Approaches to the implementation of the Master's degree program «Guardianship and Trusteeship in Relation to Minors»

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The article examines modern challenges related to the development of professional competencies of employees of guardianship and trusteeship in relation to minors. The necessary competencies can be formed in the conditions of a master's program. This program can be based on a comprehensive, competency-based and research approaches. The experience of implementing the designated approaches within the framework of the master's program «Guardianship and Trusteeship in Relation to Minors» at Tomsk State Pedagogical University is presented. The article covers the practices of interdepartmental, cross-sectoral interaction with families and children in difficult life situations and socially dangerous situations as a way of implementing a comprehensive approach; activity-based formats of work with master's students as a way of implementing a competence-based approach; involving master's students in research work as a mechanism for responding to social challenges in changing conditions. Professional activity is considered from the perspective of social space, the national system of professional qualifications, the sectoral framework of qualifications, higher and additional professional education, the labor market and competence deficits. Examples of successful government initiatives and programs aimed at preventing social orphanhood and family distress are given, and resources for project activities of socially oriented non-profit organizations in the field of child protection are revealed.

About the authors

Marina Stanislavovna Sadieva

Tomsk State Pedagogical University

Email: sadievams@tspu.ru

candidate of psychological sciences, associate professor of Psychological and Pedagogical Education Department, vice-rector for educational activities

Russian Federation

Natalia Andreevna Fedorova

Tomsk State Pedagogical University

Author for correspondence.
Email: n.fedorova@tspu.ru

senior lecturer of Preschool Education Department, director of Center for Continuing Education and Competency Development

Russian Federation

References

  1. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс] // Президент России. http://www.kremlin.ru/acts/ constitution.
  2. Об утверждении Концепции развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2025 года и плана мероприятий на 2021–2025 годы по её реализации: распоряжение правительства РФ от 22.03.2017 № 520-р) [Электронный ресурс] // Гарант.ру. https://base.garant.ru/71643618.
  3. О Стратегии комплексной безопасности детей в Российской Федерации на период до 2030 года: указ президента РФ от 17.05.2023 № 358 [Электронный ресурс] // Гарант.ру. https://base.garant.ru/406888976.
  4. Макаренко А.Н., Смышляева Л.Г., Волчкова И.В., Поздеева С.И., Семенова Н.А. Организация образовательной среды педагогического университета: концепты и сценарий изменений // Высшее образование в России. 2021. Т. 30, № 10. С. 129–136. doi: 10.31992/0869-3617-2021-30-10-129-136.
  5. О государственной гражданской службе Российской Федерации: федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ [Электронный ресурс] // Гарант.ру. https://base.garant. ru/12136354.
  6. Количество детей-сирот в России по итогам 2023 года снизилось более чем на 4% [Электронный ресурс] // Минпросвещения России. https://edu.gov.ru/press/8483/ kolichestvo-detey-sirot-v-rossii-po-itogam-2023-goda-snizilos-bolee-chem-na-4.
  7. В восьми регионах РФ число детей без попечения родителей сократилось на 25% [Электронный ресурс] // ТАСС. https://tass.ru/obschestvo/21344283.
  8. Семенова Н.А. Благополучие и безопасность детства: педагогические аспекты // Педагогический журнал Башкортостана. 2023. № 4 (102). С. 22–31.
  9. Семья Г.В., Лашкул М.В., Яровикова О.А. Комплексный подход к профессиональному развитию специалистов органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних // Психологическая наука и образование. 2022. Т. 27, № 6. С. 170–182. doi: 10.17759/pse.202 2270613.
  10. Шульга Т.И. Современные подходы к развитию обучающихся с особыми образовательными потребностями // Стратегия развития образования для будущего России: мат-лы междунар. науч.-практ. конф., приуроченной к Году педагога и наставника в Российской Федерации, Владимир, 16–17 марта 2023 г. Электронное издание сетевого распространения. Ч. 1. Владимир: ГАОУ ДПО ВО ВИРО, 2023. С. 1388–1393.
  11. Семья Г.В., Карнаух И.С., Шульга Т.И. Обучение взрослых: разработка программ повышения квалификации для специалистов органов опеки и попечительства и аппаратов уполномоченных по правам ребенка // Социальные науки и детство. 2022. Т. 3, № 1. С. 7–22. doi: 10.17759/ssc.2022030101.
  12. Жильцов В.А. Региональная система квалификаций – инновационное решение для инновационной экономики // Профессиональное образование и рынок труда. 2013. № 1. С. 32–34.
  13. Семья Г.В., Зайцев Г.О., Зайцева Н.Г. Эффективность работы в сфере опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних, преодоления социального сиротства органов исполнительной власти и местного самоуправления города Москвы в 2011 г. М.: Вариант, 2012. 184 с.
  14. Ослон В.Н., Семья Г.В., Зинченко Е.А. Модель профессиональной подготовки работников органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних в условиях профильной магистратуры // Психология и право. 2019. Т. 9, № 3. С. 112–126. doi: 10.17759/psylaw.20190 90309.
  15. Семья Г.В., Шульга Т.И. Организация межведомственной системы взаимодействия специалистов, работающих в сфере опеки и попечительства, в отношении несовершеннолетних и преодоления социального сиротства. М.: Вариант, 2011. 132 с.
  16. Семья Г.В. Профессиональный стандарт специалиста органов опеки и попечительства // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2013. № 3. С. 19–28.
  17. Поздеева С.И. Магистратура как пространство профессионально-личностного развития студента и преподавателя // Высшее образование в России. 2018. Т. 27, № 3. С. 144–152.
  18. Поздеева С.И. Анализ исторического контекста выделения магистратуры как пространства научно-образовательной деятельности: обзор книги Уильяма Кларка «Академическая харизма и истоки исследовательского университета» (пер. с англ.; под науч. ред. М. Добряковой. М.: Издат. Дом высшей школы экономики, 2017. 736 с.) // Научно-педагогическое обозрение. 2019. Вып. 2 (24). С. 200–203. doi: 10.23951/2307-6127-2019-2-200-203.
  19. Поздеева С.И. Разработка концепции открытого профессионализма педагога как исследовательская задача // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2016. Вып. 1 (166). С. 88–90.
  20. Семенова Н.А. Вовлечение студентов педагогического вуза в исследовательскую работу экспериментальных площадок // Наука и образование: мат-лы II междунар. науч.-практ. конф. «Ценностные основания современного образования: новые концепты, результаты и практики» (г. Томск, 18–22 апреля 2022 г.). Томск: ТГПУ, 2022. С. 168–172.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2024 Sadieva M.S., Fedorova N.A.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».