Практические вопросы обучения дискурсному чтению иностранных военнослужащих

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье описаны упражнения для обучения дискурсному чтению иностранных военнослужащих. Отличительной чертой упражнений является то, что они направлены на формирование когнитивных стратегий, метакогнитивных стратегий и умений в дискурсном чтении. Каждая группа упражнений создает определенный порядок действий, нацеленных на формирование стойких навыков. Методика работы обучения дискурсному чтению раскрыта на примере специальных упражнений к учебному тексту «Военно-морской флот России». Автором выявлена и обоснована целесообразность применения упражнений на занятиях по русскому языку как иностранному. В статье подробно описана поэтапная работа с учебным текстом, которая предполагает выполнение ряда заданий, направленных на развитие всех видов речевой деятельности, а также на совершенствование лексических и грамматических навыков обучающихся. Алгоритм работы с текстом может быть использован с обучающимися первого сертификационного уровня и включает в себя притекстовые и послетекстовые задания на развитие умений дискурсного чтения, а также оптимизацию временных затрат на приобретение стойких навыков. Особое внимание уделяется способности воспринимать текст с позиции иноязычного дискурса, когда максимальный результат определяется культурой учебной деятельности.

Об авторах

Наталья Викторовна Савиных

Военно-морская академия им. Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова

Автор, ответственный за переписку.
Email: natali.savinikh@yandex.ru

преподаватель кафедры русского языка

Россия, Санкт-Петербург

Список литературы

  1. Веракша Т.В. Дискурс как способ актуализации корпуса текстов по специальности в процессе обучения иностранных военнослужащих русскому языку в условиях военно-морского вуза // Русский язык в полиэтническом образовательном пространстве военного вуза: мат-лы II межвуз. науч.-метод. конф. 12 декабря 2019 года / под ред. Н.В. Давыдовой, Н.Ю. Васильевой. СПб.: ВАС, 2019. С. 36–40.
  2. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. М.: Просвещение, 1975. 214 с.
  3. Савиных Н.В. Применение метода кейс-стади при изучении гуманитарных текстов на уроках русского языка как иностранного // Русский язык в полиэтническом образовательном пространстве военного вуза: мат-лы II межвуз. науч.-метод. конф. 12 декабря 2019 года / под ред. Н.В. Давыдовой, Н.Ю. Васильевой. СПб.: ВАС, 2019. С. 402–410.
  4. Изаренков Д.И. Аппарат упражнений в системном описании // Русский язык за рубежом. 1994. № 1. С. 77–85.
  5. Пассов Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению. М.: Русский язык, 1989. 276 с.
  6. Шатилов С.Ф. Актуальные проблемы методики обучения русскому языку иностранных учащихся: учеб. пособие. Л.: ЛГУ, 1985. 56 с.
  7. Иванов С.В. Методика обучению дискурсному чтению на иностранном языке студентов социально-политических специальностей: автореф. дис. … канд. пед. наук. СПб., 2011. 23 с.
  8. Кузнецова Е.О. Формирование лингвострановедческой компетенции студентов исторических факультетов на основе аккумулирующего лингвострановедческого чтения: автореф. дис. … канд. пед. наук. СПб., 2013. 21 с.
  9. Иванов С.В. Дискурс-ориентированный подход к обучению иноязычному чтению для специальных целей // Современные проблемы лингводидактики и методики преподавания иностранных языков: мат-лы XXXIX междунар. филологической конф. СПб.: СПбГУ, 2010. С. 113–116.
  10. Гусейнова А.Б. Типовой текст как основная единица обучения // Знание. 2016. № 9–2 (38). С. 68–74.
  11. Бодровцева Н.Ю. История возникновения торгового мореплавания на Руси // Молодой ученый. 2017. № 5. С. 336–342.
  12. Ерошкина О.Е. История России: учебное пособие для иностранных студентов. СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2012. 64 с.
  13. Надводный военный флот СССР. Ч. 1 [Электронный ресурс] // http://www.moremhod.info/index.php/library-menu/16-morskaya-tematika/237-nadvodnyj-flot.
  14. Аракелова М.П., Кондратенко С.Ю. Особенности управления Военно-морским флотом в первые послевоенные годы (1945–1953) // Вестник Московского университета. Серия 21. Управление (государство и общество). 2013. № 1. С. 132–145.
  15. Не допустить сильного превосходства флота США [Электронный ресурс] // Газета.ru. – https://www.gazeta.ru/army/2017/07/21/10797668.shtml.
  16. Обучение чтению на иностранном языке в современном университете: теория и практика: монография / под ред. Н.В. Баграмовой, Н.В. Смирновой, И.Ю. Щемелевой. СПб.: Златоуст, 2016. 184 с.
  17. Шатилов С.Ф. Некоторые принципы создания системы упражнений для обучения иностранным языкам // Система обучения иностранным языкам в школе и вузе: межвуз. сб. науч. тр. Л.: ЛГПИ, 1978. С. 3–12.
  18. Демьянова Ж.В. Формирование лингвострановедческой компетенции студентов неязыковых факультетов педагогического вуза: автореф. дис. … канд. пед. наук. Челябинск, 2010. 20 с.
  19. Фоломкина С.К. Обучение чтению на иностранном языке в неязыковом вузе: учеб.-метод. пособие. М.: Высшая школа, 2005. 255 с.
  20. Иванов С.В. Методика обучению дискурсному чтению на иностранном языке студентов социально-политических специальностей: автореф. дис. … канд. пед. наук. СПб., 2011. 23 с.
  21. Кузнецова Е.О. Характеристика профессионально ориентированных упражнений для обучения аккумулирующему лингвострановедческому чтению // Вестник СПбГУ. Сер. 9. 2013. Вып. 1. С. 136–139.
  22. Кронштатова Е.А. Практический материал для развития когнитивной деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью // Устойчивое развитие науки и образования. 2018. № 2. С. 176–184.
  23. Залевская А.А. Вопросы теории овладения вторым языком в психолингвистическом аспекте. Тверь: Тверской государственный ун-т, 1996. 195 с.
  24. Гирфанова Э.М. Дополнительные обучающие возможности грамматических упражнений // Вопросы методики преподавания в вузе. 2018. Т. 7, № 26. С. 36–44.
  25. Финаева Т.В. Дискурс-ориентированный подход к обучению восприятия устной речи // Язык, культура, коммуникация. 2014. № 2 (2). С. 276–279.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Савиных Н.В., 2020

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».