Экскурсия как форма организации просветительской деятельности Ботанического сада Петра Великого БИН РАН
- Авторы: Мусинова Л.П.1, Калугин Ю.Г.1, Митина Е.Г.2
-
Учреждения:
- Ботанический институт им. В.Л. Комарова РАН
- Мурманский арктический государственный университет
- Выпуск: Том 9, № 1 (2020)
- Страницы: 259-267
- Раздел: Педагогические науки
- URL: https://ogarev-online.ru/2309-4370/article/view/34573
- DOI: https://doi.org/10.17816/snv202091308
- ID: 34573
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье приводится обзор экскурсоводческой деятельности в одном из старейших садов России - Ботаническом саду Петра Великого Ботанического института им. В.Л. Комарова РАН. Авторами впервые обобщен опыт работы с посетителями Ботанического сада Петра Великого за период с конца XIX в. по настоящее время. Большое внимание уделено истории становления экскурсионного дела в России и в Ботаническом саду. Стимулом к работе послужил возрастающий интерес к ботаническим садам и разнообразные формы экскурсоводческой работы, существующие сейчас в ботаническом саду г. Санкт-Петербурга. Современное экскурсоведение достаточно широко описывает общие основы ведения экскурсий, однако частные, практические приёмы представлены недостаточно. Поэтому актуальной становится задача методических разработок для специалистов узкоспециализированной профессии - экскурсоводов ботанического сада. На основе исторического опыта описываются правила подготовки к экскурсии в ботаническом саду, уделено внимание аспектам при отборе информации для экскурсии, приведены специальные методические приёмы, даны общие рекомендации по проведению экскурсий. Знание особенностей проведения экскурсий в Ботаническом саду поможет специалистам эффективно и грамотно организовать работу по экологическому и биологическому просвещению как взрослых, так и юных экскурсантов.
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Лариса Петровна Мусинова
Ботанический институт им. В.Л. Комарова РАН
Email: larmuss@rambler.ru
методист культурно-просветительского центра
Россия, Санкт-ПетербургЮрий Гурьянович Калугин
Ботанический институт им. В.Л. Комарова РАН
Email: kalugin_yuri@list.ru
научный сотрудник
Россия, Санкт-ПетербургЕлена Гарисоновна Митина
Мурманский арктический государственный университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: elena_mitina08@mail.ru
доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры естественных наук
Россия, МурманскСписок литературы
- Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений. 4 изд., доп. М.: Азбуковник, 1999. 944 с.
- Шанц Е.А. Методическое сопровождение экскурсионной деятельности в дошкольной образовательной организации // Элективные курсы в профессиональной подготовке магистров дошкольного образования: учебно-методическое пособие / Л.Л. Лашкова, С.М. Зырянова, Е.А. Шанц; под науч. ред. Л.Л. Лашковой. Сургут-Шадринск: Изд-во ООО «Шадринский Дом печати», 2018. 136 с.
- Голубева И.А. Все это краеведы-энтузиасты … полные благородства и гордости старинной. Заметки Н.П. Анциферова о поездке с И.М. Гревсом по древнерусским городам в 1925 г. // Отечественные архивы. 2017. № 5. С. 85-102.
- Райков Б.Е. Методика и техника экскурсий. 4-е изд., перераб. и доп. М.-Л.: ГИЗ, 1930. 116 с.
- Емельянов Б.В. Экскурсоведение: учебник. М.: Советский спорт, 2007. 216 с.
- Cirer-Costa J.C. Spain’s new coastal destinations. 1883-1936: The mainstay of the development of tourism before the Second World War // Annals of Tourism Research. 2014 March. Vol. 45. P. 18-29.
- Cirer-Costa J.C. The beginnings of tourism in Majorca. 1837-1914 // Annals of Tourism Research. 2012 Oct. Vol. 39, is. 4. P. 1779-1796.
- Kulas M. What are the Benefits of Field Trips for Children? [Internet] // https://howtoadult.com.
- Арнаутова Е.М. История оранжерейных коллекций Ботанического сада Петра Великого [Электронный ресурс] // Hortus bot. 2015. Т. 10. - http://hb. karelia.ru/journal/article.php?id=3102.
- Липский В.И. Краткий путеводитель по Императорскому Ботаническому Саду. СПб., 1900.
- Пальмовые оранжереи в Ботаническом саду // Зодчий. 1897. № 4. С. 29-30.
- Императорский Санкт-Петербургский ботанический сад за 200 лет его существования (1713-1913). СПб., 1913-1915. Ч. II. 1913.
- От Аптекарского огорода до Ботанического института. Очерки по истории Ботанического института Академии наук СССР. М.-Л.: Издательство Академии наук СССР, 1957. 308 с.
- Толковый словарь русского языка: в 4 т. / под ред. Д.Н. Ушакова. М.: Государственный институт «Советская энциклопедия» (т. 1): ОГИЗ (т. 1): Государственное издательство иностранных и национальных словарей (т. 2-4), 1935-1940.
- Словарь практического психолога / сост. С.Ю. Головин. Мн.: Харвест, 1998. 800 с.
- Ярославцева М.А., Волчанская А.В. Практика организации курсов по подготовке экскурсоводов в Ботаническом саду Петра Великого БИН РАН [Электронный ресурс] // Hortus bot. 2018. Т. 13, прил. I. - http://hb.karelia.ru/journal/article.php?id=5804.
- Полоскин А.В., Еремеева Е.Ю. Выбор и изучение объектов для экскурсии в природу // Экологические экскурсии для юных петербуржцев (сборник методических материалов «Экскурсия как проект учащегося»). СПб.: РИС ГОУ ЦО «СПб ГДТЮ», 2017. 71 с.
- Долженко Г.П. Экскурсионное дело: учебное пособие. 3-е издание. Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. 272 с.
- Рыбалка Л.Г., Радько Г.А. Специальные приемы проведения экскурсий как пути преодоления кризисов внимания // Профессиональная коммуникация: актуальные вопросы лингвистики и методики. 2014. № 7. С. 83-90.
- Руденко А.М. Психология социально-культурного сервиса и туризма: 2-е издание, испр. и доп. Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. 313 с.
- Арнаутова Е.М. Особенности содержания дендрологических коллекций в оранжереях ботанических садов (на примере оранжерейных коллекций Ботанического сада Петра Великого БИН РАН) [Электронный ресурс] // Hortus bot. 2017. Т. 12, прил. II. doi: 10.15393/j4.art.2017.4282.
- Арнаутова Е.М., Романова Е.Л. Оранжереи Ботанического сада Петра Великого. СПб.: ООО «Первый издательско-полиграфический холдинг, 2016. 68 с.
- ФГОС дошкольного образования. Федеральные государственные образовательные стандарты [Электронный ресурс] // https://fgos.ru.
- Мусинова Л.П., Ярославцева М.А., Калугин Ю.Г. Методические рекомендации для экскурсоводов по проведению экскурсий с элементами квеста «Самые-самые» и «По следам невиданных зверей» для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста в Ботаническом саду Петра Великого: науч.-метод. пособие. СПб.: БИН РАН, 2019. 36 с.
Дополнительные файлы
