Лингводидактический потенциал концептов в обучении иностранным языкам будущих переводчиков

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье рассматриваются возможности и пути изучения концептов в обучении иностранным языкам будущих переводчиков. Автор отмечает междисциплинарный характер современных дидактических исследований, анализирует теорию концепта с точки зрения лингвистики, культурологии, психолингвистики, а также отмечает факт становления лингвоконцептодидактики как нового научного направления. В статье представлено лингводидактическое понимание концепта, проанализирована его структура и смысловое наполнение. Автор детально описывает процесс овладения иноязычными концептами и представляет его как последовательность нескольких этапов. Освоение иноязычных концептов связано с формированием концептной компетенции. В статье отмечается, что овладение иноязычными концептами должно идти параллельно с освоением иноязычной лексики. Кроме того, необходимо использовать аутентичные материалы в обучении иностранным языкам, которые позволяют формировать концептуальную картину мира носителей языка. Знакомство с иноязычными концептами является особенно актуальным для будущих переводчиков, изучающих несколько иностранных языков и сталкивающихся с проблемой перевода понятий и явлений иноязычной действительности. В статье представлено, каким образом можно реализовать концептуальность в обучении иностранным языкам. Автор приводит практический пример изучения английского концепта «Travel», предлагает примеры упражнений и заданий для его освоения, а также мнемотехнические приемы для запоминания лексем-репрезентантов концепта. Подчеркивается, что концепты необходимо включать в содержание обучения иностранному языку будущих переводчиков. Это способствует формированию правильных представлений об иноязычной действительности, осмыслению фактов родной и иноязычной культуры, т.е. формированию культурной рефлексии.

Об авторах

Светлана Сергеевна Василенко

Вологодский государственный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: svetavasilenko@inbox.ru

кандидат педагогических наук, доцент кафедры лингвистики и межкультурной коммуникации

Россия, Вологда

Список литературы

  1. Тарнаева Л.П. Теория концепта в свете лингводидактических проблем // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2014. № 7 (37): в 2-х ч. Ч. I. С. 208–212.
  2. Кубрякова Е.С., Демьянков В.З., Панкрац Ю.Г., Лузина Л.Г. Краткий словарь когнитивных терминов / под общ. ред. Е.С. Кубряковой. М.: Изд-во МГУ, 1996. 245 с.
  3. Ляпин С.Х. Концептология: к становлению подхода // Концепты. Научные труды Центроконцепта. 1997. Вып. № 1. С. 11–35.
  4. Степанов Ю.С. Концепты. Тонкая пленка цивилизации. М.: Языки славянской культуры, 2007. 248 с.
  5. Залевская А.А. Психолингвистический подход к проблеме концепта // Методологические проблемы когнитивной лингвистики / под ред. И.А. Стернина. Воронеж: Изд-во ВГУ, 2001. С. 36–44.
  6. Чернышев С.В. Лингвоконцептодидактика как перспективное направление современных лингводидактических исследований // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2016. № 2. С. 130–135.
  7. Василенко С.С. Концептная компетенция как цель обучения иностранному языку студентов лингвистических направлений // Педагогическое образование в России. 2013. № 5. С. 151–155.
  8. Корниенко Е.Р. Понимание иноязычного текста: лингводидактический аспект // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Филология, Теория языка, Языковое образование. 2010. № 2 (6). С. 91–98.
  9. Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. Волгоград: Перемена, 2002. 477 с.
  10. Попова З.Д., Стернин И.А. Когнитивная лингвистика. М.: АСТ Восток-Запад, 2007. 314 с.
  11. Курганова Н.И. Конструирование концептов в процессе освоения иноязычной культуры // Известия Российского гос. педагогического ун-та им. А.И. Герцена. Психолого-педагогические науки (психология, педагогика, теория и методика обучения). 2008. № 11 (68). С. 132–140.
  12. Cambridge Dictionary Online [Internet] // https://dictionary.cambridge.org.
  13. Collins Cobuild Essential English Dictionary / ed. by D. Crystal. Cambridge: Cambridge University Press. 2003. 499 p.
  14. Longman Activator. The world’s First Production Dictionary, 1995. 1250 p.
  15. The New Oxford Dictionary of English, 1999. 1516 p.
  16. Kiss G., Armstrong C., Milroy R. The Associative Thesaurus of English. Edinburgh, 1972. 294 p.
  17. Василенко С.С. К вопросу об определении единицы обучения иноязычной лексике // Федеральный научно-практический журнал // Вестник Орловского государственного университета. Серия «Новые гуманитарные исследования»: федеральный научно-практический журнал. 2012. № 4 (24). С. 244–246.
  18. British National Corpus [Internet] // https://thesaurus.com.
  19. Michigan Corpus of Academic Spoken English [Internet] // https://quod.lib.umich.edu/m/micase.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рис. 1


© Василенко С.С., 2020

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».