A systematic approach to schoolchildren’s environmental thinking development and prospective teachers’ training for this work organization

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The following paper discusses one of the aspects of environmental education. It is related to the necessity to use a systematic approach for schoolchildren’s environmental thinking development. The process of environmental thinking development is linked with environmental education implementation. For a long time, environmental education was considered as an integral part of biological education, but now an interdisciplinary approach to this work is considered. Different models of cognition are also considered, the recognition or denial of which influenced the nature of science development and the content of the educational process. Cognitive models in varying degrees, depending on specific conditions, determined the level and nature of ecological knowledge system development. A systematic approach for schoolchildren’s environmental thinking development should be based on the main positions, which are the basis of cognitive models that act as paradigmatic methodological guidelines. The implementation of a systematic approach to environmental thinking development proceeds more successfully when using the practice-oriented approach, which lies at the basis of the lesson and students’ extracurricular activities organization. The above mentioned approach can be now implemented in the form of project development. While working with students - prospective teachers, ecologization of disciplines is widely implemented.

About the authors

Elena Anatolyevna Lamekhova

South Ural State Humanitarian Pedagogical University

Author for correspondence.
Email: dobry_bobr@mail.ru

candidate of pedagogical sciences, associate professor of General Biology and Physiology Department

Russian Federation, Chelyabinsk

References

  1. Лисеев И.К. Новые методологические ориентации в современной философии биологии // Методология биологии: новые идеи / отв. ред. О.Е. Баксанский. М.: Эдиториал УРСС, 2001. С. 21-32.
  2. Корочкин Л.И. Преемственность идей и формирование парадигм в биологии и генетике развития // Логика, методология и философия науки: мат-лы к VIII Межд. конгрессу по логике, методологии и философии науки. М.: Наука, 1987. 159 с.
  3. Андреева Н.Д. Система эколого-педагогического образования студентов-биологов в педагогическом вузе: дис. … д-ра пед. наук. СПб., 2000. 326 с.
  4. Несговорова Н.П. Подготовка к эколого-педагогической деятельности в системе непрерывного профессионального образования: дис. … д-ра пед. наук. Курган, 2015. 528 с.
  5. Мейен С.В. Проблема редукционизма в биологии // Диалектика развития в природе и научном познании. М.: ИНИОН АН СССР, 1978. С. 23-31.
  6. Моисеев Н.Н. Сохранить человечество на Земле // Экология и жизнь. 2000. № 1. С. 10-14.
  7. Моисеев Н.Н. Коэволюция природы и общества. Пути ноосферогенеза // Экология и жизнь. 1997. № 2-3. С. 8-10.
  8. Ламехов Ю.Г. Междисциплинарный подход при изучении теории эволюции в средней и высшей школе // Междисциплинарность науки как фактор инновационного развития: сб. статей междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред. А.А. Сукиасян. Уфа: Аэтерна, 2017. С. 146-149.
  9. Тюмасева З.И., Ламехов Ю.Г. Вопросы антропологии в биологическом образовании школьников: метод. указания. Челябинск: ИУУ, 1988. 51 с.
  10. Ламехова Е.А., Долганова Л.В. Экологическая информация как средство активизации мыслительных процессов учеников при изучении биологии в средней школе // Челябинску - 250 лет: тезисы докладов краеведческой конф., посв. юбилею города. Челябинск: Полиграфическое объдинение «Книга», 1996. С. 36-38.
  11. Уткина Т.В., Ламехов Ю.Г., Ламехова Е.А. Биологическое разнообразие Челябинской области: уч.-метод. пособие. Челябинск: ЧИППКРО, 2015. 319 с.
  12. Уткина Т.В., Ламехова Е.А., Ламехов Ю.Г. К вопросу о методике изучения биологического разнообразия в средней общеобразовательной школе // Инновационная наука. 2016. № 2-3. С. 203-208.
  13. Строкова Н.П., Ламехова Е.А. Учителю о лекарственных растениях: учебный справочник. Челябинск: Изд-во Челябинского гос. пед. ун-та, 2010. 146 с.
  14. Ламехова Е.А., Ламехов Ю.Г. Современные представления о видовом разнообразии на уроках ботаники // Инновационная наука. 2016. № 5-3 (17). С. 139-145.
  15. Ламехова Е.А. Методика проектной деятельности в обучении биологии // Проблемы внедрения результатов инновационных разработок: сб. статей междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред. А.А. Сукиасян. Уфа: АЭТЕРНА, 2015. С. 184-185.
  16. Лей В.А. Развитие эколого-педагогической компетентности студентов технического вуза: автореф. … канд. пед. наук. М., 2017. 23 с.
  17. Яценко Н.Е. Толковый словарь обществоведческих терминов. СПб.: Лань, 1999. 528 с.
  18. Кузьмина С.А. Формирование экологической грамотности старшеклассников в процессе изучения естественнонаучных дисциплин: автореф. дис. … канд. пед. наук. Архангельск, 2010. 19 с.
  19. Панфилова Л.В. Формирование экологической компетентности в процессе профессиональной подготовки учителя химии: дис. … д-ра пед. наук. Тольятти, 2002. 481 с.
  20. Макарова Е.А., Носова Т.М., Семенов А.А. Формирование экологической компетентности в профессиональной подготовке учителей через обучение в сотрудничестве: монография. Самара: ПГСГА, 2012. 155 с.
  21. Ламехова Е.А. Экологические убеждения как часть экологической культуры школьников // Учащаяся молодежь России: прошлое, настоящее, будущее: сб. статей / отв. ред. В.Я. Рушанин. Челябинск: Издательство Челябинского государственного педагогического университета, 2000. С. 222-224.
  22. Ламехова Е.А. Некоторые подходы к формированию экологической культуры в условиях общеобразовательной школы // Проблемы экологии и экологического образования Уральского Федерального округа: мат-лы Региональной науч.-практ. конф. Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2008. С. 36-40.
  23. Ламехова Е.А., Ламехов Ю.Г. Значение экологических знаний при изучении истории формирования представлений об эволюции в высшей школе // Биологическое и экологическое образование студентов и школьников: актуальные проблемы и пути их решения: мат-лы IV междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред. А.А. Семенов. Самара: СГСПУ, 2018. С. 271-278.
  24. Ламехова Е.А., Ламехов Ю.Г. Использование местных объектов растений и животных при подготовке учителей биологии // Актуальные проблемы методики преподавания биологии, химии и экологии в школе и вузе: сб. трудов междунар. конф. М.: МГОУ, 2016. С. 56-58.
  25. Ламехова Е.А., Мосиенко М.Ю. Изучение адаптации биосистем к различным факторам среды в вузовском курсе по выбору «Зоогеография» // Адаптация биологических систем к естественным и экстремальным факторам среды: мат-лы V междунар. науч.-практ. конф. Челябинск: Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2014. С. 64-67.
  26. Ламехова Е.А. Методические основы факультатива «Использование растительных и животных объектов в организации биологических экскурсий» // Биологическое и экологическое образование: методология, теория, методика: сб. мат-лов XI междунар. методол. семинара. СПб.: Тесса, 2011. С. 90-93.
  27. Ламехова Е.А., Палашкевич Г.А. Экологические убеждения будущих учителей биологии как основа активной профессиональной деятельности // Экология в средней и высшей школе: синтез науки и образования: мат-лы всерос. науч.-практ. конф. Челябинск: ЧГПУ, 2012. С. 120-125.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2019 Lamekhova E.A.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».