Политика имперской аккультурации населения северных казахских степей (середина XVIII–XIX вв.): феномен Оренбургской киргизской школы
- Авторы: Котов А.В.1
-
Учреждения:
- Оренбургский государственный педагогический университет
- Выпуск: Том 8, № 3 (2019)
- Страницы: 188-194
- Раздел: Исторические науки и археология
- URL: https://ogarev-online.ru/2309-4370/article/view/34373
- DOI: https://doi.org/10.17816/snv201983213
- ID: 34373
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В данной статье освещаются основные вопросы образовательной политики Российской империи в XVIII–XIX вв. в отношении населения северных казахских степей. Рассматриваются конкретные примеры мирного взаимодействия русских поселенцев с местным казахским населением через призму культурного и просветительского влияния, что выражалось в основании ряда учебных заведений для «инородцев» северных казахских степей. Выявляется значение образовательной и культурной интеграции местного населения в российское общество. Основные аспекты образовательной политики Российской империи исследуются на фактическом материале русско-инородческих школ. Приводятся проблемы аккультурации местного населения и пути их решения в трудах современников и непосредственных участников данных событий. Вводятся в научный оборот архивные материалы, рассказывающие об истории образовательного учреждения – Оренбургской киргизской школы. Рассматривается функционал Оренбургской киргизской школы, который подразумевал культурную и образовательную аккультурацию казахского населения в середине XIX века. Раскрываются причины смены образовательных и культурных ориентиров данной школы в различные периоды ее существования, результаты ее работы и роль в процессе интеграции нерусских народов в единое социокультурное пространство Российской империи.
Ключевые слова
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Антон Владиславович Котов
Оренбургский государственный педагогический университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: antonkotov97@mail.ru
студент исторического факультета
Россия, ОренбургСписок литературы
- Dzhundzhuzov S.V., Lyubichankovskiy S. The Influence of the Imperial Policy of Acculturation on the Formation and Evolution of the Power Elite among the Stavropol Christened Kalmyks (1737–1842) // Bylye Gody. 2018. Vol. 49, is. 3. P. 970–979.
- Lyubichankovskiy S., Dmitriev V.V. The Southern Periphery of the Russian Empire and a Problem of Colonialism (on materials of National Policy of Russia in Relation to the Crimean Tatars at the end of XVIII – the beginning of the 20th century) // Bylye Gody. 2017. Vol. 45, is. 3. P. 1010–1024.
- Lyubichankovskiy S., Akanov K. Orenburg in the History of Integration of Kazakh Steppe in the Russian Imperia XVIII – beginning of XX century // Bylye Gody. 2018. Vol. 48, is. 2. P. 484–495.
- Васильев А.В. Исторический очерк русского образования в Тургайской области и современное его состояние. Оренбург: Типо-лит. Жаринова, 1896. 224 с.
- Ильминский Н.И. Воспоминания об И.А. Алтынсарине. Казань: Типо-лит. В.М. Ключникова, 1891. 396 с.
- Тажибаев Т.Т. Казахская школа при Оренбургской пограничной комиссии (1850–1869). Алма-Ата: Казахское гос. учеб.-педагог. изд-во, 1961. 39 с.
- Денисов Д.Н. Исторические мечети Оренбурга // Мечети в духовной культуре татарского народа (XVIII в. – 1917 г.). Казань: Институт истории АН РТ, 2006. С. 53–72.
- Семенов В.Г., Семенова В.П. Губернаторы Оренбургского края. Оренбург: Оренбургское книжное издательство, 1999. 400 с.
- Желваков Н.А. Хрестоматия по истории педагогики. Т. IV. История русской педагогики с древнейших времён до Великой пролетарской революции. М.: Государственное учебно-педагогическое изд-во, 1936. 516 с.
- Алекторов А.Е. История Оренбургской губернии. 2-е изд. Оренбург: Тип. Б. Бреслина, 1883. 128 с.
- Кузьмин А.Г. Татищев. 2-е изд., доп. М.: Молодая гвардия, 1987. 368 с.
- Юдин П.Л. Барон О.А. Игельстром в Оренбургском крае (1784–1798) // Русский архив. 1896. № 1, № 4. С. 513–555.
- Русский биографический словарь. Т. VIII. Ибак – Ключарев. СПб.: Тип. Главного Управления Уделов, 1897. С. 43–44.
- Полное собрание законов Российской империи. Т. XXII. № 16255. 1174 с.
- Записки Департамента Духовным Дел о магометанских школах // Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 821. Оп. 150. Д. 410.
- Прошлое Казахстана в источниках и материалах / под ред. С.Д. Асфендиярова, П.А. Кунте. 2-е изд. Алматы: Казакстан, 1997. 380 с.
- Ильминский Н.И. Из переписки по вопросу о применении русского алфавита к инородческим языкам. Казань: Тип. ун-та, 1883. 47 с.
- Ильминский Н.И. Неизданное письмо Н.И. Ильминского о способах обучения инородцев. СПб.: Синод. тип., 1900. 8 с.
- Ильминский Н.И. О переводе православных христианских книг на инородческие языки: Практич. замечания Н. Ильминского. Казань: Унив. тип., 1875. 47 с.
- Ильминский Н.И. Из переписки об удостоении инородцев священнослужительских должностей. Казань: Тип. В.М. Ключникова, 1885. 20 с.
- Ремнёв А.В. Татары в казахской степи: соратники и соперники Российской империи // Вестник Евразии. 2006. № 4. С. 5–32.
- Алекторов А.Е. Тургайская область: Естеств. и производительные силы обл., хоз. деятельность ее населения и нар. образование: (Стат. очерки). Оренбург: Типо-лит. И.И. Евфимовского-Мировицкого, 1891. 98 с.
- Любичанковский С.В. Политика аккультурации средствами просвещения исламских подданных Российской империи: исторический опыт Оренбургского края (середина XIX – начало XX вв.): монография. Оренбург: Издательский центр ОГАУ, 2018. 264 с
Дополнительные файлы
