Педагогические условия формирования эстетического сознания в процессе вокально-хоровой деятельности
- Авторы: Чжан Л.1
-
Учреждения:
- Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка
- Выпуск: Том 13, № 4 (2024)
- Страницы: 176-182
- Раздел: Педагогические науки
- URL: https://ogarev-online.ru/2309-4370/article/view/284651
- DOI: https://doi.org/10.55355/snv2024134315
- ID: 284651
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Автор исследования предлагает контекстное определение понятия «эстетическое сознание», разработанную им модель эстетической организации вокально-хоровой деятельности, формулирует педагогические условия формирования эстетического сознания в вокально-хоровой деятельности в интерпретации хоровых произведений. Эти данные выступают как результат исследования, имеющего своим предметом формирование эстетического сознания студентов в вокально-хоровой деятельности. В контекстном определении эстетического сознания автор опирается на изучение генезиса идей об эстетике и эстетическом сознании в философии, искусствознании, музыкознании, а также на идеи о формировании эстетического сознания в психологии и музыкальной педагогике. Наиболее эффективный путь формирования эстетического сознания – приобщение к многовековым певческим эстетическим традициям в процессе художественно-исполнительского творчества, к опыту интерпретации произведений в хоровом искусстве. В работе подчеркивается, что принадлежность хорового пения к коллективным видам музицирования создает особые условия формирования эстетического сознания студентов. Педагог-хормейстер должен наблюдать за возникающими в творческом процессе интерпретации художественно-педагогическими функциональными ситуациями, используя их как педагогическое средство, дающее инструментальную возможность приобщения участников хорового коллектива к эстетическим ценностям друг друга. Музыкальная педагогика рассматривается автором как особая профессиональная сфера действительности, имеющая свои выразительные формы, воспринимаемые и усваиваемые как ценность непосредственно чувствами в целенаправленной деятельности по решению художественно-педагогических задач. Эстетическая ценность выразительных форм предмета «музыка» в рамках всех преподаваемых на его основе дисциплин имеет мощный ярко выраженный педагогический потенциал и выступает средством формирования эстетического сознания будущего педагога-музыканта.
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Лумэй Чжан
Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка
Автор, ответственный за переписку.
Email: 1261321688@qq.com
соискатель кафедры музыкально-педагогического образования
БелоруссияСписок литературы
- Медушевский В.В. Синергийная эстетика // Сфера культуры. 2023. № 4 (14). С. 63–72.
- Медушевский В.В. Интонационная форма музыки: исследование. М.: Композитор, 1993. 262 с.
- Видгоф В.М. Философская формула человеческой деятельности и ключевые ценности культуры в системе образования // Системы и модели: границы интерпретаций: сб. тр. всерос. науч. конф. с междунар. участием. Томск, 2008. С. 101–108.
- Иконникова Л.Н. Интерпретаторская культура хорового дирижера. 2-е изд. / науч. ред. Ю.Д. Златковский. Минск: Изд. центр БГУ, 2008. 143 с.
- Безбородова Л.А. Теория и методика дирижерско-хоровой подготовки студентов к музыкально-просветительной деятельности: автореф. дис. … д-ра пед. наук: 13.00.05. М., 1996. 47 с.
- Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе: учеб. пособие. М.: Просвещение, 1983. 224 с.
- Функциональный // Ушаков Д.Н. Толковый словарь современного русского языка. М.: Аделант, 2014. С. 729.
- Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца: кн. для учителя. 2-е изд., испр. и доп. М.: Просвещение, 1984. 206 с.
- Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. Книги первая и вторая. Изд. 2-е. М.: Музыка. Ленингр. отд-ние, 1971. 376 с.
- Назайкинский Е.В. Логика музыкальной композиции. М.: Музыка, 1982. 319 с.
- Макина А.В. Музыкальное время: философско-эстетические и музыковедческие концепции XX века // Вопросы философии. 2013. № 7. С. 73–79.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность: учеб. пособие. 2-е изд., стер. М.: Смысл; Academia, 2005. 352 с.
- Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования. М.: Изд-во АН СССР, 1958. 147 с.
- Брушлинский А.В. Мышление и прогнозирование (логико-психологический анализ). М.: Мысль, 1979. 228 с.
- Дихтиевская Е.П., Чжан Л. Формирование эстетического сознания будущего педагога-музыканта: профессиональные задачи в контексте вокально-хоровой деятельности // Весцi БДПУ. Сер. 1. Педагогіка. Псіхалогія. Філалогія. 2024. № 2. С. 26–31.
- Баумгартен Александр Готлиб // Философский энциклопедический словарь / гл. редакция: Л.Ф. Ильичев, П.И. Федосеев, С.М. Ковалев, В.Г. Панов. М.: Сов. энциклопедия, 1983. С. 46.
- Бычков В.В., Бычков О.В. Эстетика // Новая философская энциклопедия: в 4 т. Т. 4. М.: Мысль, 2010. С. 456–466.
- Видгоф В.М. О специфике и структуре эстетического сознания как формы освоения действительности // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2001. № 3 (28). С. 38–43.
- Лосев А.Ф. Эстетика // Философская энциклопедия: в 5 т. Т. 5 / гл. ред. В.Ф. Константинов. М.: Советская энциклопедия, 1970. С. 570–577.
- Гетьман В.В. О роли искусства в становлении личности в творческом наследии М.С. Кагана: философско-педагогический аспект // Педагогика и психология образования. 2021. № 2. С. 22–30. doi: 10.31862/2500-297x-2021-2-22-30.
- Баумгартен Александр Готлиб // Философский энциклопедический словарь / ред.-сост.: Е.Ф. Губский, Г.В. Кораблева, В.А. Лутченко. М.: Инфра-М, 1998. С. 36.
- Эстетика // Философский энциклопедический словарь / гл. редакция: Л.Ф. Ильичев, П.И. Федосеев, С.М. Ковалев, В.Г. Панов. М.: Сов. энциклопедия, 1983. С. 805–808.
- Прозерский В.В. Обретение эстетики как философской науки в творчестве Александра Готлиба Баумгартена // Terra Aestheticae. 2018. № 1. С. 18–38.
Дополнительные файлы
