Идеи личностно ориентированного образования в высшей школе

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье обосновывается важность для современного общества решения задачи подготовки студента вуза как человека и специалиста в гармоничном единстве нравственного и профессионального и обосновывается возможность такой подготовки в рамках личностно ориентированного образования. На основании представлений Е.В. Бондаревской, В.В. Серикова, И.С. Якиманской об обучающемся как о цели образования, выявляется идея признания ценности студента как субъекта образования, сущность которой состоит в требовании по отношению к преподавателю признавать студента целью образования и целью собственного развития, признавать его нравственное значение, достоинство его личности, его право на уважение, на признание его уникальности. На основании представлений В.В. Серикова о личностном опыте выявляется идея развития личностного опыта студента, сущность которой заключается в ориентации преподавателя на создание условий для развития мировоззрения и ценностных ориентаций студентов, определяющих их действия и поступки. На основании представлений В.П. Зинченко о «живом знании» выявляется идея признания личностного смысла знания, сущность которой состоит в ориентации преподавателя на развитие у студентов способности наделять смыслом «мир воплощенного знания», который студент осваивает в процессе познавательной деятельности, вводящей его в «мир воплощенных ценностей», придающий знанию, становящемуся «живым знанием», личностный смысл.

Об авторах

Анжелика Николаевна Цепкова

Самарский государственный экономический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: zepkovaan@mail.ru

кандидат педагогических наук, преподаватель кафедры факультета среднего профессионального и предпрофессионального образования

Россия, Самара

Список литературы

  1. Завойчинская И.Г. Профессионализм и нравственность как факторы развития экономики [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 2. https://science-education.ru/ru/article/view?id=12396.
  2. Цвык В.А. Нравственная культура профессионала // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Философия. 2015. № 2. С. 68–77.
  3. Ахметшина Ю.В. Развитие философской идеи о нравственности будущих специалистов-экономистов в решении социальных и личностных проблем // Вестник Хабаровской государственной академии экономики и права. 2010. № 2. С. 88–92.
  4. Бражникова А.Н. Нравственность будущего профессионала как субъекта профессионализации // Институт психологии Российской академии наук. Организационная психология и психология труда. 2017. Т. 2, № 2. С. 162–184.
  5. Костюнина Л.И., Назаренко О.С., Панова Е.Е. Нравственность как фактор повышения профессионализма будущих специалистов по физической культуре // Теория и практика физической культуры. 2020. № 2. С. 12–14.
  6. Сафонов А.Г. Нравственность и профессионализм в современной педагогической практике // Социальные и культурные практики в современном российском обществе: инициатива, партнерство, стратегия развития: мат-лы IV всерос. науч.-метод. конф. (Новосибирск, 17–26 апреля 2019 г.). В 2 ч. Ч. 1 / под общ. ред. О.В. Капустиной, М.В. Чельцова. Новосибирск: НГПУ, 2019. С. 85–88.
  7. Лисеенко В.И. Особенности личностно ориентированного образования в вузе: формы реализации, особенности, проблемы // Молодой ученый. 2017. № 15 (149). С. 530–536.
  8. Аверина О.В. Личностно-ориентированное образование как перспективная модель обучения студентов в вузе // Математические методы и приложения: тр. XX математических чтений. Ч. 1. М.: Академия повышения квалификации, 2011. С. 128–130.
  9. Викулина М.А. Личностно ориентированное (значимое) образование и подготовка будущих профессионалов в вузе // Ведущие ученые НГЛУ: сб. ст. к 100-летию со дня основания Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н.А. Добролюбова. Нижний Новгород: НГЛУ им. Н.А. Добролюбова, 2018. С. 22–42.
  10. Петров Ю.Н., Государев М.А. Организация личностно ориентированного образования в вузе. Нижний Новгород: ВГИПА, 2001. 138 с.
  11. Райкова А.Н. К вопросу о важности личностно-ориентированного профессионального образования в вузе // Исследование различных направлений развития психологии и педагогики: сб. ст. междунар. науч.-практ. конф. (Уфа, 10 декабря 2014 г.). Уфа, 2014. С. 89–90.
  12. Цепкова А.Н. Содержание и методы ориентации будущего учителя на реализацию идей личностно ориентированного образования: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. Самара, 2012. 239 с.
  13. Кулюткин Ю.Н. От идеи к решению // Мышление учителя. Личностные механизмы и понятийный аппарат / под ред. Ю.Н. Кулюткина, Г.С. Сухобской. М.: Педагогика, 1990. С. 40–54.
  14. Бондаревская Е.В. Смыслы и стратегия личностно ориентированного воспитания // Педагогика. 2001. № 1. С. 17–24.
  15. Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания // Педагогика. 2007. № 8. С. 44–53.
  16. Сериков В.В. Личностно ориентированное образование: к разработке дидактической концепции // Педагогика. 1994. № 5. С. 16–21.
  17. Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. М.: Логос, 1999. 272 с.
  18. Якиманская И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. М.: Сентябрь, 2000. 112 с.
  19. Якиманская И.С. Технология личностно ориентированного образования. М.: Сентябрь, 2000. 176 с.
  20. Немов Р.С. Психология: учебник. 4-е изд. В 3 кн. Кн. 1: Общие основы психологии. М.: Владос, 2001. 688 с.
  21. Асмолов А.Г., Петровский А.В. Личность // Российская педагогическая энциклопедия / гл. ред. В.В. Давыдов. В 2 т. Т. 1. М.: Большая российская энциклопедия, 1993. С. 522–524.
  22. Каган М.С. Философская теория ценности. СПб.: Петрополис, 1997. 205 с.
  23. Ценности // Словарь по этике / под ред. А.А. Гусейнова, И.С. Кона. 6-е изд. М.: Политиздат, 1989. С. 388–390.
  24. Зинченко В.П. Психологическая педагогика. Материалы к курсу лекций. Ч. 1. Живое знание. Самара: СГПУ, 1998. 216 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Цепкова А.Н., 2024

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».