Модель профессионализации студентов педагогических направлений подготовки в условиях современных вызовов
- Авторы: Бударина А.О.1, Дегтяренко К.А.1, Парахина О.В.1
-
Учреждения:
- Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта
- Выпуск: Том 13, № 3 (2024)
- Страницы: 159-165
- Раздел: Педагогические науки
- URL: https://ogarev-online.ru/2309-4370/article/view/280757
- DOI: https://doi.org/10.55355/snv2024133304
- ID: 280757
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Настоящая статья посвящена рассмотрению особенностей запуска и внедрения пилотного проекта по изменению уровней профессионального педагогического образования на основе опыта Балтийского федерального университета имени Иммануила Канта, а также эффективных практик образовательно-научного кластера «Институт образования и гуманитарных наук» Балтийского федерального университета имени Иммануила Канта, реализация которых способствует формированию и развитию профессиональной идентичности обучающихся педагогических направлений в период вузовской подготовки, первичной профессионализации студентов, формированию положительного отношения обучающихся к выбранной профессии, готовности эффективно и успешно работать в соответствующей профессиональной области, а также самостоятельно, продуктивно и осмысленно управлять процессом построения карьеры на протяжении всей своей жизни. На основе выполненного анализа особенностей организации среды поддержки профессионализации студентов в Балтийском федеральном университете имени Иммануила Канта, а также условий реализации подготовки педагогических кадров разработаны обобщенные практические рекомендации проектирования среды поддержки профессионализации студентов и формирования профессиональной идентичности будущих педагогов, которые могут быть использованы в целях решения вопросов обеспечения качества образования, в том числе преодоления разрыва содержания и результатов высшего образования с требованиями рынка труда.
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Анна Олеговна Бударина
Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта
Email: abudarina@kantiana.ru
доктор педагогических наук, профессор, руководитель Института образования и гуманитарных наук
Россия, г. КалининградКсения Андреевна Дегтяренко
Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта
Email: kdegtyarenko@kantiana.ru
кандидат филологических наук, заместитель руководителя Института образования и гуманитарных наук
Россия, г. КалининградОлеся Владимировна Парахина
Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта
Автор, ответственный за переписку.
Email: oparakhina@kantiana.ru
кандидат педагогических наук, заместитель руководителя Института образования и гуманитарных наук
Россия, г. КалининградСписок литературы
- О некоторых вопросах совершенствования системы высшего образования: Указ Президента РФ от 12.05.2023 № 343 [Электронный ресурс] // Гарант.ру. https://base.garant.ru/406868794.
- Jackson D. Re-conceptualising graduate employability: the importance of pre-professional identity // Higher Education Research & Development. 2016. Vol. 35, iss. 5. P. 925–939. doi: 10.1080/07294360.2016.1139551.
- Trede F., Macklin R., Bridges D. Professional identity development: a review of the higher education literature // Studies in Higher Education. 2012. Vol. 37, iss. 3. P. 365–384. doi: 10.1080/03075079.2010.521237.
- Ahmad Z., Anantharaman R.N., Ismail H. Students' Motivation, Perceived Environment and Professional Commitment: An Application of Astin's College Impact Model // Accounting Education. 2012. Vol. 21, iss. 2. P. 187–208. doi: 10.1080/09639284.2011.603472.
- Буянова Г.В., Гитман Е.К., Попова Т.В., Долматова Н.С. Профессионализация личности студента в период обучения в вузе: этапы развития профессиональной направленности // Science for Education Today. 2020. Т. 10, № 4. С. 44–60. doi: 10.15293/2658-6762.2004.03.
- Поваренков Ю.П. Психологическая характеристика профессиональной идентичности // Кризис идентичности и проблемы становления гражданского общества: сб. науч. тр. Ярославль, 2003. С. 154–163.
- Bridgstock R., Jackson D. Strategic institutional approaches to graduate employability: navigating meanings, measurements and what really matters // Journal of Higher Education Policy and Management. 2019. Vol. 41, iss. 5. P. 468–484. doi: 10.1080/1360080x.2019.1646378.
- Образовательный проект «Звезда будущего» [Электронный ресурс] // Центр развития современных компетенций детей БФУ им. И. Канта. https://unichild.kantiana.ru/obrazovanie/zvezda_buduschego.
- Бударина А.О., Дегтяренко К.А., Парахина О.В. STEAM-подход в обучении иностранному языку: инновационный опыт // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. 2021. № 1 (55). С. 84–86. doi: 10.46845/2071-5331-2021-1-55-84-86.
- Budarina A.O. The future of education: trends and challenges for educating practitioners // Professionalism in Education. Professional Learning in Multidimensional and Multicultural Educational Context / eds. B. Singh, M. Kaur. Punjab: Partap College of Education, 2023. P. 16–26.
- Bondarev M.G., Druz A.N., Mukhanova E.A., Shepelev A.I., Budarina A.O., Parakhina O.V., Degtyarenko K.A., Omashova G.Sh., Shomanbayeva M.T. Atlas of Best Practices in STEM Education (Finland, Ireland, Sweden, Turkey, Russia, Kazakhstan): monograph / ed. by A.O. Budarina. Kaliningrad: Immanuel Kant Baltic Federal University Press, 2024. 136 p.
- Бударина А.О., Дегтяренко К.А., Парахина О.В., Бихель О. Формирование межкультурной компетенции будущих учителей иностранных языков на основе тандем-метода: опыт Балтийского федерального университета им. И. Канта // Миссия образования – мир будущего: достижения и перспективы: мат-лы XX юбилейной междунар. науч.-практ. конф. / под ред. А.О. Будариной. Калининград: Изд-во БФУ им. И. Канта, 2021. С. 149–156.
- Мычко Е.И., Потменская Е.В., Парахина О.В. Индивидуально-творческий подход как методологическое основание практико-ориентированного экзамена у студентов педагогических направлений подготовки // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. 2023. № 3 (65). С. 7–11. doi: 10.46845/2071-5331-2023-3-65-7-11.
- Федоров А.А., Казакова Е.И., Фильченкова И.Ф., Бударина А.О., Гогоберидзе А.Г., Дегтяренко К.А., Парахина О.В., Полупан К.Л., Ким О.М., Кондракова И.Э., Казьминская А.Б. Анализ, информационно-методическое и организационное сопровождение реализации образовательных программ в сетевой форме: монография. Калининград: Изд-во БФУ им. И. Канта, 2022. 211 с.
Дополнительные файлы
