополнительного образования выпускников технических вузов
- Авторы: Михелькевич В.Н.1, Овчинникова Л.П.2, Чугунова С.В.3
-
Учреждения:
- Самарский государственный технический университет
- Самарский государственный университет путей сообщения
- Академия для одарённых детей (Наяновой)
- Выпуск: Том 9, № 3 (2020)
- Страницы: 275-281
- Раздел: Педагогические науки
- URL: https://ogarev-online.ru/2309-4370/article/view/50654
- DOI: https://doi.org/10.17816/snv202093306
- ID: 50654
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье рассматриваются психодидактические проблемы, возникающие при трудоустройстве выпускников технических вузов на должности, квалификация которых не соответствует либо уровню, либо профилю, либо направлению профессиональной подготовки, полученной ими при обучении в высшей технической школе. Это социально-дидактическое явление в зарубежной педагогической литературе было названо профессиональной замещаемостью. Акцентируется внимание на том, что в обществе с рыночной экономикой и свободным рынком труда явление профессиональной замещаемости в каких-то масштабах является вероятным и неизбежным и в силу этого проблема адаптации выпускников вузов при трудоустройстве на замещаемые должности приобретает высокую актуальность как для самих молодых специалистов, так и для работодателей, а также для системы дополнительного образования. Проблема исследования состоит в устранении возникшего противоречия. Целью исследования является разработка методики выбора рациональной индивидуальной профессиональной траектории выпускника технического вуза, трудоустраиваемого на замещаемую должность, в которой за основные факторы выбора принимаются тип и квалификационный уровень замещаемой должности, желание и возможность претендента на трудоустройство получить дополнительную профессиональную переподготовку и переквалификацию. Показано, что профессиональная замещаемость может быть двух видов: вертикальная и горизонтальная. Рассматриваются содержание и компоненты начального (адаптационного) этапа работы молодого специалиста в занимаемой должности, на котором он должен пройти психологическую и профессиональную предметно-отраслевую функциональную адаптацию самостоятельно и в режиме самообучения освоить недостающие знания и профессиональные компетенции, а в большинстве случаев пройти дополнительное обучение на производственных и научных стажировках, на курсах повышения квалификации, в магистратуре, аспирантуре. В статье приведена сводная таблица, в которой обобщены виды и формы дополнительного образования молодых специалистов, работающих на замещаемых должностях, при различных видах горизонтальной и вертикальной профессиональной замещаемости. Эта таблица – по сути дела морфологическая матрица, которая может служить неким навигатором для выпускников вузов при принятии решений по трудоустройству на замещаемые должности, а также для учреждений дополнительного образования – для разработки образовательных программ повышения квалификации и переквалификации специалистов рассматриваемого кластера. Результаты исследований рекомендуется использовать при подготовке специалистов в государственных технических вузах.
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Валентин Николаевич Михелькевич
Самарский государственный технический университет
Email: j918@yandex.ru
доктор технических наук, профессор кафедры психологии и педагогики
Россия, СамараЛюдмила Павловна Овчинникова
Самарский государственный университет путей сообщения
Автор, ответственный за переписку.
Email: plovchin@yandex.ru
доктор педагогических наук, профессор кафедры теологии
Россия, СамараСветлана Владимировна Чугунова
Академия для одарённых детей (Наяновой)
Email: leto_0885@mail.ru
тьютор
Россия, СамараСписок литературы
- Колтунова Ю.И. Трудности трудоустройства и профессиональной адаптации выпускников вузов // Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 24 (353). С. 68–71.
- Бальзанников М.И., Лысов С.Н. Модель системы непрерывного образования для строительного комплекса региона // Дополнительное профессиональное образование. 2008. № 6. С. 8–23.
- Бальзанников М.И., Лысов С.Н., Евстропов В.В., Лысов М.С. Развитие программ профессиональной подготовки и переподготовки в области строительства в соответствии с требованиями профессиональных стандартов // Промышленное и гражданское строительство. 2015. № 4. С. 67–71.
- Барышникова М.Ю., Симонов А.В., Чиннова И.И. Роль образовательных кластеров в подготовке специалистов инженерно-технического профиля в интересах развития приоритетных отраслей экономики // Инновации в образовании. 2014. № 4. С. 5–16.
- Пиявский С.А., Савельева Г.П. Деятельность преподавателя при новых формах организации образовательного процесса в инновационном вузе: монография. Самара: СГАСУ, 2013. 187 с.
- Михелькевич В.Н., Мякинькова С.Н., Овчинникова Л.П. Проблемы трудоустройства, профессиональной замещаемости, психологической и трудовой адаптации выпускников технических вузов в условиях неопределенности рынка труда // Высшее и среднее профессиональное образование в России в начале 21 века: состояние, проблемы, перспективы развития: междунар. науч. практ. конф. Казань: КГАСУ, 2018. С. 131–134.
- Лысов С.Н., Михелькевич В.Н. Психолого-педагогические условия развития жизненной перспективы личности в системе дополнительного профессионального образования // Технология профессионального образования: традиции и новации: мат-лы междунар. науч.-метод. конф.. Т. 1. Самара: СГАСУ, 2009. С. 37–44.
- Галицков С.Я., Михелькевич В.Н. Функциональная специализация инженерного труда: монография: Самара: СГАСУ, 2005. 166 с.
- Неволина В.В., Белоновская И.Д., Баранов В.В. Профессиональное самоопределение личности в современном образовательном пространстве: монография. М.: Перо, 2017. 199 с.
- Овчинникова Л.П., Михелькевич В.Н. Эффективный способ развития личностно-ориентированных качеств специалиста // Наука и образование транспорту. 2016. № 2. С. 300–301.
- Дидковская Я.В. Взаимосвязь профессионального самоопределения и профессиональной карьеры: методологические подходы // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2015. № 2 (35). С. 160–165.
- Лежнев С.Н., Лежнева В.М. Корпоративное профессиональное образование как один из вариантов решения проблемы повышения квалификации и переподготовки кадров для металлургической отрасли производства // Литейные процессы. 2012. № 11. С. 265–269.
- Разуваев С.Г., Разуваев И.С. Профессиональная социализация и профессиональное самоопределение обучающихся в многоуровневом образовательном комплексе // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 4 (9). С. 99–102.
- Старостина Н.Н. Профессиональное самоопределение как важная составляющая профессиональной социализации личности // Научное обозрение. Педагогические науки. 2017. № 5. С. 174–177.
- Пахневская О.Г., Романченко М.К., Шалбаева Л.В. Трудоустройство выпускников профессиональных образовательных организаций: практика, проблемы и решения // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2019. № 3 (35). С. 33–43.
- Лысов С.Н. Управление профессиональными компетенциями в строительном комплексе Российской Федерации // Приволжский научный журнал. 2014. № 4 (32). С. 260–267.
- Ларина Е.О. Особенности трудоустройства выпускников высшей школы в условиях экономической неопределенности // Education & Science – 2016: мат-лы междунар. науч.-практ. конф. для работников науки и образования. Publishing House Science and Innovation Center, Ltd. (Saint-Louis), 2016. С. 197–200.
- Положение о национальном совете при Президенте Российской Федерации. Утверждено Указом Президента Российской Федерации от 16 апреля 2014 г. № 249.
- Зеер Э.Ф. Профессиональное самоопределение человека: смена парадигмы в профессиональной деятельности // Профессиональное образование и рынок труда. 2014. № 1. С. 36–37.
Дополнительные файлы
